Суд | Верховный Суд Российской Федерации |
Дата решения | 11 февраля 2016 г., Определение |
Инстанция | Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция |
Категория | Гражданские дела |
Докладчик | Александров Валентин Николаевич |
Электронная копия решения | Скачать |
Решение |
Отрицательное решение
|
Дело № 46-АПГ16-1
г. Москва | 11 февраля 2016 г. |
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего | Александрова В.Н., |
судей | Абакумовой И. Д. и Меркулова В.П., |
при секретаре | Макаровой Т.А., |
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общеаства с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Молния» о признании недействующими пункта 6 приказа Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 22 ноября 2014 г. № 386 «Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей Самарской области» и приложения № 6 к приказу по апелляционной жалобе административного истца на решение Самарского областного суда от 23 сентября 2015 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя ООО Управляющая компания «Молния» Бакаева А.С., представителя Министерства энергетики и жилищно- коммунального хозяйства Самарской области Никитиной О.В., представителя открытого акционерного общества «ТЕВИС» Рыжовой Е.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Молния» (далее - ООО УК «Молния») обратилось в Самарский областной суд с заявлением о признании недействующими со дня принятия пункта 6 приказа Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 22 ноября 2014 г. № 386 «Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей Самарской области» и приложения № 6 к приказу в части установления тарифов на тепловую энергию, поставляемую открытым акционерным обществом «ТЕВИС» (СЦТ Автозаводский район г.о. Тольятти), г.о. Тольятти на 2015 год и о взыскании судебных расходов по государственной пошлине в размере 3000 руб.
Решением Самарского областного суда от 23 сентября 2015 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО УК «Молния» обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, регулирующих данные правоотношения.
В возражениях на апелляционную жалобу Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, открытое акционерное общество «ТЕВИС», прокуратура Самарской области просили обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы представители публичного акционерного общества «Т Плюс» в судебное заседание не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия установила следующее.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций установлены Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении).
В силу пункта статьи 3 7 Закона о теплоснабжении органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы, перечень которых приведен в статье 8 данного Закона, к числу которых относятся тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям, тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя.
Органом исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения на территории Самарской области является Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, к полномочиям которого относится государственное регулирование цен (тарифов) на товары и услуги организаций коммунального комплекса, газ, электрическую и тепловую энергию (Положение о Министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 13 июля 2011 г. № 337).
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 22 ноября 2014 г. № 386 «Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей Самарской области» утверждены тарифы на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям Самарской области, на период с 1 января по 31 декабря 2015 г.
(далее - приказ от 22 ноября 2014 г. № 386).
Пунктом 6 приказа и приложением № 6 к нему установлен тариф на тепловую энергию, поставляемую открытым акционерным обществом «ТЕВИС» (далее - ОАО «ТЕВИС») потребителям СЦТ Автозаводского района городского округа Тольятти на 2015 год: в период с 1 января по 30 июня 2015 г. - 1393,58 руб./Гкал; в период с 1 июля по 31 декабря 2015 г. - 1516,30 руб./Гкал.
Данный приказ является нормативным правовым актом, принятым уполномоченным органом и опубликованным 2 декабря 2014 г. в установленном порядке в газете «Волжская коммуна», № 316 (29168).
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 18 статьи 2 Закона о теплоснабжении регулируемым видом деятельности в сфере теплоснабжения является вид деятельности, при осуществлении которого расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с данным Федеральным законом государственному регулированию, в том числе: реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя, оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя; оказание услуг по поддержанию резервной тепловой мощности.
Согласно пункту 11 статьи 2 Закона о теплоснабжении теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.
Теплосетевой организацией является организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии (пункт 16 статьи 2 Закона о теплоснабжении).
Единая теплоснабжающая организация в системе теплоснабжения - это теплоснабжающая организация, которая определяется в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 г. № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее - Правила организации теплоснабжения).
Под схемой теплоснабжения понимается документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения, её развития с учётом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Пунктом 3 Правил организации теплоснабжения установлено, что статус единой теплоснабжающей организации присваивается теплоснабжающей и (или) теплосетевой организации решением федерального органа исполнительной власти (в отношении городов с населением 500 тысяч человек и более) или органа местного самоуправления при утверждении схемы теплоснабжения поселения, городского округа.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ОАО «ТЕВИС» на праве собственности принадлежат сети теплоснабжения в Автозаводском районе городского округа Тольятти.
В соответствии с договором поставки тепловой энергии от 15 января 2010 г. № 30006 ОАО «ТЕВИС» оплачивает приобретенную тепловую энергию, теплоноситель по тарифам ОАО «ВоТГК» на тепловую энергию (мощность) на коллекторах Самарского филиала на 2015 год, установленным для потребителей, получающих тепловую энергию на коллекторах ТЭС городского округа Самара, Тольятти, Сызрань, Новокуйбышевск.
ОАО «ТЕВИС» осуществляло продажу тепловой энергии по тарифам на тепловую энергию, поставляемую потребителям СЦТ Автозаводского района городского округа Тольятти, как на договорной, так и бездоговорной основе.
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13 августа 2014 г. № 521 утверждены схема теплоснабжения городского округа Тольятти и Единая теплоснабжающая организация (ЕТО) в Автозаводском районе городского округа Тольяттти - ОАО «Волжская ТГК».
Согласно таблице 69 приложения к названному приказу в зоне деятельности 1 ОАО «Волжская ТГК» находится теплосетевая организация с тепловыми сетями на балансе - ОАО «ТЕВИС».
В соответствии с частью 5 статьи 18 Закона о теплоснабжении теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, осуществляющие свою деятельность в одной системе теплоснабжения, ежегодно до начала отопительного периода обязаны заключать между собой соглашение об управлении системой теплоснабжения в соответствии с Правилами организации теплоснабжения.
Порядок заключения соглашения предусмотрен в разделе 9 Правил организации теплоснабжения, пунктом 118 которых установлено, что проект соглашения об управлении системой теплоснабжения разрабатывается единой теплоснабжающей организацией, подписывается со своей стороны и направляется теплоснабжающим и теплосетевым организациям, осуществляющие свою деятельность в одной системе теплоснабжения, не позднее 1 июня каждого года. Теплоснабжающие и теплосетевые организации обязаны в течение 15 рабочих дней со дня получения проекта соглашения подписать его или направить единой теплоснабжающей организации замечания по проекту.
В связи с неполной информацией обо всех теплоснабжающих организациях городского округа Тольятти, в том числе из-за отсутствия описания отдельных зон эксплуатационной ответственности теплоснабжающих и теплосетевых организаций в утвержденной схеме теплоснабжения, разработать соглашение об управлении единой системой теплоснабжения до начала отопительного сезона 2014-2015 годов не представлялось возможным.
В целях обеспечения надежного и безаварийного теплоснабжения Автозаводского района городского округа Тольятти общество 15 октября 2014 г.
обратилось в Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области о сохранении схемы тарифов на тепловую энергию, действующую в 2014 году, без изменения на 2015 год.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что тарифы на тепловую энергию для потребителей ОАО «ТЕВИС» установлены в нарушение действующего законодательства, несостоятельны.
Орган регулирования 14 мая 2014 г. направил ООО «ТЕВИС» извещение об открытии дела об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей ОАО «ТЕВИС», в котором уведомил общество о необходимости предоставить дополнительные документы.
По результатам проведенной экспертизы 22 ноября 2014 года составлено экспертное заключение, в котором установлены тарифы на 2015 год на тепловую энергию, поставляемую потребителям с применением метода экономически обоснованных затрат.
Согласно протоколу заседания коллегии Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области 22 ноября 2014 года по результатам обсуждения принят оспариваемый приказ, которым утверждены тарифы на 2015 год в размерах, предложенных в заключении, в том числе тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям ОАО «ТЕВИС» в Автозаводском районе городского округа Тольятти.
Таким образом, приказ органа регулирования от 22 ноября 2014 г. № 386, на основании которого ОАО «ТЕВИС» осуществляло реализацию тепловой энергии населению в 2015 году исходя из установленных тарифов, не противоречит законодательству в сфере теплоснабжения.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Самарского областного суда от 23 сентября 20Д5 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниче тветственностью Управляющая компания «Молния» - без удовлетворен! Председательствующий Судьи