Дело № 46-Г08-2

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 27 февраля 2008 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Борисова Любовь Владимировна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

Дело №46-Г08-2

г. Москва

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - Хаменкова В.Б.

судей - Борисовой Л.В. и Еременко Т.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Думы городского округа Самара и избирательной комиссии Самарской области на решение Самарского областного суда от 10 января 2008 года, которым удовлетворено заявление Матвеева М.Н., Ермоленко И.Ю., Семерозубова А.В. об определении срока, не позднее которого Дума городского округа Самара должна назначить дополнительные выборы депутатов по одномандатным избирательным округам №№ 8,9 Октябрьского района, № 15 Советского района, № 22 Промышленного района, № 35 Куйбышевского района городского округа Самара.

Заслушав доклад судьи Верховного суда Российской Федерации Борисовой Л.В., объяснения представителя Думы городского округа Самара Борисова А.А., представителей избирательной комиссии Самарской области Трошиной С.П. и Авазбековой Ю.А., представителя избирательной комиссии городского округа Самара Кеняйкина М.Г., поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения против жалобы заявителей Матвеева М.Н. и Ермоленко И.Ю., представителя Семерозубова А.В. - Тучина С.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда подлежащим отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

Матвеев М.А., Ермоленко И.Ю. и Семерозубов А.В. обратились в суд с заявлением об определении срока, не позднее которого Дума городского округа Самара должна назначить дополнительные выборы депутатов четвертого созыва по одномандатным избирательным округам №№ 8,9 Октябрьского района, № 15 Советского района, № 22 Промышленного района, № 35 Куйбышевского района городского округа Самара избирательным округам.

В обоснование заявления они указали, что 22 марта 2007 г. Думой городского округа Самара было принято решение о досрочном прекращении полномочий пяти депутатов по вышеназванным избирательным округам. В соответствии с пунктом 8 статьи 71 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Дума обязана назначить дополнительные выборы по этим округам. Такого решения Дума не принимает, в связи с чем нарушаются их избирательные права. Таким образом, по мнению заявителей, возникли предусмотренные пунктом 9 статьи 10 Федерального закона № 67-ФЗ от 12.06.2002 основания для того, чтобы суд своим решением обязал определить срок, не позднее которого Дума обязана назначить дату дополнительных выборов депутатов четвертого созыва по указанным одномандатным избирательным округам.

Решением Самарского областного суда от 10 января 2008 г. указанные требования удовлетворены. Дума городского округа Самары обязана не позднее 18 января 2008 года назначить дату дополнительных выборов депутатов четвертого созыва по одномандатным избирательным округам №№ 8,9 Октябрьского района, № 15 Советского района, № 22 Промышленного района, № 35 Куйбышевского района городского округа Самара с соблюдением сроков, установленных пунктом 7 статьи 10 Федерального закона № 67-ФЗ от 12.06.2002. При этом решение обращено судом к немедленному исполнению.

В кассационной жалобе Думы городского округа Самара и избирательной комиссии Самарской области поставлен вопрос об отмене решения суда в связи с нарушением судом норм материального и процессуального права и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 23 Устава городского округа Самара представительный орган городского округа Самара - Дума городского округа Самара состоит из 35 депутатов, избираемых сроком на 5 лет.

Судом установлено, что 04 июля 2004 г. были избраны 35 депутатов Думы городского округа Самара четвертого созыва, сроком на 5 лет.

Досрочно, на основании решения Думы от 22 марта 2007 г., прекращены полномочия пяти депутатов по одномандатным избирательным округам №№ 8,9 Октябрьского района, № 15 Советского района, № 22 Промышленного района, № 35 Куйбышевского района городского округа Самара.

Суд, удовлетворяя заявление Матвеева М.А., Ермоленко И.Ю., Семерозубова А.В. о возложении на Думу городского округа Самара обязанности по определению срока назначения дополнительных выборов, руководствовался пунктом 9 статьи 10 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 № 67-ФЗ и исходил из вывода о том, что неназначение срока этих выборов нарушает предусмотренные статьей 9 названного Федерального закона принципы обязательности и периодичности дополнительных выборов и, как следствие, избирательные права граждан.

С данным выводом суда нельзя согласиться, поскольку он основан на неправильном толковании и применении норм материального права.

В соответствии со статьей 9 указанного Федерального закона являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков полномочий органов или депутатов, выборы, указанные в пункте 1 статьи 8 настоящего Федерального закона.

В пункте 1 статьи 8 настоящего Федерального закона указано, что срок, на который избираются органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, и срок их полномочий устанавливаются уставами муниципальных образований. Устанавливаемый срок не может составлять более пяти лет.

На основании пункта 9 статьи 10 названного Закона, если соответствующая избирательная комиссия не назначит в установленный пунктом 8 настоящей статьи срок выборы указанных в пункте 1 статьи 8 настоящего Федерального закона органов или депутатов либо если такая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, соответствующий суд общей юрисдикции по заявлениям избирателей может определить срок, не позднее которого уполномоченный на то орган или должностное лицо, а в случае их отсутствия - соответствующая избирательная комиссия должны назначить выборы.

По смыслу названных правовых норм принципы обязательности и периодичности, а также судебный порядок назначения срока выборов действуют в отношении тех выборов, проведение которых предусмотрено по окончании срока полномочий органов или депутатов.

Суд, принимая решение о назначении срока дополнительных выборов, неправильно истолковал Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ, его статью 9, ошибочно посчитав, что принципы обязательности и периодичности выборов органа или депутатов действуют в отношении любых, в том числе дополнительных, выборов.

Суд, возложив на Думу городского округа Самара обязанность по определению срока дополнительных выборов, применил закон (пункт 9 статьи 10), не подлежащий применению к спорному правоотношению. Названный закон, как указано выше, предусматривает право суда общей юрисдикции по применению судебного порядка назначения выборов органа или депутатов, срок полномочий которых истек, и лишь при том условии, что такие выборы не назначены или не могут быть назначены уполномоченным на то органом.

Что же касается дополнительных выборов, то основания и порядок их назначения и проведения прямо и непосредственно урегулированы Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ в пунктах 8-12 статьи 71.

Так, в соответствии с пунктом 8 этой статьи, в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу, в этом избирательном округе орган, уполномоченный на то законом, назначает дополнительные выборы. Дополнительные выборы проводятся не позднее чем через один год со дня досрочного прекращения полномочий депутата. Дополнительные выборы назначаются на второе воскресенье марта. Если указанные выборы (в том числе с учетом сроков, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 настоящего Федерального закона) не могут быть назначены на второе воскресенье марта, они назначаются на второе воскресенье октября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - на день голосования на этих выборах.

В соответствии с пунктом 10 той же статьи дополнительные выборы не назначаются и не проводятся, если в результате этих выборов депутат не может быть избран на срок более одного года.

Таким образом, закон предписывает, что дополнительные выборы могут проводиться либо во второе воскресенье марта, либо во второе воскресенье октября, а в случае проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации - в день голосования на этих выборах. Дополнительные выборы назначаются и проводятся не позднее чем через одни год со дня досрочного прекращения полномочий депутата и не проводятся, если в результате этих выборов депутат не может быть избран на срок более одного года.

Исходя из императивных указаний закона и факта досрочного прекращения полномочий депутатов Думы городского округа Самара, установленного на основании решения Думы от 22 марта 2007 г., дополнительные выборов депутатов надлежало назначить и провести в срок до 22 марта 2008 г. в единые дни голосования.

Судом установлено, что на 2 марта 2008 г. решением Думы от 13 декабря 2007 г. № 507 были назначены дополнительные выборы депутатов по одномандатным избирательным округам №№ 8,9 Октябрьского района, № 15 Советского района, № 22 Промышленного района, № 35 Куйбышевского района городского округа Самара, о чем размещена публикация в газете «Самарская правда» от 18 декабря 2007 г.

Это решение 27 декабря 2007 г. отменено Думой на основании протеста прокурора города Самара.

Суд при вынесении решения по настоящему делу допустил нарушения норм материального права (пункта 8 статьи 71 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ).

Суд обязал Думу не позднее 18 января 2008 г. назначить дату дополнительных выборов депутатов, с соблюдением установленного пунктом 7 статьи 10 Федерального закона срока (не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования), что приходится на апрель 2008г., то есть позднее одного года со дня досрочного прекращения полномочий депутатов. При этом суд неправильно истолковал закон, ошибочно посчитав, что назначение срока дополнительных выборов возможно в иное время и без учета единых дней голосования.

Также, суд не учел положений пунктов 8, 12 статьи 71 Федерального закона, в соответствии с которыми в иные дни проведение дополнительных выборов допускается, если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий представительный орган остался в неправомочном составе и его полномочия прекращаются досрочно. В этом случае дополнительные выборы проводятся либо не позднее чем через четыре месяца со дня такого досрочного прекращения полномочий, либо, если в результате этих выборов депутаты не могут быть избраны на срок более одного года, назначаются новые основные выборы, которые должны быть проведены не позднее шести месяцев со дня досрочного прекращения полномочий.

Как установлено судом, таких исключительных обстоятельств не имеется. В настоящее время Дума городского округа Самара продолжает работу в составе 30 человек, осуществляет функции представительного органа местного самоуправления и действует в правомочном составе (кворум - 24 депутата). Полномочия Думы как действующего органа заканчиваются в июле 2009г. По окончании срока полномочий органа местного самоуправления будут проведены выборы депутатов очередного созыва.

При таких данных суд не имел правовых оснований для назначения дополнительных выборов Думы городского округа Самара и удовлетворения настоящего заявления.

Поскольку решение постановлено судом с нарушением норм материального права, оно является незаконным и подлежит отмене.

Учитывая, что обстоятельства, имеющие значение для дела, определены на основании представленных доказательств, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 360, пунктом 3 статьи 361, пунктом 4 части 1 стати 362 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

решение Самарского областного суда от 10 января 2008 г. отменить и принять новое решение об отказе Матвееву Н.М., Ермоленко И.Н., Семерозубову А.В. в удовлетворении заявления.

Статьи законов по Делу № 46-Г08-2

ГПК РФ Статья 362. (Утратила силу)

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх