Дело № 47-Г07-15

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 8 августа 2007 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Макаров Геннадий Васильевич
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело №47-Г07-15

г. Москва

Председательствующего - В.Б. Хаменкова

судей - Г. В. Макарова, В.П. Меркулова

рассмотрела в судебном заседании дело по заявлению Кузнецова Александра Николаевича, о признании противоречащим федеральному законодательству постановления Правительства Оренбургской области от 21 февраля 2007 г. № 74-п «Об организации движения транспорта по автомобильным дорогам общего пользования Оренбургской области в весенний период 2007 года», по кассационной жалобе Кузнецова А.Н. на решение Оренбургского областного суда от 27 апреля 2007 г., которым в удовлетворении заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Г.В.Макарова, объяснения представителя заявителя - Гребеновой Е.Л. и представителя Правительства Оренбургской области - Никишонковой СМ., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия

 

установила:

Кузнецов А.Н. являющийся индивидуальным предпринимателем, обратился в Оренбургский областной суд с вышеуказанным заявлением, указывая на то, что оспариваемым постановлением с 12 марта по 30 апреля 2007 г. введено временное ограничение движения транспортных средств с нагрузкой на ось свыше 6 тонн или полной массой 15 тонн и более и тракторов всех марок, чем незаконно ограничено его право на свободное использование имущества (имеющихся в собственности автотранспортных средств, подпадающих под ограничения) для предпринимательской деятельности. Данное постановление противоречит ст. 14 ФЗ от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», так как им не регулируются вопросы безопасности дорожного движения и не преследуются цели защиты здоровья, прав и законных интересов других лиц и установлено не временное ограничение движения транспортных средств на дорогах, что допускается Федеральным законом, а введено временное снижение допустимой нагрузки на ось транспортного средства и полную массу для проезда по автомобильным дорогам общего пользования, что противоречит п.23.1 Правил дорожного движения (ПДД), утвержденных постановлением Совета Министров Правительства от 23.10.1993 г. № 1090. Требования постановления о необходимости получения специальных пропусков и специальных разрешений противоречит п. 23.5 ПДД, поскольку предусматривает наличие вышеуказанных документов независимо от того, какие осуществляются перевозки: внутренние или международные, тогда как в соответствии с указанным пунктом ПДД международные автомобильные перевозки, каковыми он занимается, осуществляются в соответствии с требованиями к транспортным средствам и правилам перевозки, установленными международными договорами Российской Федерации. Согласно п. 4 Правил по охране автомобильных дорог и дорожных сооружений, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 05.03.1969 г. № 129 решение об ограничении движения должно быть принято с указанием путей объезда, чего в оспариваемом постановлении не указано. Постановление не соответствует ФЗ «О безопасности дорожного движения» и ПДД, т.к. при наличии специальных пропусков и разрешений допускается проезд автотранспорта под запрещающие знаки. Также постановлением нарушены требования подпункта 2,3 п.1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 35-ФЗ «О защите конкуренции», о запрете органам государственной власти субъектов Российской Федерации принимать акты, необоснованно препятствующие осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, вводящие ограничения в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации. Правительство области превысило полномочия, так как постановление устанавливает изменение организации движения транспортных средств и пешеходов, что должно осуществляться только уполномоченными на то должностными лицами органов внутренних дел Российской Федерации либо должностными лицами дорожных и коммунальных служб с последующим уведомлением органов внутренних дел Российской Федерации. Сам по себе весенний период не подпадает под понятие неблагоприятные природно-климатические условия, в связи с чем, ограничение движения транспорта может иметь место лишь при возникновении конкретной реальной угрозы, а не на весь весенний период.

По делу постановлено приведенное выше решение, мотивированное тем, что в соответствии с п.3 оспариваемого постановления проезд по автомобильным дорогам общего пользования транспортных средств с грузом или без груза, нагрузка на ось или полная масса которых превышают установленные в настоящем постановлении параметры не допускается без специальных разрешений. Условия выдачи специального пропуска на проезд в этот период также установлены данным пунктом при условии возмещения ущерба, причиненного автомобильным дорогам. Обязанность по выдаче разрешений на проезд тяжеловесных грузов в соответствии с п.5 постановления возложена на Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области. Оспариваемый нормативный акт федеральному законодательству не противоречат, принят в целях обеспечения безопасного движения на областных дорогах общего пользования, в пределах полномочий предоставленных субъекту Российской Федерации.

В кассационной жалобе (первоначальная и дополнительные) Кузнецов А.Н., ставит вопрос об отмене решения суда и вынесении нового решения об удовлетворении заявления по мотиву неправильного применения судом норм материального права.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

В соответствии с п.п. «б, к» части 1 ст. 72, 73, ч.2 ст. 76 Конституции Российской Федерации вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, административное, административно-процессуальное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

В силу статей 1, 4, 5 ФЗ «О безопасности дорожного движения» регулирование в области безопасности дорожного движения является одной из мер охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов при обеспечении безопасности дорожного движения, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется в числе прочих мероприятий посредством установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; регулирования деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве; разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов, а также посредством осуществления деятельности по организации дорожного движения. В систему законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движении включены законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Согласно п.п.1,2 ст. 14 ФЗ от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ временное ограничение или прекращение движения транспортных средств на дорогах с целью обеспечения безопасности дорожного движении может осуществляться уполномоченными на то должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в пределах их компетенции. Основания временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на дорогах устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о безопасности дорожного движения.

Согласно ст.42 Закона Оренбургской области от 10 ноября 2006 г. № 685/125-1У-03 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Оренбургской области» в целях обеспечения безопасности дорожного движения владельцы автомобильных дорог вправе вводить временные ограничения масс, нагрузок на ось на основании актов обследования автомобильных дорог. Такое ограничение возможно, в том числе, в случае неблагоприятных погодно-климатических условиях. Решения об установлении временных ограничений дорожного движения принимаются Правительством Оренбургской области.

С учетом этого, суд, проанализировав нормы оспариваемого постановления сделал правильный вывод о том, что, данное постановление принято правительством Оренбургской области в пределах полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации.

Судом обоснованно признано несостоятельным утверждение заявителя о том, что данное постановление и установленные им ограничения движения транспортных средств не связано с обеспечением безопасности дорожного движения и с неблагоприятными погодными условиями. При этом суд исходил из того, что согласно Отчета Уральского филиала ФГУП «РОСДОРНИИ» под названием «Диагностика автомобильных дорог для определения допустимых нагрузок на ось автомобильного транспорта в период весеннего ограничения движения», во время весенней распутицы для Оренбургской области (март-апрель) допустимая осевая нагрузка автотранспортных средств на лучших по прочности покрытия автомобильных дорогах области составляет 6 тонн, а на остальных дорогах это значение ниже. Возражения заявителя против данного довода не могут быть признаны состоятельными.

Довод заявителя о том, что оспариваемое постановление не соответствует Закону РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» судом проверен и правильно признан неосновательным, поскольку установленное в оспоренном положении правило не создает дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, не имеет своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов и, следовательно, оно не может иметь своим результатом ограничение конкуренции.

Довод, заявителя, о том, что отказывая в удовлетворении его заявления, суд не учел, что в оспариваемом им постановлении не указаны пути объезда дорог, не является основанием к отмене судебного решения, поскольку, судом при рассмотрении дела установлено отсутствие объездных дорог.

Судом дана правильная правовая оценка положениям оспариваемого постановления, в связи с чем обоснованно сделан вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного Кузнецовым А.Н. требования и вывод суда основан на исследованных материалах, мотивирован и соответствует действующему законодательству. Нарушений норм материального права, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, судом не допущено.

Руководствуясь ст.ст. 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

 

определила:

Решение Оренбургского областного суда от 27 апреля 2007 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Кузнецова А.Н. - без удовлетворения.

Статьи законов по Делу № 47-Г07-15

Статья 76. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные
ГПК РФ Статья 361. Утратила силу
ГПК РФ Статья 366. (Утратила силу)
ГПК РФ Статья 360. (Утратила силу)

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры



Активные юристыАктивные юристы

не в сети
Фото юриста
Дунькова Элла
г. Владикавказ
ответов за неделю: 7
Телефон: WhatsApp: +79627437356
Телефон: 9060684949


Загрузка
Наверх