Дело № 48-АПГ15-68

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 10 февраля 2016 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция
Категория Гражданские дела
Докладчик Хаменков Владимир Борисович
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № 48-АПГ15-68

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Москва 10 февраля 2016 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующегоХаменкова В.Б.,
судейГорчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.
при секретареКирсановой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Ковалева А М на решение Челябинского областного суда от 19 октября 2015 года, которым ему отказано в удовлетворении жалобы на нарушение конституционных прав избирать и быть избранным в органы местного самоуправления муниципального образования «Родниковское сельское поселение» Троицкого муниципального района Челябинской области.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителя Ковалева А.М.-Сиволдаева И.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Ковалев А.М. обратился в суд с жалобой, в которой просил возложить на избирательную комиссию Родниковского сельского поселения Троицкого муниципального района Челябинской области обязанность назначить дату выборов главы Родниковского сельского поселения, установив срок, в течение которого будет назначена дата выборов; определить нормативный правовой акт, на основании которого в соответствии с пунктами 1, 3 и 10 статьи 3 Федерального закона от 26 ноября 1996 года № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» будут проводиться выборы; определить орган местного самоуправления или иное должностное лицо местного самоуправления, на которых будет возложено исполнение решения суда в части обеспечения проведения выборов в соответствии с нормативным правовым актом, определенным судом.

В обоснование заявленных требований ссылался на то, что Уставом Родниковского сельского поселения определена структура органа местного самоуправления, предусматривающая наличие главы поселения, избираемого сроком на пять лет. Пятилетний срок полномочий главы Родниковского сельского поселения, избранного 14 марта 2010 года, истек. Однако выборы главы Родниковского сельского поселения не назначены, чем нарушаются конституционные права заявителя избирать и быть избранным в органы местного самоуправления Родниковского сельского поселения.

Решением Челябинского областного суда от 19 октября 2015 года в удовлетворении заявленных Ковалевым А.М. требований отказано.

В апелляционной жалобе Ковалев А.М. просит решение отменить, принять по делу новое решение.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.

В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления проводятся муниципальные выборы на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Согласно части 2 статьи 36 указанного Федерального закона глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Частью 3.1 этой же статьи определено, что в случае принятия закона субъекта Российской Федерации, предусматривающего избрание главы муниципального образования представительным органом соответствующего муниципального образования, выборы главы такого муниципального образования не назначаются и не проводятся, если соответствующий закон субъекта Российской Федерации вступил в силу до наступления даты, начиная с которой представительный орган муниципального образования был бы вправе принять решение о назначении выборов главы муниципального образования в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено, что срок, на который избираются, в том числе органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, и срок полномочий указанных органов устанавливаются уставами муниципальных образований. Днем окончания срока, на который избираются органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, является второе воскресенье сентября года, в котором истекает срок полномочий указанных органов или депутатов.

Частью 1 статьи 3 Закона Челябинской области от 27 ноября 2014 года № 66-30 «О порядке избрания глав муниципальных образований Челябинской области и их отдельных полномочиях и порядке формирования представительных органов муниципальных районов Челябинской области» предусматривалось, что глава поселения избирается на муниципальных выборах. Данный Закон утратил силу в связи с принятием Закона Челябинской области от 12 марта 2015 года № 137-30.

Статьей 33 Устава Родниковского сельского поселения (в редакции решения Совета депутатов от 24 мая 2009 года № 83) было определено, что глава поселения является высшим должностным лицом поселения, избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет.

Судом первой инстанции установлено, что решением избирательной комиссии Родниковского сельского поселения от 15 марта 2010 года избранным главой Родниковского сельского поселения сроком на пять лет признан Гуцуляк Н.В. С учетом положений пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ срок полномочий указанного главы сельского поселения истекал 13 сентября 2015 года, следовательно, решение о назначении выборов главы данного сельского поселения, в силу пункта 7 статьи 10 этого Федерального закона, должно было быть принято не ранее чем за 90 дней до дня голосования, то есть 14 июня 2015 года.

11 июня 2015 года Законодательным Собранием Челябинской области принят Закон Челябинской области № 189-30 «О некоторых вопросах правового регулирования организации местного самоуправления в Челябинской области», которым признан утратившим силу Закон Челябинской области от 12 марта 2015 года № 137-30, а также изменен порядок избрания глав муниципального района, городского и сельского поселений Челябинской области.

Так, статьей 2 названного Закона установлено, что главы муниципального района, городского и сельского поселений Челябинской области избираются представительными органами муниципальных образований из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляют местные администрации.

Данный Закон вступил в силу со дня его официального опубликования 11 июня 2015 года на официальном интернет-портале правовой информации Ьйр://\у\\г\у.ргауо.§оу.ш (часть 1 статьи 9 Закона).

Принимая во внимание, что Закон Челябинской области, изменяющий порядок избрания глав, в том числе сельских поселений, вступил в силу ранее даты, начиная с которой уполномоченный орган был вправе назначить дату этих выборов, суд пришёл к правильному выводу об отсутствии оснований для назначения и проведения выборов главы Родниковского сельского поселения на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Довод апелляционной жалобы о том, что законы и иные нормативные правовые акты Челябинской области, затрагивающие права и свободы гражданина, вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования, основаны на неправильном толковании норм материального права.

Суд обоснованно исходил из того, что Закон Челябинской области от 11 июня 2015 года № 189-30 регулирует не вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, а отдельные отношения, связанные с организацией местного самоуправления в Челябинской области. Следовательно, такой закон может вступать в силу по общему правилу после его опубликования.

Данный вывод суда согласуется и с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной, например, в определении от 10 марта 2005 года № 71-0, согласно которой Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», устанавливающий, что нормативные акты по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования, не препятствует субъекту Российской Федерации самому определять порядок вступления в силу своих законов.

Установление же факта наличия (или отсутствия) в законе или ином нормативном акте, принятом субъектом Российской Федерации, положений, затрагивающих вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, входит в компетенцию соответствующих судов.

Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Троицкого районного суда Челябинской области от 20 июля 2015 года признано недействующим со дня принятия решение Совета депутатов Родниковского сельского поселения Троицкого района Челябинской области от 17 июня 2015 года № 86 в части назначения выборов главы данного поселения. В данном решении суда указано на то, что с 11 июня 2015 года на территории Челябинской области изменен порядок избрания глав сельских поселений, который не предусматривает проведение муниципальных выборов.

Следовательно, при рассмотрении настоящего дела Федеральный закон от 26 ноября 1996 года № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» не подлежал применению, поскольку его положения регулируют отношения, возникающие, в частности, в случаях, когда выборы депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления уполномоченным органом или должностным лицом в установленные сроки не назначены, либо такие органы отсутствуют, в результате чего нарушаются конституционные права граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.

Как указывалось выше, основания для назначения выборов главы Родниковского сельского поселения Троицкого муниципального района Челябинской области отсутствовали.

Ссылка административного истца в апелляционной жалобе на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 декабря 2015 года № 2741-О, предусматривающее право Родниковского сельского поселения сохранить прежнюю модель структуры органов местного самоуправления, не может служить поводом к отмене решения суда.

Как следует из материалов дела, представительный орган Родниковского сельского поселения избрал именно тот порядок формирования органов местного самоуправления, который установлен Законом Челябинской области от 11 июня 2015 года № 189-30 «О некоторых вопросах правового регулирования организации местного самоуправления в Челябинской области», то есть замещение должности главы сельского поселения представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Довод административного истца о том, что в силу пункта 3 статьи 6 Федерального закона от 26 ноября 1996 года № 138-ФЗ представительный орган муниципального образования со дня принятия судом жалобы гражданина, поданной в обеспечение конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, и до вступления решения суда в законную силу не вправе был вносить изменения в Устав, касающиеся порядка формирования органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, является необоснованным, поскольку, как указывалось выше, этот Закон не подлежал применению.

При таких обстоятельствах решение суда об отказе Ковалеву А.М. в установлении срока, в течение которого должна быть назначена дата выборов главы Родниковского сельского поселения, является законным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Челябинского областного суда от 19 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ковалева А М - без удовлетворения.

Председательствующий б

Статьи законов по Делу № 48-АПГ15-68

Производство по делу

Договор-Юрист
— это юристы, кодексы и бланки

Команда Договор-Юрист.Ру предлагает вашему вниманию набор актуальных юридических документов и договоров для работы с физическими и юридическими лицами.

Типовые договорыТиповые договоры

Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх