Дело № 49-АПГ12-4

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 26 сентября 2012 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, апелляция
Категория Административные дела
Докладчик Горчакова Елена Викторовна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №49-АПГ12-4

от 26 сентября 2012 года

 

председательствующего Пирожкова В.Н.,

при секретаре Голубевой Д.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Республики Башкортостан о признании несоответствующими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации в Республике Башкортостан бесплатной медицинской помощи на 2012 год, утверждённой постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20 декабря 2011 г. № 486, по апелляционным жалобам Правительства Республики Башкортостан и Министерства здравоохранения Республики Башкортостан на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 6 июля 2012 г., которым заявление прокурора Республики Башкортостан удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения представителя Министерства здравоохранения Республики Башкортостан по доверенности Азнаголловой Ю.Р., поддержавшей доводы жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей необходимым решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20 декабря 2011 г. № 486 утверждена Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации в Республике Башкортостан бесплатной медицинской помощи на 2012 год (далее - Программа).

В абзацах 4 и 5 раздела 4 Программы установлены нормативы объемов медицинской помощи для обеспечения потребности граждан в медицинской помощи по её видам на одного человека в год и в среднем составляют для амбулаторной медицинской помощи, предоставляемой в условиях дневных стационаров, - 0,539 пациенто-дня, для стационарной помощи, предоставляемой в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях, - 2,67 койко-дня.

Пунктом 6.2 раздела 6 Программы установлены подушевые нормативы финансового обеспечения её реализации программы и составляют в среднем 7313,5 руб. на одного человека в год, из них 4652,64 руб. - за счёт средств обязательного медицинского страхования в расчёте на одно застрахованное лицо, 2 660,86 руб. - за счёт средств бюджета Республики Башкортостан.

Прокурор Республики Башкортостан обратился в суд с заявлением о признании недействующими приведенных положений Программы, ссылаясь на то, что установленные нормативы не соответствуют нормативам Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2011 г. № 856, так как являются заниженными, что нарушает право граждан, проживающих в Республике Башкортостан, на получение бесплатной медицинской помощи.

Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 6 июля 2012 г. заявление прокурора Республики Башкортостан удовлетворено.

В апелляционных жалобах Правительство Республики Башкортостан и Министерство здравоохранения Республики Башкортостан просят решение суда первой инстанции отменить, полагая, что субъект Российской Федерации вправе корректировать нормативы с учётом уровня и структуры заболеваемости населения субъекта.

Относительно апелляционных жалоб прокурором Республики Башкортостан поданы возражения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель Правительства Республики Башкортостан.

В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что в силу части 2 статьи 252 названного Закона неявка в судебное заседание заявителя, представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый

нормативный правовой акт, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Статьёй 81 (пункт 1) Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.

В силу пункта 18 статьи 100 названного Федерального закона реализация территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, принятыми во исполнение статьи 20.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1, определяющей содержание программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2011 г. № 856 (далее - Федеральная программа).

Разделами IV и V Федеральной программы установлены нормативы объёма медицинской помощи и нормативы финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи, подушевые нормативы финансового обеспечения, порядок формирования и структура тарифов на медицинскую помощь.

Как следует из содержания раздела I Федеральной программы, орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе за счёт доходов бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов (в случае наделения в соответствии с законом субъекта Российской Федерации органов местного самоуправления государственным полномочием субъекта Российской Федерации по решению вопросов организации оказания медицинской помощи) определять в территориальной программе дополнительные условия и объёмы оказания медицинской помощи при условии финансового обеспечения территориальной программы с учётом предусмотренных названной программой соответствующих нормативов.

Территориальная программа обязательного медицинского страхования, являющаяся составной частью территориальной программы, может включать в себя оказание медицинской помощи при отдельных заболеваниях и состояниях здоровья, не включённых в базовую программу обязательного медицинского страхования, без соблюдения условия выполнения нормативов, установленных базовой программой обязательного медицинского страхования, при сохранении объёма финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования не ниже уровня 2010 года, в том числе в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.

Аналогичное положение закреплено и в пункте 4 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Из анализа указанных положений федерального законодательства следует, что территориальная программа должна соответствовать Федеральной программе, поскольку дополнительные условия и объёмы оказания медицинской помощи определяются с учётом предусмотренных Федеральной программой соответствующих нормативов.

В связи с изложенным суд первой инстанции, сопоставив оспариваемые положения Программы с нормами Федеральной программы, устанавливающими нормативы объёма медицинской помощи и подушевые нормативы финансового обеспечения, сделал правильный вывод об установлении Правительством Республики Башкортостан перечисленных нормативов в меньшем объёме по сравнению с нормативами, утверждёнными Правительством Российской Федерации.

При таком положении следует согласиться с выводом суда первой инстанции о противоречии оспариваемых норм Программы требованиям федерального законодательства.

Довод апелляционных жалоб о том, что субъект Российской Федерации вправе корректировать нормативы с учётом уровня и структуры заболеваемости населения субъекта Российской Федерации, не может служить основанием для отмены решения суда, так как право такой корректировки предусмотрено только в отношении нормативов объёма медицинской помощи (последний абзац IV раздела) и не означает правомерность установления

нормативов по оказанию бесплатной медицинской помощи в меньшем размере по сравнению с Федеральной программой.

Федеральная программа устанавливает средние нормативы оказания медицинской помощи бесплатно, которые как государственная гарантия равного права на получение всеми гражданами в Российской Федерации такой помощи не могут быть уменьшены субъектом Российской Федерации.

Иные доводы, изложенные в апелляционных жалобах, вывод суда об обоснованности заявленных требований не опровергают и не являются основанием для отмены по существу правильного решения суда.

На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

 

определила:

 

решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 6 июля 2012 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы Правительства Республики Башкортостан и Министерства здравоохранения Республики Башкортостан -

Статьи законов по Делу № 49-АПГ12-4

Статья 72. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
Статья 76. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные
ГПК РФ Статья 328. Полномочия суда апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 329. Постановление суда апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 330. Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке

Производство по делу

Договор-Юрист
— это юристы, кодексы и бланки

Команда Договор-Юрист.Ру предлагает вашему вниманию набор актуальных юридических документов и договоров для работы с физическими и юридическими лицами.

Типовые договорыТиповые договоры

Лучшие юристыЛучшие юристы

онлайн
Фото юриста
Анжелика
г. Ростов-на-Дону
рейтинг: 0
Телефон: +79786163572
Телефон: +7 (910) 466-01-05
Загрузка
Наверх