Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 49-АПГ13-20

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 26 августа 2013 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, апелляция
Категория Административные дела
Докладчик Борисова Любовь Владимировна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №49-АПГ13-20

от 26 августа 2013 года

 

председательствующего Пирожкова В.Н.,

при секретаре Строилове A.M. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Джалилова [скрыто] о защите избирательных прав по

апелляционной жалобе заявителя на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 11 августа 2013 г., которым в удовлетворении заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., объяснения представителя территориальной избирательной комиссии Ленинского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан Гариповой Э.Р., возражавшей против отмены судебного акта, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

на 8 сентября 2013 г. назначены выборы в депутаты Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан пятого созыва.

Для подготовки и проведения указанных выборов постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан от 22 марта 2013 г. № 20/1-5 полномочия окружных избирательных комиссий возложены на территориальные избирательные комиссии.

Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан от 14 мая 2013 г. № 24/5-5 «О количестве подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов на выборах депутатов

Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан пятого созыва» установлено количество подписей, необходимое для регистрации кандидатов по Ленинскому избирательному округу № 7, - 282 подписи.

Решением территориальной избирательной комиссии Ленинского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее -Избирательная комиссия) от 28 июля 2013 г. № 17 Джалилову P.A. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан пятого созыва по Ленинскому избирательному округу № 7, поскольку им представлено недостаточное количество достоверных подписей избирателей (из представленных 310 подписей достоверных - 171).

Джалилов P.A. обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене указанного решения Избирательной комиссии, обязании комиссии зарегистрировать его кандидатом в депутаты. Считает, что среди признанных недействительными 111 подписей избирателей являются действительными. То обстоятельство, что дата внесения подписи выполнена не самим избирателем, не препятствует однозначному восприятию сведений о лице, расписавшемся в подписном листе, и позволяет однозначно определить, что подпись была внесена не ранее даты изготовления подписных листов и до дня представления их Избирательной комиссии. В подтверждение достоверности данных подписей 111 избирателей написали собственноручно заявление в поддержку его как кандидата. Данные заявления представлены им с возражениями в Избирательную комиссию. Также заявитель полагает, что существенного нарушения порядка сбора подписей, влекущего признание подписей недостоверными и недействительными, им не допущено.

Верховным Судом Республики Башкортостан постановлено приведённое выше решение, об отмене которого и принятии нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований просит в апелляционной жалобе Джалилов P.A., ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела и нарушение судом норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд пришёл к правильному выводу об отсутствии оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого решения Избирательной комиссии, указав, что выявлено более 10 процентов недостоверных и недействительных подписей избирателей в поддержку кандидата в депутаты Джалилова P.A. от общего количества подписей, отобранных для проверки.

Согласно п. 1 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон

от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ) регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии в том числе необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с п. 17 данной статьи).

Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, названо подп. «д» п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата.

Порядок организации и проведения выборов депутатов Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан регламентированы Кодексом Республики Башкортостан «О выборах» от 6 декабря 2006 г. № 380-3 (далее - Кодекс Республики о выборах).

Абзацем вторым ч. 1 ст. 46.1 Кодекса Республики о выборах определено, что выдвижение кандидата в депутаты Государственного Собрания должно быть поддержано избирателями путём внесения ими своих подписей в подписные листы.

Статьёй 48 Кодекса Республики о выборах установлены процедуры сбора подписей избирателей и требования к оформлению подписных листов.

Согласно ст. 49 Кодекса Республики о выборах избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах. Избирательная комиссия вправе проверить достоверность биографических и иных сведений, представленных кандидатом (ч. 1). Избирательная комиссия обращается с представлением о проверке достоверности данных и сведений, представляемых в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ и названным Кодексом, в соответствующие органы в сроки, установленные Федеральным законом (ч. 2 ст. 49). Соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, работников аппарата избирательной комиссии, привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе (ч. 3 ст. 49).

В п. 5 ч. 6 ст. 51 Кодекса Республики о выборах отражено, что недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, является основанием для отказа в регистрации кандидата, если иное не установлено федеральным законом.

В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пп. 24 - 26 ст. 38 этого Федерального закона, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом (Кодексом Республики о выборах).

Судом установлено, что 24 июля 2013 г. состоялось заседание рабочей группы с участием Джалилова P.A. по проверке подписных листов. В ходе проверки заявленных и представленных 310 подписей избирателей выявлены нарушения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, а именно:

- дата подписи сборщика выполнена раньше даты подписи избирателя - одна подпись (подписной лист № 14, подпись под № 3);

- дата внесения подписи избирателя выполнена ранее дня оплаты изготовления подписных листов, ранее дня уведомления избирательной комиссии о самовыдвижении кандидата - три подписи (подписной лист № 15, подписи под № 2 и 3; подписной лист № 17, подпись под № 2);

- отсутствие или неполная, неверная дата подписи избирателя, неоговоренные исправления - семь подписей (подписной лист № 17, подпись под № 3; подписной лист № 24, подпись под № 3; подписной лист № 68, подпись под № 1; подписной лист № 109, подпись под № 1; подписной лист № 112, подписи под № 1 и 2; подписной лист № 119, подпись под № 1);

- отсутствие или неполный, неверный адрес места жительства избирателя, неоговоренные исправления - одна подпись (подписной лист № 18, подпись под № 1);

- отсутствие или неполные, неверные данные о месте жительства сборщика, неоговоренные исправления - пятьдесят три подписи (подписные листы № 20, 21, 22, 30, 31, 33, 37, 40, 43, 44, 45, 46, 51, 64, 70, 78, 87 - по три подписи в каждом, подписной лист № 74 - две подписи);

- отсутствие или неполные имя, отчество, дата рождения сборщика, неоговоренные исправления - девять подписей (подписные листы № 20, 22, 33 - по три подписи в каждом);

- отсутствие или неполная, неверная дата рождения избирателя, неоговоренные исправления - две подписи (подписные листы № 47 и 91 по одной подписи в каждом);

- подпись лица, не обладающего активным избирательным правом -две подписи (подписной лист № 53, подпись под № 2; подписной лист № 56, подпись под № 3);

- отсутствие или неполные, неверные данные документа избирателя, неоговоренные исправления - четыре подписи (подписной лист № 58 - две подписи; подписной лист № 82, подпись под № 3; подписной лист № 96, подпись под № 3);

- отсутствие или неполные имя, отчество избирателя, неоговоренные исправления - две подписи (подписной лист № 68, подпись под № 3; подписной лист № 77 - одна подпись);

- отсутствие подписи избирателя - одна подпись (подписной лист №71, подпись под № 2);

- дата внесения подписи выполнена не избирателем - сто одиннадцать подписей (подписные листы № 3, 8, 10 - 16, 18 - 22, 25- 31, 33- 40, 43 - 47, 49 - 52, 56, 64, 70, 74, 75, 78, 87, 88, 90, 91, 95, 102, 103, 105, 106, 108, 111 -П5);

- подпись избирателя выполнена другим лицом - пять подписей (подписной лист № 10, подписи под № 1, 3; подписной лист № 15, подпись под № 1; подписной лист № 55, подпись под № 2; подписной лист № 90, подпись под № 1);

- данные в подписной лист внесены не сборщиком и не избирателем -тринадцать подписей (подписной лист № 96, подписи под № 2, 3; подписной лист № 97, подписи под № 1 - 3; подписной лист № 98, подписи под № 1 и 2; подписной лист № 100, подписи под № 1 - 3; подписной лист № 120, подписи под № 1 - 3).

Согласно итоговому протоколу рабочей группы от 24 июля 2013 г. №2 из 310 подписей, заявленных и представленных кандидатом Джалиловым Р. А., признаны:

- 60 подписей недостоверными;

- 18 подписей недействительными;

- 63 подписи недостоверными и недействительными одновременно. Итого количество достоверных подписей составило 169 подписей.

28 июля 2013 г. Джалилов Р.А. обратился в Избирательную комиссию с заявлением о внесении изменений в итоговый протокол рабочей группы, по результатам рассмотрения которого признаны достоверными две подписи.

Суд первой инстанции, исследовав указанные документы, а также 120 подписных листов (подлинники), установил, что из 310 представленных кандидатом подписей количество достоверных подписей составляет 171 подпись при необходимом минимуме 282 подписи.

Ввиду изложенного вывод в решении суда о том, что Избирательная комиссия имела предусмотренные подп. «д» п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ, п. 5 ч. 6 ст. 51 Кодекса Республики о выборах основания для отказа в регистрации Джалилова Р.А. кандидатом в депутаты, является правильным, а решение суда об отказе в удовлетворении заявленных требований - законным и обоснованным.

При рассмотрении дела не допущено нарушений норм материального права, норм процессуального права, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены судебного акта в апелляционном порядке, в том числе и тех, ссылки на которые содержатся в апелляционной жалобе.

Довод Джалилова P.A. о том, что 111 подписей избирателей, содержащиеся в подписных листах и признанные Избирательной комиссией недействительными, являются действительными, проверялся судом и своего подтверждения не нашёл.

Иные доводы апелляционной жалобы не содержат предусмотренных законом оснований для отмены решения суда.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 11 августа 2013 г. оставить без изменения, [скрыто] апелляционную жалобу Джалилова Р.А. - без удовлетворения.

Председательствующий Судьи

Статьи законов по Делу № 49-АПГ13-20

ГПК РФ Статья 328. Полномочия суда апелляционной инстанции

Производство по делу

Загрузка
Наверх