Дело № 5-АД12-2

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 11 марта 2012 г., Постановление
Инстанция Административная коллегия, надзор
Категория Административные дела
Докладчик Меркулов Владимир Павлович
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Дело №5-АД12-2

от 11 марта 2012 года

 

руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы России по г. Москве, решение судьи Солнцевского районного суда г. Москвы от 22.08.2011г., решение судьи Московского городского суда от 16.09.2011г. и постановление заместителя председателя Московского городского суда от 13.01.2012г., вынесенные в отношении директора ФГБУ «Специальный летный отряд «Россия» Федорушкина В.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

Постановлением от 24.06.2011г. № 11-03/7.29-663/11 заместителя руководителя УФАС России по г. Москве генеральный директор ФГБУ «Специальный летный отряд «Россия» Федорушкин В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 ООО рублей (л.д. 3-8).

Решением судьи Солнцевского районного суда г. Москвы от 22.08.2011г. постановление от 24.06.2011г. заместителя руководителя УФАС России по г. Москве оставлено без изменения (л.д. 99-101).

Решением судьи Московского городского суда от 16.09.2011г. решение судьи Солнцевского районного суда г. Москвы от 22.08.2011г. оставлено без изменения (л.д. 121-125).

Постановлением заместителя председателя Московского городского суда от 13.01.2012г. надзорная жалоба генерального директора ФГБУ «Специальный летный отряд «Россия» Федорушкина В.В. на постановление от 24.06.2011г. заместителя руководителя УФАС России по г. Москве, решение судьи Солнцевского районного суда г. Москвы от 22.08.2011г. и решение судьи Московского городского суда от 16.09.2011г. оставлена без удовлетворения.

В надзорной жалобе, поданной в порядке, установленном ст.ст. 30.1230.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в Верховный Суд Российской Федерации Федорушкин В.В. просит об отмене состоявшихся в отношении него по делу об административном правонарушении постановлений, считая их незаконными.

Изучив истребованное из Солнцевского районного суда г. Москвы дело об административном правонарушении, нахожу состоявшиеся по делу постановления подлежащими отмене, а производство по делу - прекращению в связи со следующими обстоятельствами.

В соответствии с ч. 1 ст. 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принятие должностным лицом заказчика, должностным лицом федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005г № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» на осуществление функций по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков (далее -уполномоченный орган), решения о способе размещения заказа на поставку

товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков (далее -размещение заказа) с нарушением требований, установленных законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей.

Согласно ч. 2 ст. 10 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных названным Федеральным законом.

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что 25.01.2011г. ФБГУ «Специальный летный отряд «Россия» Управления делами Президента РФ в порядке, предусмотренном п. 5 ч. 2 ст. 55 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», был заключен государственный контракт № 1695-12.2-00 с ФГУ «Автотранспортный комбинат» Управления делами Президента РФ на оказание услуг по предоставлению транспортных средств с экипажем путем размещение заказа у единственного исполнителя (л.д. 39-46).

Заказчик - ФБГУ «Специальный летный отряд «Россия» во исполнение требований п. 5 ч. 2 ст. 55 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в срок не позднее одного рабочего дня со дня заключения контракта - 26.01.2011г. уведомил об этом уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти (при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд, нужд федерального бюджетного учреждения) - УФАС России по г. Москве, приложив к уведомлению копию заключенного контракта (л.д. 38).

Признав генерального директора ФГБУ «Специальный летный отряд «Россия» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель руководителя УФАС России по г. Москве в постановлении от 24.06.2011г. указал, что должностным лицом заказчика - генеральным директором ФГБУ «Специальный летный отряд «Россия» Федорушкиным В.В., в нарушение требований ч. 2 ст. 10 названного Федерального закона заключен государственный контракт не путем проведения

торгов, а путем размещения заказа у единственного исполнителя - ФГУ «Автотранспортный комбинат».

При этом в постановлении от 24.06.2011г. о назначении административного наказания должностным лицом УФ АС России по г. Москве не приведено мотивов, по которым деяние, совершенное Федорушкиным В.В., было квалифицировано по ч. 1 ст. 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, учитывая, что административная ответственность за принятие должностным лицом государственного заказчика решения о размещении заказа иным способом в случае, если размещение такого заказа в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд должно осуществляться путем проведения торгов, предусмотрена ч. 2 ст. 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, п. 5 ч. 2 ст. 55 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» устанавливает, что в случае возникновения потребности в услугах, оказание которых может осуществляться только органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, размещение заказа осуществляется заказчиком у единственного исполнителя.

В соответствии с подп. 13 п. 5 разд. II Положения об Управлении делами Президента РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 17.09.2008г. № 1370, автотранспортное обслуживание Управления делами Президента РФ и подведомственных ему организаций осуществляет данное Управление.

При этом, согласно подп. 39 названного Положения Управление осуществляет в установленном порядке организацию поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных нужд, в том числе через подведомственные организации.

ФБГУ «Специальный летный отряд «Россия» Управления делами Президента РФ (г. Москва, ул. 1-я Рейсовая, д. 2) и ФГУ «Автотранспортный комбинат» Управления делами Президента РФ (г. Москва, ул. Обручева, д. 42), согласно пп. 44 и 114 Перечня, утвержденного Указом Президента РФ от 17.09.2008г. № 1370, являются федеральными государственными учреждениями, подведомственными Управлению делами Президента РФ.

При возбуждении дела об административном правонарушении, а также в ходе рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении

должностным лицом УФ АС России по г. Москве надлежащим образом не был исследован вопрос о том, входит ли заключение данного контракта в перечень случаев размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), предусмотренный ст. 55 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

В постановлении от 24.06.2011г. заместитель руководителя УФ АС России по г. Москве указал только на отсутствие сведений об обладании исполнителем - ФГУ «Автотранспортный комбинат» Управления делами Президента РФ исключительными правами на оказание услуг по предоставлению транспортных средств с экипажем, оценки действиям лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, с учетом вышеприведенных положений Указа Президента РФ от 17.09.2008г. № 1370 дано не было. Документы, подтверждающие факт истребования УФ АС России по г. Москве сведений об обладании названным Федеральным государственным учреждением исключительными правами на оказание услуг по предоставлению транспортных средств с экипажем, в материалах дела отсутствуют.

Судебными инстанциями, рассмотревшими жалобы лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, юридической оценки таким выводам должностного лица УФАС России по г. Москве не дано. При этом судьей Московского городского суда в решении от 16.09.2011г. доводы Федорушкина В.В. об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, были признаны необоснованными в связи с непредставлением последним сведений об обладании ФГУ «Автотранспортный комбинат» Управления делами Президента РФ исключительными правами на оказание услуг по предоставлению транспортных средств с экипажем.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о возложении обязанности по доказыванию своей невиновности в совершении административного правонарушении на лицо, в отношении которого ведется производство по делу, что не согласуется с положениями чч. 2, 3 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которым обязанность доказывать виновность в установленном Кодексом порядке возложена на лиц,

уполномоченных возбуждать производство по делам об административных правонарушениях, судей, органы, должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, именно на них лежит бремя доказывания виновности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также противоречат требованиям ст.ст. 24.1 и 26.1 о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела об административном правонарушении.

В соответствии с ч. 4 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно п. 4 ч. 2 ст. 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста, при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены постановление, решения по делу об административном правонарушении, выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

постановил:

 

надзорную жалобу генерального директора ФГБУ «Специальный летный отряд

«Россия» Управления делами Президента РФ Федорушкина

[скрыто] удовлетворить.

Постановление от 24.06.2011г. № 11-03/7.29-663/11 заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы России по г. Москве, решение судьи Солнцевского районного суда г. Москвы от 22.08.2011г., решение судьи Московского городского суда от 16.09.2011г. и постановление заместителя председателя Московского городского суда от 13.01.2012г., вынесенные в отношении директора ФГБУ «Специальный летный отряд «Россия» Управления делами Президента РФ Федорушкина В.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 4 ч. 2 ст. 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с недоказанностью

обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решения.

Судья Верховного Суда Российской Федерации

В.П. Меркулов

Статьи законов по Делу № 5-АД12-2

КоАП РФ Статья 1.5. Презумпция невиновности
КоАП РФ Статья 7.29. Несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при принятии решения о способе и об условиях определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 218-ФЗ)
КоАП РФ Статья 30.17. Виды постановлений, принимаемых по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов (введена Федеральным законом от 03.12.2008 N 240-ФЗ)

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх