Дело № 5-АПГ13-30

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 12 августа 2013 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, апелляция
Категория Административные дела
Докладчик Борисова Любовь Владимировна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №5-АПГ13-30

от 12 августа 2013 года

 

председательствующего Пирожкова В.Н.,

при секретаре Строилове A.M.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Снежкова [скрыто] о возложении на Московскую

городскую избирательную комиссию обязанности зарегистрировать его кандидатом на должность мэра Москвы, восстановить права посредством открытия специального избирательного счёта, выдать документ об открытии указанного счёта, взыскать и перечислить на этот счёт денежную компенсацию морального вреда по апелляционной жалобе заявителя на решение Московского городского суда от 26 июля 2013 г., которым в удовлетворении заявленных требований отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., объяснения Снежкова М.Н. и его представителя Кувшинова В.З., поддержавших доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя Московской городской избирательной комиссии Реута Д.А., возражавшего против отмены судебного акта, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила :

 

на 8 сентября 2013 г. постановлением Московской городской Думы от 7 июня 2013 г. № 158 назначены выборы мэра Москвы.

Решением Московской городской избирательной комиссии (далее -Избирательная комиссия) от 17 июля 2013 г. № 53/8 Снежкову М.Н., выдвинувшему свою кандидатуру в порядке самовыдвижения, отказано в регистрации кандидатом на должность мэра Москвы на основании пп. 3, 5, 7 ч. 20 ст. 37 Избирательного кодекса города Москвы (далее -Избирательный кодекс). Снежковым М.Н. не представлены документы, необходимые для регистрации кандидата, не собраны подписи в поддержку кандидата и не создан собственный избирательный фонд.

Снежков М.Н. обратился в суд с заявлением о возложении на Избирательную комиссию обязанности зарегистрировать его кандидатом на должность мэра Москвы, выдать документ об открытии специального избирательного счёта, на который перечислить денежную компенсацию морального вреда, предварительно взыскав её с Избирательной комиссии.

Московским городским судом постановлено приведённое выше решение, об отмене которого, как незаконного, и принятии нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований просит в апелляционной жалобе Снежков М.Н.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда не подлежащим отмене.

Статьёй 34 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) регламентировано, что самовыдвижение кандидатов производится путём уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов.

Согласно п. 1 ст. 38 Федерального закона регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пп. 2 и 3 ст. 33 данного закона, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с п. 17 данной статьи).

Иное не предусмотрено Избирательным кодексом (ч. 1 ст. 37).

Перечень документов, необходимых для регистрации кандидата на должность мэра Москвы, установлен ст. 35 Избирательного кодекса.

Кандидату, изъявившему желание участвовать в выборах на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в порядке самовыдвижения, необходимо для регистрации представить в числе прочих следующие документы:

сведения о трёх кандидатурах, отвечающих предусмотренным федеральным законом требованиям к кандидатам для наделения полномочиями члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (п. 1.2 ст. 38 Федерального закона, ч. 2.1 ст. 35 Избирательного кодекса);

письменное заявление каждого из указанных лиц о согласии этого лица на представление его в качестве кандидатуры для наделения полномочиями члена Совета Федерации (п. 1.4 ст. 38 Федерального закона, ч. 2.3 ст. 35 Избирательного кодекса);

копии документов, подтверждающих сведения об этих лицах (п. 1.5 ст. 38 Федерального закона, ч. 2.4 ст. 35 Избирательного кодекса);

письменное уведомление о том, что кандидат не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных на территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами (п. 1.6 ст. 38 Федерального закона);

подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата (п. 1 ст. 37, п. 2 ст. 38 Федерального закона, п. 2 ч. 2 ст. 35 Избирательного кодекса);

листы поддержки кандидата (пп. 17 - 18 ст. 37 Федерального закона, п. 1 ч. 2 ст. 35 Избирательного кодекса);

подписанный кандидатом список лиц, которые поставили свои подписи в листах поддержки кандидата (п. 19 ст. 37 Федерального закона, п. 3 ч. 2 ст. 35 Избирательного кодекса);

протокол об итогах сбора подписей избирателей (п. 5 ч. 2 ст. 35 Избирательного кодекса);

документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов (п. 6 ч. 2 ст. 35 Избирательного кодекса);

первый финансовый отчёт кандидата (п. 8 ч. 2 ст. 35 Избирательного кодекса).

В соответствии с ч. 16 ст. 34 Избирательного кодекса в поддержку выдвижения кандидатов на должность мэра Москвы собираются подписи депутатов представительных органов местного самоуправления и (или) избранных на выборах глав муниципальных образований. Количество подписей составляет 6 процентов от общего числа депутатов представительных органов местного самоуправления, предусмотренного уставами этих муниципальных образований на день принятия решения о назначении выборов мэра Москвы, и числа избранных на выборах и действующих на день принятия указанного решения глав муниципальных образований. Депутат представительного органа местного самоуправления или избранный на выборах глава муниципального образования может поддержать только одного кандидата. При этом кандидат должен быть поддержан указанными лицами не менее чем в трёх четвертях муниципальных образований (не менее чем в трёх четвертях муниципальных образований должно быть собрано не менее одной подписи указанных лиц). Указанные подписи могут собираться со дня выдвижения кандидата на должность мэра Москвы. Число лиц, которое (в абсолютном выражении) необходимо для поддержки кандидата на

должность мэра Москвы, определяется и обнародуется Городской комиссией в течение трёх дней со дня назначения выборов мэра Москвы.

Согласно постановлению Избирательной комиссии от 10 июня 2013 г. № 42/2 количество подписей, необходимое для регистрации кандидата в мэры, составляет 110 подписей депутатов представительных органов местного самоуправления и (или) избранных на муниципальных выборах и действующих глав муниципальных образований, не менее чем в 110 муниципальных образованиях, находящихся на территории г. Москвы.

В силу ч. 1 ст. 34 Избирательного кодекса, если в поддержку выдвижения кандидата собираются подписи избирателей, то количество подписей, необходимое для регистрации, составляет для кандидата на должность мэра Москвы один процент от числа избирателей города Москвы.

Количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата на должность мэра Москвы, определено тем же решением Избирательной комиссии от 10 июня 2013 г. и составляет 73 021 подпись избирателей.

Исходя из положений, предусмотренных пп.1, 11 ст.58 Федерального закона, ч.1ст.57, ч.1 ст.58 Избирательного кодекса кандидаты на должность мэра Москвы обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации этой избирательной комиссией. Все денежные средства, образующие избирательный фонд, перечисляются на специальный избирательный счёт, открытый с разрешения соответствующей комиссии кандидатом.

Судом установлено, что 5 июля 2013 г. Снежков М.Н. представил в Избирательную комиссию документы о выдвижении его кандидатом на должность мэра Москвы в порядке самовыдвижения, а 10 июля 2013 г. -подписной лист с подписью одного избирателя.

Снежковым М.Н. не создан собственный избирательный фонд для финансирования своей избирательной кампании и не представлены поименованные в ст. 38 Федерального закона, ст. 35 Избирательного кодекса необходимые для регистрации кандидата документы.

Отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, несоздание кандидатом избирательного фонда предусмотрены подп. «в», «д», «ж» п. 24 ст. 38 Федерального закона,

пп. 3, 5, 7 ч. 20 ст. 37 Избирательного кодекса в качестве оснований для отказа в регистрации кандидата.

Согласно п. 6 ст. 76 Федерального закона решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пп. 24 - 26 ст. 38 Федерального закона, иных требований, предусмотренных этим Федеральным законом, иным законом.

С учётом изложенного вывод в решении суда о том, что у Избирательной комиссии не имелось и не имеется оснований для регистрации Снежкова М.Н. кандидатом на должность мэра Москвы, является правильным, а решение суда об отказе в удовлетворении заявленных требований - законным и обоснованным.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.

Ссылки Снежкова М.Н. на то, что он, являясь зарегистрированным 18 марта 1993 г. в качестве кандидата на должность главы администрации г. Москвы, не обязан в поддержку своей кандидатуры собирать подписи депутатов представительных органов местного самоуправления Москвы, подписи избирателей, а также иные документы для представления их в Избирательную комиссию, в связи с чем нет препятствий для регистрации его кандидатом на должность мэра Москвы в настоящее время, не основаны на законе и отмену судебного постановления не влекут. Указанный выше статус утрачен Снежковым М.Н. после объявления в 1993 г. результатов выборов главы администрации г. Москвы. Спорные правоотношения возникли в 2013 г. и к ним применяются установления Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Закона города Москвы от 6 июля 2005 г. № 38 «Избирательный кодекс города Москвы». Суд при принятии решения правомерно исходил из действующего законодательства.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Московского городского суда от 26 июля 2013 г. оставить без изменения, апелляционную я?ащ)бу Снежкова М.Н. - без удовлетворения.

Председательствующий Судьи

Статьи законов по Делу № 5-АПГ13-30

ГПК РФ Статья 328. Полномочия суда апелляционной инстанции

Производство по делу

Договор-Юрист
— это юристы, кодексы и бланки

Команда Договор-Юрист.Ру предлагает вашему вниманию набор актуальных юридических документов и договоров для работы с физическими и юридическими лицами.

Типовые договорыТиповые договоры

Загрузка
Наверх