Дело № 5-АПГ13-35

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 19 августа 2013 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, апелляция
Категория Административные дела
Докладчик Борисова Любовь Владимировна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №5-АПГ13-35

от 19 августа 2013 года

 

председательствующего Пирожкова В.Н.,

при секретаре Строилове A.M.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кувшинова [скрыто] о восстановлении

нарушенного права на избрание на должность мэра Москвы на выборах, назначенных на 8 сентября 2013 г., о возложении на Московскую городскую избирательную комиссию обязанности зарегистрировать его кандидатом на должность мэра Москвы и включить в список зарегистрированных кандидатов на должность мэра Москвы с извещением об этом средств массовой информации по апелляционной жалобе заявителя на решение Московского городского суда от 31 июля 2013 г., которым в удовлетворении заявленных требований отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., объяснения Кувшинова В.З., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя Московской городской избирательной комиссии Реута Д.А., возражавшего против отмены судебного акта, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

на 8 сентября 2013 г. постановлением Московской городской Думы от 7 июня 2013 г. № 158 назначены выборы мэра Москвы.

Решением Московской городской избирательной комиссии (далее -Избирательная комиссия) от 17 июля 2013 г. № 53/5 Кувшинову В.З., выдвинувшему свою кандидатуру в порядке самовыдвижения, отказано в регистрации кандидатом на должность мэра Москвы в связи с отсутствием среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Законом города Москвы от 6 июля 2005 г. № 38 «Избирательный кодекс города Москвы» (далее - Избирательный кодекс) для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата (п. 3 ч. 20 ст. 37 Избирательного кодекса).

Кувшинов В.З. обратился в суд с заявлением о возложении на Избирательную комиссию обязанности зарегистрировать его кандидатом на должность мэра Москвы, включить в список зарегистрированных кандидатов на должность мэра Москвы и известить об этом средства массовой информации.

Московским городским судом постановлено приведённое выше решение, об отмене которого, как незаконного, и о принятии нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований просит в апелляционной жалобе Кувшинов В.З.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда не подлежащим отмене.

Статьёй 34 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) регламентировано, что самовыдвижение кандидатов производится путём уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов.

Согласно п. 1 ст. 38 Федерального закона регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пп. 2 и 3 ст. 33 данного закона, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с п. 17 данной статьи).

Иное не предусмотрено Избирательным кодексом (ч. 1 ст. 37).

Перечень документов, необходимых для регистрации кандидата на должность мэра Москвы, установлен ст. 35 Избирательного кодекса.

Кандидату, изъявившему желание участвовать в выборах на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в порядке самовыдвижения, необходимо для регистрации представить в числе прочих следующие документы:

сведения о трёх кандидатурах, отвечающих предусмотренным федеральным законом требованиям к кандидатам для наделения полномочиями члена Совета Федерации Федерального Собрания

Российской Федерации (п. 1.2 ст. 38 Федерального закона, ч. 2.1 ст. 35 Избирательного кодекса);

письменное заявление каждого из указанных лиц о согласии этого лица на представление его в качестве кандидатуры для наделения полномочиями члена Совета Федерации (п. 1.4 ст. 38 Федерального закона, ч. 2.3 ст. 35 Избирательного кодекса);

копии документов, подтверждающих сведения об этих лицах (п. 1.5 ст. 38 Федерального закона, ч. 2.4 ст. 35 Избирательного кодекса);

письменное уведомление о том, что кандидат не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных на территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами (п. 1.6 ст. 38 Федерального закона);

подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата (п. 1 ст. 37, п. 2 ст. 38 Федерального закона, п. 2 ч. 2 ст. 35 Избирательного кодекса);

листы поддержки кандидата (пп. 17 - 18 ст. 37 Федерального закона, п. 1 ч. 2 ст. 35 Избирательного кодекса);

подписанный кандидатом список лиц, которые поставили свои подписи в листах поддержки кандидата (п. 19 ст. 37 Федерального закона, п. 3 ч. 2 ст. 35 Избирательного кодекса);

протокол об итогах сбора подписей избирателей (п. 5 ч. 2 ст. 35 Избирательного кодекса);

документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов (п. 6 ч. 2 ст. 35 Избирательного кодекса);

первый финансовый отчёт кандидата (п. 8 ч. 2 ст. 35 Избирательного кодекса).

В соответствии с ч. 16 ст. 34 Избирательного кодекса в поддержку выдвижения кандидатов на должность мэра Москвы собираются подписи депутатов представительных органов местного самоуправления и (или) избранных на выборах глав муниципальных образований. Количество подписей составляет 6 процентов от общего числа депутатов представительных органов местного самоуправления, предусмотренного уставами этих муниципальных образований на день принятия решения о назначении выборов мэра Москвы, и числа избранных на выборах и действующих на день принятия указанного решения глав муниципальных образований. Депутат представительного органа местного самоуправления или избранный на выборах глава муниципального образования может поддержать только одного кандидата. При этом кандидат должен быть поддержан указанными лицами не менее чем в трёх четвертях муниципальных образований (не менее чем в трёх четвертях муниципальных образований должно быть собрано не менее одной подписи указанных лиц). Указанные подписи могут собираться со дня выдвижения кандидата на должность мэра Москвы. Число лиц, которое (в

абсолютном выражении) необходимо для поддержки кандидата на должность мэра Москвы, определяется и обнародуется Городской комиссией в течение трёх дней со дня назначения выборов мэра Москвы.

Согласно постановлению Избирательной комиссии от 10 июня 2013 г. № 42/2 количество подписей, необходимое для регистрации кандидата в мэры, составляет НО подписей депутатов представительных органов местного самоуправления и (или) избранных на муниципальных выборах и действующих глав муниципальных образований не менее чем в ПО муниципальных образованиях, находящихся на территории города Москвы.

8 силу ч. 1 ст. 34 Избирательного кодекса, если в поддержку выдвижения кандидата собираются подписи избирателей, то количество подписей, необходимое для регистрации, составляет для кандидата на должность мэра Москвы один процент от числа избирателей города Москвы.

Количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата на должность мэра Москвы, определено тем же решением Избирательной комиссии от 10 июня 2013 г. и составляет 73 021 подпись избирателей.

Исходя из положений, предусмотренных пп.1, 11 ст.58 Федерального закона, ч.1ст.57, ч.1 ст.58 Избирательного кодекса кандидаты на должность мэра Москвы обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации этой избирательной комиссией. Все денежные средства, образующие избирательный фонд, перечисляются на специальный избирательный счёт, открытый с разрешения соответствующей комиссии кандидатом.

Судом установлено, что Кувшинов В.З. представил в Избирательную комиссию:

29 июня 2013 г. - документы о выдвижении его кандидатом на должность мэра Москвы в порядке самовыдвижения;

9 июля 2013 г. - первый финансовый отчёт кандидата, письменное заявление каждой из трёх кандидатур о согласии на представление его кандидатуры для наделения полномочиями члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, копии документов, подтверждающих сведения об этих лицах, уведомление о том, что кандидат не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.

Кувшиновым В.З. не представлены в Избирательную комиссию следующие необходимые для регистрации кандидата документы:

листы поддержки кандидата;

подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата;

подписанный кандидатом список лиц, которые поставили свои подписи в листах поддержки кандидата;

протокол об итогах сбора подписей избирателей;

документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов;

список лиц, осуществляющих сбор подписей избирателей, нотариально удостоверенные сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей избирателей, и подписи этих лиц;

сведения о трёх кандидатурах, отвечающих предусмотренным федеральным законом требованиям к кандидатам для наделения полномочиями члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, названо подп.«в» п. 24 ст. 38 Федерального закона, а также п. 3 ч. 20 ст. 37 Избирательного кодекса в качестве основания для отказа в регистрации кандидата.

Согласно п. 6 ст. 76 Федерального закона решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пп. 24 - 26 ст. 38 Федерального закона, иных требований, предусмотренных этим Федеральным законом, иным законом.

С учётом изложенного вывод в решении суда о том, что у Избирательной комиссии имелись основания для отказа Кувшинову В.З. в регистрации кандидатом на должность мэра Москвы, является правильным, а решение суда об отказе в удовлетворении заявленных требований - законным и обоснованным.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке, в том числе и тех, ссылки на которые приведены в апелляционной жалобе.

Утверждения Кувшинова В.З. о том, что нет препятствий в регистрации его кандидатом на должность мэра Москвы, поскольку 27 января 1993 г. он получил особый статус зарегистрированного кандидата на должность главы администрации города Москвы и этот статус сохраняется до настоящего времени, в связи с чем он не обязан представлять в Избирательную комиссию документы, о которых возник спор, основаны на неправильном толковании закона заявителем.

Наличие упомянутого статуса утрачено после объявления в 1993 году результатов выборов главы администрации города Москвы и не имеет правового значения для данного дела. К спорным правоотношениям применяются требования, установленные Федеральным законом и Избирательным кодексом. Суд при вынесении решения правомерно исходил из действующего законодательства.

С учётом изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Московского городского суда от 31 июля 2013 г. оставить без изменения, апелляционнудекжадобу Кувшинова В.З. - без удовлетворения.

Председательствующие Судьи

Статьи законов по Делу № 5-АПГ13-35

ГПК РФ Статья 328. Полномочия суда апелляционной инстанции

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Загрузка
Наверх