Суд | Верховный Суд Российской Федерации |
Дата решения | 18 февраля 2016 г., Определение |
Инстанция | Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция |
Категория | Гражданские дела |
Докладчик | Абакумова Ирина Даниловна |
Электронная копия решения | Скачать |
Решение |
Отрицательное решение
|
Дело № 5-АПГ16-2
г. Москва | 18 февраля 2016 г. |
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего | Александрова В.Н., |
судей | Абакумовой ИД. и Никифорова СБ. |
при секретаре | Макаровой Т.А. |
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «НПО Геофизика - ТНВ» о признании недействующим пункт 2431 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года № 700-ПП «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», по апелляционной жалобе открытого акционерного общества «НПО Геофизика - ТНВ» на решение Московского городского суда от 24 сентября 2015 года, которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителя открытого акционерного общества «НПО Геофизика - ТНВ» адвоката Серкова А.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Правительства Москвы Борисовой К.И. и представителя Департамента экономической политики и развития города Москвы Петрыкина А.А., не согласившихся с доводами апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда законным и обоснованным, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
открытое акционерное общество «НПО Геофизика - ТНВ» (далее - ОАО «НПО Геофизика - ТНВ», Общество) обратилось в Московский городской суд с заявлением о признании недействующим постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года № 700-ПП «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (далее - Постановление №700-ПП) в части включения в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды (далее - Перечень) пункта 2431: здания с кадастровым номером 77:03:0003011:1050, общей площадью 10 699 кв.м., расположенного по адресу: город Москва, улица Стромынка, дом 18, корп. 13.
В обоснование заявленных требований Общество указало, что здание включено в названный пункт Перечня незаконно, возлагая на него обязанность по уплате налога на имущество организаций в 2015 году в завышенном размере.
Решением Московского городского суда от 24 сентября 2015 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе ОАО «НПО Геофизика - ТНВ» просит отменить судебный акт, полагая, что он принят с нарушением норм материального и процессуального права, так как спорное здание не отвечает критериям административно-делового центра, указанным в статье 378 НК РФ. Кроме того, акт проверки фактического использования здания не является допустимым доказательством, поскольку не позволяет достоверно установить, что более 20% помещений в здании используется под офисы.
Также административный истец указывает на недопустимость распространения действия оспариваемого постановления на последующие (после 2015 года) налоговые периоды.
Правительством Москвы и Департаментом экономической политики и развития г. Москвы (далее - Департамент), прокуратурой г. Москвы представлены возражения на апелляционную жалобу.
Представитель Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом извещен, в связи с чем, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации рассмотрела апелляционную жалобу в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Статей 72, 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
Законом города Москвы от 05 ноября 2003 года № 64 «О налоге на имущество организаций» (далее - Закон города Москвы «О налоге на имущество организаций») на территории г. Москвы с 1 января 2014 года введен налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
Пунктом 2 статьи 1.1. Закона города Москвы «О налоге на имущество организаций» предусмотрено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 2000 кв. м и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Правительством Москвы 28 ноября 2014 г. принято постановление № 700-ПП «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».
Постановление Правительства Москвы № 700-ПП опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы пи://\\г\у\у.тоз.ги, 28 ноября 2014 г. и в издании «Вестник Мэра и Правительства Москвы», № 67, 2 декабря 2014 г., вступило в законную силу с 1 января 2015 г.
Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, постановление Правительства Москвы № 700-ПП, утвердившее перечень таких объектов на 2015 год, принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, опубликовано в установленном законом порядке.
Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 378 НК РФ административно- деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение) предназначенное для использования или фактически используемое в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 г. №257-ПП утвержден порядок определения фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее -Порядок), которым предусмотрена процедура установления вида фактического использования для признания таких объектов фактически используемыми в целях размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, а также в целях делового, административного и коммерческого назначения в соответствии с положениями пунктов 1, 3, 4, 5 статьи 378 НК РФ.
Утверждение такого Порядка произведено с соблюдением компетенции и полномочий, вытекающих из положений пункта 9 статьи 378 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1.2 Порядка мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее - мероприятия обследования) осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция).
Госинспекция провела обследование здания с кадастровым номером 77:03:0003011:1050, общей площадью 10 699 кв.м., в котором расположены нежилые помещения с кадастровым номером 77:03:0003010:4957, общей площадью 9 573, 4 кв.м., принадлежащие на праве собственности ОАО «НПО Геофизика - ТНВ».
По результатам обследования составлен акт от 22 августа 2014 г.
№ 9030793, согласно которому 68 % помещений от общей площади здания фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Данное обстоятельство послужило основанием для включения здания в пункт 2431 Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что акт проверки фактического использования здания является надлежащим доказательством по делу. Сведения, изложенные в акте, подтверждены инспектором Госинспекции, принимавшем участие в осуществлении мероприятий по определению фактического использования здания, допрошенным в суде первой инстанции в качестве свидетеля, документами технического и кадастрового учета.
Доказательств иного фактического использования помещений в спорном здании заявителем не представлено.
Является правомерным вывод суда о том, что может быть принято во внимание решение арбитражного суда о признании недействительным решения Межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов, касающихся определения вида фактического использования зданий, об отказе Обществу в проведении повторной проверки, так как оно не имеет преюдициального значения для рассмотрения настоящего административного дела, принято по иному предмету и основанию, не содержит выводов о фактическом использовании помещений в спорном здании.
Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378 НК РФ перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость определяется на 1 число налогового периода.
Налоговым периодом по налогу на имущество организаций является календарный год (статья 379 НК РФ).
Из текста постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г.
№ 700-ПП в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 г. № 786-ПП усматривается, что объекты недвижимого имущества включены в Перечень в целях налогообложения на 2015 год, что соответствует требованиям подпункта пункта 1 7 статьи 378 НК РФ.
Принимая во внимание изложенное, судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела и правильно применены нормы законодательства к данным правоотношениям. Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 307, 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,
решение Московского городского суда 24 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу обрытого акционерного общества «НПО Геофизика - ТНВ» - без удовлетворения.
Председательствующий Судьи