Дело № 50-Г09-5

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 1 июля 2009 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Калинина Людмила Александровна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №50-Г09-5

от 1 июля 2009 года

 

председательствующего Меркулова В.П., судей Калининой Л.А., Еременко Т.И. при секретаре Царевой Н.В.

Заслушав доклад судьи Верховного суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителей общества с ограниченной ответственностью «Комбинат валяной обуви» Репиной Л.Н., Мельникова Д.А., просивших решение отменить, представителя Губернатора и правительства Омской области Банникова A.A., полагавшего решение не подлежащим отмене, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации

Засеевой Э.С., не поддержавшей доводы кассационного представления, полагавшей решение законным и обоснованным, а поэтому, не подлежащим отмене, Судебная коллегия

 

установила:

 

ООО «Комбинат валяной обуви» обратился в суд с заявлением о признании недействующим постановления Правительства Омской области от 19 декабря 2007 года № 174-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55636) в части утверждения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:19 01 02:0013 (подпункт 132161 Приложения «Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов города Омска по результатам работ по определению кадастровой стоимости земельных участков, проведенных в 2007 году» (в редакции постановления № 193-п от 26 ноября 2008 года), сославшись на противоречие статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации, а также постановлению Правительства РФ от 8 апреля 2000 года № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» и Приказу Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 года № 39 «Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов».

В обоснование заявления общество с ограниченной ответственностью «Комбинат валяной обуви» указало, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:19 01 02:0013 в соответствии с отчетом об определении стоимости имущества № 03/09 от 21 января 2009 года составляет 18 450 000 рублей. Между тем кадастровая стоимость земельного участка превышает рыночную стоимость в 4,5 раза; полагало, что утверждение постановлением такой стоимости земельного участка ущемляет права общества с ограниченной ответственностью «Комбинат валяной обуви» на выкуп земельного участка, незаконно возлагает на общество дополнительные имущественные обязанности. По мнению заявителя, такая ситуация сложилась в результате нарушения процедуры проведения государственной кадастровой оценки.

Губернатор, правительство Омской области, администрация г. Омска, министерство имущественных отношений Омской области, управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области, ФГУП «ФКЦ «Земля» возражали против удовлетворения заявления.

Участвующий в деле прокурор поддержал доводы общества с ограниченной ответственностью «Комбинат валяной обуви».

Решением Омского областного суда от 10 апреля 2009 года обществу с ограниченной ответственностью «Комбинат валяной обуви» в удовлетворении заявления отказано.

В кассационной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Комбинат валяной обуви», кассационном представлении участвовавшего в

деле прокурора поставлен вопрос об отмене решения как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права.

Относительно кассационной жалобы и кассационного представления Губернатором и правительством, министерством имущественных отношений Омской области, ФГУП «ФКЦ «Земля» поданы возражения.

Изучив доводы кассационной жалобы, кассационного представления Судебная коллегия не находит их подлежащими удовлетворению.

Согласно статье 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации поводом для отмены решения суда в кассационном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводом суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений судом не допущено.

Как видно из материалов дела предметом спора является требование о признании противоречащим федеральному законодательству отдельных положений нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, а, следовательно, суд правильно руководствовался статьями 251-253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующими производство по такой категории дел.

При этом выводы суда о не противоречии оспариваемых норм законодательству, имеющему большую юридическую силу, основаны на правильном истолковании норм материального права, регулирующего спорное правоотношение.

Из наименования и содержания регионального правового акта следует, что настоящим правовым актом утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36, в том числе земельного участка с кадастровым номером 55:36:19 01 02:0013.

Из представленных суду доказательств по делу видно, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществлена территориальным органом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости; для проведения указанных работ привлечено юридическое лицо, имеющее право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»; принцип периодичности государственной оценки земельного участка соблюден; государственная кадастровая оценка земельного участка проведена с учетом классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования; утвержденный постановлением правительства показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:19 01 02:0013 совпадает с соответствующим показателем Отчета ФГУП «ФКЦ «Земля» от 27 ноября 2007 года № 05-09/02

об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов муниципального образования г.Омска; указанный Отчет являлся предметом проверки Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области на предмет соответствия требованиям Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель при выполнении работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; выявленные в результате проверки замечания ФГУП «ФКЦ «Земля» устранены.

При таких обстоятельствах, отказывая в удовлетворении заявления, суд пришел к обоснованному выводу о том, что правовое регулирование установлено в рамках компетенции субъекта Российской Федерации, предоставленной ему федеральным законодателем, по вопросу совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, с соблюдением процедуры, предъявляемой, к такого рода, правовым актам.

По общему правилу, установленному статьями 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная оценка земель.

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Доводы кассационной жалобы, кассационного представления не могут повлиять на отмену решения, все они являлись предметом судебного рассмотрения и получили надлежащую правовую оценку в решении.

Утверждения о том, что вывод суда сделан без учета обстоятельства, на которое заявители ссылались, а именно, то что Омским филиалом ФГУП «ФКЦ «Земля» при проведении работ по определению кадастровой стоимости земельных участков не были выполнены действия, направленные на сбор необходимой, достаточной и достоверной рыночной информации, не подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, и прежде всего, отчетом ФГУП «ФКЦ «Земля» Отчета ФГУП «ФКЦ «Земля» от 27 ноября 2007 года № 05-09/02, в котором содержатся сведения, использованные при определении кадастровой стоимости земельного участка, сведения о значениях факторов, оказывающих влияние на кадастровую стоимость.

Не состоятельны и доводы кассационной жалобы, кассационного представления о неправомерности заключения администрацией муниципального образования городской округ г.Омск Омской области контракта на выполнение подрядных работ. Предметом судебного

разбирательства являлась проверка законности правового акта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска; каких-либо положений о передаче государственных полномочий не содержится, а, следовательно, у суда не было оснований для выводов о его противоречии Федеральному закону от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к чему сводятся доводы заявителей. При этом Судебная коллегия находит правильными суждения о том, что орган местного самоуправления не лишен был возможности в рамках своих полномочий принять участие в выборе исполнителя работ на объем, выполняемых за счет средств муниципального бюджета. Такой вывод согласуется с предписаниями пунктов 7; 7.1; 7.2 Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28 июня 2007 года № 215 по смыслу которого выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков субъекта Российской Федерации осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», в соответствии с требованиями, установленными конкурсной документацией на проведение работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 361, 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации,

 

определила:

 

решение Омского областного суда от 10 апреля 2009 года оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Комбинат валяной обуви», кассационное представление прокурора Омской области - без удовлетворения.

Статьи законов по Делу № 50-Г09-5

ГПК РФ Статья 361. Утратила силу
ГПК РФ Статья 362. (Утратила силу)
ЗК РФ Статья 65. Платность использования земли
ЗК РФ Статья 66. Оценка земли

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх