Дело № 50-Г10-18

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 30 июня 2010 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Калинина Людмила Александровна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №50-Г10-18

от 30 июня 2010 года

 

председательствующего Пирожкова В.Н., судей Калининой Л.А., Еременко Т.И. при секретаре Аверине А.В.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителя правительства Омской области и губернатора Омской области Фетисова В.В., министерства труда и социального развития Омской области Тереховой Н.Ю., возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кротова В.А., полагавшего решение законным и обоснованным, а поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия

 

установила:

 

Бормотов СЕ. обратился в суд с заявлением об оспаривании постановления правительства Омской области от 25 ноября 2009 г. № 224-п «О мерах социальной поддержки по проезду отдельных категорий граждан в

Омской области» (с последующими изменениями) в части абзацев первого и второго пункта 4.

В обоснование заявления указал, что является ветераном военной службы и относится к категории ветеранов, указанной в статье 5 Федерального закона от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах».

Подпунктом 1 пункта 3 постановления правительства Омской области от 25 ноября 2009 г. № 224-п «О мерах социальной поддержки по проезду отдельных категорий граждан в Омской области» (с последующими изменениями) установлена мера социальной поддержки в виде предоставления права бесплатного проезда гражданам, указанным в пункте 1 оспариваемого постановления, в том числе ветеранам труда, а также приравненным к ним гражданам по состоянию на 31 декабря 2004 г.

При этом абзацами первым и вторым пункта 4 этого постановления предусмотрено, что установленная подпунктом 1 пункта 3 указанного постановления мера социальной поддержки по проезду предоставляется в размере не более 30 поездок по одной электронной транспортной карте, предусмотренной в приложении № 1 к этому постановлению, в течение календарного месяца независимо от вида транспорта и населенного пункта, в котором осуществлена поездка, за исключением категории граждан, предусмотренной подпунктом 22 пункта 1 данного постановления; не использованные в течение календарного месяца поездки не переносятся на следующий календарный месяц и не суммируются с приходящимся на него количеством поездок.

По мнению заявителя, положения абзацев первого и второго пункта 4 оспариваемого постановления нарушают его права, гарантированные Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», поскольку изменяют объем и содержание мер социальной поддержки ветеранов, гарантированных государством на всех этапах предоставления ветеранам соответствующей льготы.

Утверждал, что в оспариваемой части постановление противоречит положениям преамбулы и части 2 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, в соответствии с которыми законодатель установил принцип недопустимости снижения ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан при перераспределении полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предмету совместного ведения в области социальной защиты.

Полагая, что оспариваемое правовое регулирование установлено в рамках компетенции субъекта Российской Федерации, направлено на социальную защиту прав граждан, губернатор и правительство Омской области, министерство труда и социального развития Омской области с заявлением Бормотова СЕ. не согласились.

Решением Омского областного суда от 15 апреля 2010 г. в удовлетворении заявления отказано.

В кассационной жалобе Бормотов СЕ. просит отменить решение и направить дело на новое рассмотрение.

Относительно кассационной жалобы представителем губернатора и правительства Омской области, министерством труда и социального развития Омской области, министерством финансов Омской области поданы возражения.

Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия не находит их подлежащими удовлетворению ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьями 20, 22 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 10 Федерального закона «О ветеранах»).

В силу положений статьи 13 Закона Омской области «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан», принятого постановлением Законодательного Собрания Омской области от 19 июня 2008 г. №225 (в редакции Закона от 6 мая 2009 г.), к полномочиям правительства Омской области в сфере социальной защиты населения отнесено установление порядка предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, установление мер социальной поддержки категорий граждан, не предусмотренных указанным Кодексом, а также дополнительных мер социальной поддержки категорий граждан, предусмотренных этим Кодексом, установление порядка возмещения расходов организациям или индивидуальным предпринимателям по предоставлению льгот.

Постановление правительства Омской области от 25 ноября 2009 г. № 224-п «О мерах социальной поддержки по проезду отдельных категорий граждан в Омской области» (с последующими изменениями) устанавливает категории граждан, проживающих на территории Омской области, которым предоставляются меры социальной поддержки по проезду, содержание мер социальной поддержки по проезду, условия и порядок их предоставления, порядок возмещения затрат, связанных с предоставлением указанных мер.

Подпунктом 1 пункта 3 постановления правительства Омской области

от 25 ноября 2009 г. № 224-п «О мерах социальной поддержки по проезду отдельных категорий граждан в Омской области» (с последующими изменениями) установлена мера социальной поддержки в виде предоставления права бесплатного проезда гражданам, указанным в пункте 1 оспариваемого постановления, в том числе ветеранам труда, а также приравненным к ним гражданам по состоянию на 31 декабря 2004 года.

При этом абзацами первым и вторым пункта 4 постановления предусмотрено, что установленная подпунктом 1 пункта 3 указанного постановления мера социальной поддержки по проезду предоставляется в размере не более 30 поездок по одной электронной транспортной карте, предусмотренной в приложении № 1 к этому постановлению, в течение календарного месяца независимо от вида транспорта и населенного пункта, в котором осуществлена поездка, за исключением категории граждан, предусмотренной подпунктом 22 пункта 1 данного постановления; не использованные в течение календарного месяца поездки не переносятся на следующий календарный месяц и не суммируются с приходящимся на него количеством поездок.

Пунктом 3 статьи 21 Закона Омской области «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» определены меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г.:

1) сохранение обслуживания в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию;

2) внеочередное оказание медицинской помощи по Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Омской области, бесплатной медицинской помощи;

денежный эквивалент скидки по оплате в размере 50 процентов общей площади жилых помещений;

денежный эквивалент скидки по оплате в размере 50 процентов коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение, в том числе поставка твердого топлива при наличии печного отопления));

денежный эквивалент скидки по оплате в размере 50 процентов услуг по вывозу бытовых и других отходов;

6) внеочередное предоставление социального обслуживания государственными учреждениями социального обслуживания населения Омской области;

7) оплата в размере 50 процентов стоимости дополнительных социальных услуг, не входящих в перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам в государственной системе социальных служб Омской области;

8) ежемесячная денежная выплата (т. 2 л.д. 193, 219-220).

Одновременно ветераны труда и приравненные к ним лица являются получателями ежемесячной денежной выплаты, установленной для данной категории лиц на 2010 год Законом Омской области от 29 декабря 2009 г. № 1219-03 «Об областном бюджете на 2010 год» в размере 250 рублей.

Из имеющихся в деле доказательств усматривается, что на соответствующий финансовый год с 2004 по 2009 годы увеличивался совокупный объем финансовых средств на реализацию социальных льгот и выплат, предоставляемых ветеранам труда и приравненным к ним лицам; такое же увеличение прогнозируется на 2010 год (т. 1 л.д. 157). В частности, министерством труда и социального развития Омской области представлены документы, отражающие фактические расходы, перечисленные на счета транспортных организаций в 2008-2009 годах в связи с предоставлением мер социальной поддержки по проезду ветеранам труда и приравненным к ним гражданам, а также документы, подтверждающие прогнозируемые расходы на 2010 год (т. 2 л.д. 1-3, 70-76, 101 -168, том 3 полностью, том 4 л.д. 1-232). Из указанных документов следует, что в 2008 году такие расходы составили 181 873,01 тысяч рублей, в 2009 году - 353 296,90 тысяч рублей, прогноз на 2010 год - 398 113,94 тысяч рублей.

При таких обстоятельствах суд обоснованно пришёл к выводу о том, что постановление правительства Омской области от 25 ноября 2009 г. № 224-п «О мерах социальной поддержки по проезду отдельных категорий граждан в Омской области» (с последующими изменениями) в части абзацев первого и второго пункта 4 не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, в том числе положениям Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

С учётом изложенного, руководствуясь статьями 361, 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия

о\п ределила:

решение Омского областного суда от 15 апреля 2010 г. оставить без изменения, а кассационную ф^у Бормотова СЕ. - без удовлетворения.

Председательствующий

Статьи законов по Делу № 50-Г10-18

ГПК РФ Статья 361. Утратила силу
ГПК РФ Статья 362. (Утратила силу)

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх