Дело № 50-Г11-15

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 16 ноября 2011 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Анишина Вера Ивановна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №50-Г11-15

от 16 ноября 2011 года

 

председательствующего - Пирожкова В.Н. судей - Анишиной В.И. и Борисовой Л.В.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

постановлением Законодательного Собрания Омской области от 31 августа 2011 года № 223 на 4 декабря 2011 года назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Омской области.

Карев Д.Н. обратился в установленном порядке в избирательную комиссию с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Омской области пятого созыва по

Советскому одномандатному избирательному округу №4 в порядке самовыдвижения, представил предусмотренные законом документы для его регистрации в качестве кандидата в депутаты, в том числе и подписные листы с 721 подписью избирателей в поддержку его выдвижения.

Решением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №4 от 27 октября 2011 года №5/12 Кареву Д.Н. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Омской области пятого созыва по Советскому одномандатному избирательному округу №4.

Карев Д.Н. обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене решения окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №4 от 27 октября 2011 года №5/12, просил суд обязать окружную избирательную комиссию зарегистрировать его кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Омской области пятого созыва по Советскому одномандатному избирательному округу №4.

В обоснование заявленных требований Карев Д.Н. указал, что выводы избирательной комиссии по результатам проведенной проверки представленных им подписей избирателей противоречат положениям Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Решением Омского областного суда от 3 ноября 2011 года отказано в удовлетворении заявления Карева Д.Н.

В кассационной жалобе Карев Д.Н. просит решение отменить как незаконное и необоснованное, принять новое решение об отмене решения окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №4 от 27 октября 2011 года №5/12.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 32 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом.

Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.

Самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 17 статьи 38 данного Федерального закона (пункт 1 статьи 34 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).

Согласно статье 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ в поддержку выдвижения кандидатов, могут собираться подписи избирателей, в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 указанного Федерального закона, но не может быть менее 10 подписей.

Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат. Подписи, собранные с нарушением положений пункта 6 данной статьи, являются недействительными.

Пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ установлено, что регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 данного Федерального закона, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи).

Законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия) (пункт 3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ).

В соответствии с пунктом 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ недействительными признаются: подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом, правом на участие в референдуме (подпункт «б»); подписи избирателей, участников референдума без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем, участником референдума своей подписи в подписной лист (подпункт «г»); подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в соответствующих им сведениях об избирателях, участниках референдума, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей, участников референдума (подпункт «ж»); все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей

избирателей, выдвинувшего список кандидатов, кандидата, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом и (или) уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, кандидатом, имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, о кандидате, указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно (подпункт «з»).

В силу пункта 6.6 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ специально оговоренные избирателем или лицом, заверяющим подписной лист, при составлении подписного листа исправления и помарки не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной, если не установлена ее недостоверность или недействительность в соответствии с подпунктами "з", "и", "м" и "о" пункта 6.4 данной статьи.

В пункте 24 статьи 38 указанного Федерального закона приведены основания отказа в регистрации кандидата, одним из таких оснований в силу подпункта «д» является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.

Аналогичные положения содержатся в подпункте «д» пункта 15 статьи 29 закона Омской области от 7 июля 2003 года № 455-03 «О выборах депутатов Законодательного Собрания Омской области».

В соответствии пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 указанного Федерального закона, иных требований, предусмотренных данных Федеральным законом, иным законом.

Согласно пункту 1 статьи 28 закона Омской области от 7 июля 2003 года №455-03 количество подписей, необходимое для

регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, должно составлять 1 процент от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа.

Пунктом 2 статьи 29 указанного Закона Омской области установлено, что количество представляемых для регистрации кандидата, списка кандидатов подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, списка кандидатов, не более чем на 10 процентов, если иное не установлено федеральным законом.

Постановлением Законодательного Собрания Омской области от 14 июля 2011 года № 221, утверждена схема избирательных округов для проведения выборов депутатов Законодательного Собрания Омской области 4 декабря 2011 года, в соответствии с которой число избирателей Советского избирательного округа № 4 составляет - 65 632 человека.

Таким образом, количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата, выдвинутого по Советскому одномандатному избирательному округу №4, составляет 656 - подписей.

Как усматривается из материалов дела, Каревым Д.Н. в избирательную комиссию были представлены необходимые для регистрации его кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Омской области пятого созыва документы, в том числе 177 подписных листов, содержащих 721 подпись избирателей в поддержку его самовыдвижения.

24 октября 2011 года был составлен итоговый протокол проверки подписных листов, согласно которому кандидатом к проверке заявлено, представлено и комиссией проверена 721 подпись избирателей, из которых 122 подписи признаны недействительными, что в процентном соотношении составляет - 16,9 % от 721 подписи избирателей, подвергнутых проверке.

Решением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №4 от 27 октября 2011 года №5/12 Кареву Д.Н. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Омской области пятого созыва по Советскому одномандатному избирательному округу №4.

С целью проверки доводов Карева Д.Н., изложенных в заявлении, при рассмотрении дела в судебном заседании Омского областного суда с участием прокурора, представителя заявителя, представителя окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №4, обозревались подписные листы, при исследовании которых судом установлено, что количество заявленных подписей избирателей составило - 721; количество представленных и проверенных подписей избирателей -721; количество недостоверных (недействительных) подписей избирателей -122 или 16,9%.

При этом 66 подписей признаны недостоверными (недействительными) по основаниям, предусмотренным подпунктом «ж» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ;

54 подписи по основаниям, предусмотренным подпунктом «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.

Приведенные выше обстоятельства частично нашли свое подтверждение в ходе разбирательства по делу, в частности суд пришел к выводу о том, что количество недействительных подписей по основаниям, предусмотренным подпунктами «ж» и «з» пункта 6.4 статьи 38 указанного Федерального закона подлежит уменьшению на 23 подписи, т.е. из 122 подписей ранее признанных недействительными, 23 подписи суд признал действительными.

Между тем, указанные обстоятельства, как верно указал суд в решении, не влияют на правомерность принятого окружной избирательной комиссией решения, поскольку недействительными являются 99 подписей избирателей (122 - 23 = 99), что составляет более 10 процентов от числа проверенных комиссией подписей избирателей (721), а именно 13,73 % от общего числа проверенных подписей, в связи с чем правовые основания для отмены оспариваемого решения отсутствуют.

Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применён закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, решение суда является законным и обоснованным.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены судебного постановления, в том числе и тех, ссылки на которые имеются в кассационной жалобе.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Омского областного суда от 3 ноября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалоб [скрыто] г Каоева Л.Н. - без удовлетворения.

Председательствующий Щ Судьи

Статьи законов по Делу № 50-Г11-15

ГПК РФ Статья 361. Утратила силу
ГПК РФ Статья 366. (Утратила силу)
ГПК РФ Статья 360. (Утратила силу)

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх