Суд | Верховный Суд Российской Федерации |
Дата решения | 2 октября 2013 г., Определение |
Инстанция | Судебная коллегия по административным делам, апелляция |
Категория | Административные дела |
Докладчик | Калинина Людмила Александровна |
Электронная копия решения | Скачать |
Решение |
Положительное решение
|
Дело № 51-АПГ13-3
г. Москва 2 октября 2013 г.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Ерёменко Т.И., судей Калининой Л.А. и Ксенофонтовой О.А. при секретаре Акулове Д.Г.рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению участвующего в деле прокурора на решение Алтайского краевого суда от 25 июня 2013 года об отказе прокурору Алтайского края в удовлетворении заявления о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим приказа Главного управления образования и молодёжной политики Алтайского края от 21 декабря 2012 года № 5205 «Об утверждении Порядка предоставления услуги «Зачисление в образовательное учреждение» краевыми государственными специальными (коррекционными) образовательными учреждениями для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» (в редакции приказа от 28 февраля 2013 года № 779).
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителей Главного управления образования и молодёжной политики Алтайского края Барышникова Е.Н. и Шишкиной И.П., просивших решение суда первой инстанции оставить без изменения, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение незаконным и необоснованным и поэтому подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
прокурор Алтайского края обратился в Алтайский краевой суд с заявлением о признании недействующим с момента вступления решения суда в законную силу приказа Главного управления образования и молодёжной политики Алтайского края от 21 декабря 2012 года № 5205 «Об утверждении Порядка предоставления услуги «Зачисление в образовательное учреждение» краевыми государственными специальными (коррекционными) образовательными учреждениями для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» (в редакции приказа от 28 февраля 2013 года № 779), считая его не соответствующим требованиям, предъявляемым главой 3 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210- ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» к форме и содержанию административного регламента.
Представители Главного управления образования и молодёжной политики Алтайского края Барышников Е.Н., Чегров Д.В., Шишкина И.П. возражали против удовлетворения заявления прокурора.
Решением Алтайского краевого суда от 25 июня 2013 года заявление прокурора оставлено без удовлетворения.
В апелляционном представлении прокурор просит решение суда первой инстанции отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять новое решение, которым заявление прокурора удовлетворить в полном объёме.
Относительно доводов апелляционного представления Главным управлением образования и молодёжной политики Алтайского края представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, возлагаются на органы государственной власти и должностных лиц, принявших нормативный правовой акт (часть 1 статьи 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Основаниями для отмены в апелляционном порядке являются обстоятельства, перечисленные в статье 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив доводы, изложенные в апелляционном представлении, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение подлежащим отмене по следующему основанию.
Отказывая прокурору Алтайского края в удовлетворении заявления о признании противоречащим Федеральному закону от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и недействующим приказа Главного управления образования и молодёжной политики Алтайского края от 21 декабря 2012 года № 5205 «Об утверждении Порядка предоставления услуги «Зачисление в образовательное учреждение» краевыми государственными специальными (коррекционными) образовательными учреждениями для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» (в редакции приказа от 28 февраля 2013 года № 779), Алтайский краевой суд исходил из того, что Главное управление образования и молодёжной политики Алтайского края, установив своим нормативным правовым актом порядок оказания подведомственными ему краевыми государственными специальными (коррекционными) образовательными учреждениями услуги по зачислению в них, действовало в пределах предоставленных ему полномочий по вопросу организации образования в названных учреждениях; правовая форма оспариваемого нормативного правового акта не нарушена; положения Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210- ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» не применимы при оказании услуги по зачислению в государственные специальные (коррекционные) образовательные учреждения.
Судебная коллегия не умаляет выводы суда об имеющейся у Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края, компетенции на издание оспариваемого прокурором приказа и соблюдении правовой формы при его издании.
Однако выводы суда о неприменимости положений Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» на отношения, возникающие при оказании услуги по зачислению в государственные специальные (коррекционные) образовательные учреждения основаны на неправильном применении норм материального права и процессуального права, регулирующее спорное правоотношение.
При вынесении решения суд не учёл, что Сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями и организациями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями и организациями, утверждённый распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 года № 1993 -р (в редакции распоряжений Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 года № 1506-р, от 28 декабря 2011 года № 2415-р), услугу «Зачисление в образовательное учреждение» относит к государственной услуге, предоставляемой учреждениями субъектов Российской Федерации или муниципальными учреждениями в сфере образования.
В силу части 3 статьи 1 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» услуги, предоставляемые государственными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ), предоставляются в электронной форме в соответствии с данным Федеральным законом в том случае, если указанные услуги включены в перечень, установленный Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что услуга по зачислению в образовательное учреждение краевыми государственными специальными (коррекционными) образовательными учреждениями для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья отнесена к государственной услуге, предоставляемой в электронном виде учреждениями субъектов Российской Федерации или муниципальными учреждениями в сфере образования.
Данный факт не оспаривается представителями Главного управления образования и молодёжной политики Алтайского края.
Кроме того из буквального толкования приказа Главного управления образования и молодёжной политики Алтайского края от 21 декабря 2012 года № 5205 (в редакции приказа от 28 февраля 2013 года № 779) следует что услуга по зачислению в образовательное учреждение краевыми государственными (коррекционными) образовательными учреждениями для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья оказывается в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и, следовательно, он не должен противоречить данному Федеральному закону.
Между тем, системный анализ регионального правового акта во взаимосвязи с Федеральным законом Российской Федерации от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» приводит к выводу о том, что Главное управление образования и молодёжной политики Алтайского края, утвердило такой предоставления порядок услуги по зачислению в образовательное учреждение краевыми государственными (коррекционными) образовательными учреждениями для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, который не согласуется с требованиями, предусмотренными федеральным законодателем в главе 3 данного Федерального закона.
В частности, оспариваемый прокурором приказ Главного управления образования и молодёжной политики Алтайского края, вопреки требованиям федерального законодателя не согласуется со структурой административного регламента о предоставлении государственной услуги и не предполагает указания на стандарт предоставления государственной услуги по зачислению в образовательное учреждение краевыми государственными (коррекционными) образовательными учреждениями для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме; форм контроля за исполнением административного регламента, досудебного (внесудебного) порядка обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу и его должностных лиц, государственных служащих. Не предполагает оспариваемый правовой акт указания на запрет требовать от заявителя предоставления документов и информации или осуществления действий, которые не предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги, предоставлять документы и информацию, которые находятся в распоряжении органов, оказывающих государственные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Алтайского края, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, указанных в части 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Очевидно, что такое правовое регулирование, не отвечая требованиям правовой определённости, не исключает административное усмотрение при оказании государственной услуги по зачислению в образовательное учреждение краевыми государственными (коррекционными) образовательными учреждениями для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, снижая тем самым уровень правовых гарантий граждан, получающих данную государственную услугу.
Учитывая, что неясность правового регулирования является самостоятельным основанием для признания нормативного правового акта недействующим (пункт 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48), Судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявления прокурора о признании недействующим с момента вступления в законную силу настоящего решения приказ Главного управления образования и молодёжной политики Алтайского края от 21 декабря 2012 года № 5205 «Об утверждении Порядка предоставления услуги «Зачисление в образовательное учреждение» краевыми государственными специальными (коррекционными) образовательными учреждениями для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» (в редакции приказа от 28 февраля 2013 года № 779) в той мере, в которой его положения допускают несоблюдение требований, предъявляемых главой 3 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» к наименованию и содержанию нормативного правового акта, устанавливающего порядок предоставления государственных или муниципальных услуг и стандарты их предоставления при зачислении в образовательное учреждение краевыми государственными специальными (коррекционными) образовательными учреждениями для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Алтайского краевого суда от 25 июня 2013 года отменить, постановить новое решение, удовлетворив заявление прокурора Алтайского края. Признать недействующим и не подлежащим применению с момента вступления в законную силу настоящего решения приказ Главного управления образования и молодёжной политики Алтайского края от 21 декабря 2012 года № 5205 «Об утверждении Порядка предоставления услуги «Зачисление в образовательное учреждение» краевыми государственными специальными (коррекционными) образовательными учреждениями для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» (в редакции приказа от 28 февраля 2013 года № 779) в той мере, в которой его положения допускают несоблюдение требований, предъявляемых главой 3 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» к наименованию и содержанию нормативного правового акта, устанавливающего порядок предоставления государственных или муниципальных услуг при зачислении в образовательное учреждение краевыми государственными специальными (коррекционными) образовательными учреждениями для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.