Дело № 52-Г07-5

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 3 октября 2007 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Меркулов Владимир Павлович
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №52-Г07-5

от 3 октября 2007 года

 

Российской Федерации

председательствующего В.Н.Пирожкова

судей В.П.Меркулова и А.В .Харланова

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению первого заместителя прокурора Республики Алтай о признании ч.7 ст. 16 Закона Республики Алтай № 20-РЗ от 31.05.04 года «О регулировании отношения в области образования в Республике Алтай» в части предложения: «Педагогическим работникам общеобразовательных учреждений, а также педагогическим работникам образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, имеющим ученые степени кандидата наук, доктора наук, устанавливаются надбавки к должностным окладам (ставкам) в размере 1500 рублей» недействующей по кассационной жалобе Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай

на решение Верховного Суда Республики Алтай 29 июня 2007 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Меркулова В.П., возражения представителя Главы Республики Алтай и Правительства Республики Алтай Левашовой СВ. на кассационную жалобу, заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Гончаровой Н.Ю. об оставлении решения без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

Первый заместитель прокурора Республики Алтай обратился в суд с заявлением о признании ч.7 ст. 16 Закона Республики Алтай № 20-РЗ от 31.05.04 года «О регулировании отношения в области образования в Республике Алтай» в части предложения: «Педагогическим работникам общеобразовательных учреждений, а также педагогическим работникам образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, имеющим ученые степени кандидата наук, доктора наук, устанавливаются надбавки к должностным окладам (ставкам) в размере 1500 рублей» недействующей со дня принятия, поскольку данная норма противоречит п.5 ст.85 Бюджетного кодекса РФ, п.2 ст.26.14 федерального закона №184-ФЗ от 06.10.99 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Решением Верховного Суда Республики Алтай 29 июня 2007 года постановлено: заявление первого заместителя прокурора Республики Алтай удовлетворить. Признать ч.7 ст. 16 Закона Республики Алтай № 20-РЗ от 31.05.04 года «О регулировании отношения в области образования в Республике Алтай» в части предложения : «Педагогическим работникам общеобразовательных учреждений, а также педагогическим работникам образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, имеющим ученые степени кандидата наук, доктора наук, устанавливаются надбавки к должностным окладам ( ставкам) в размере 1500 рублей» недействующей со дня принятия.

Опубликовать принятое решение в газете «Звезда Алтая» после вступления его в законную силу.

В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда ввиду того, что суд неправильно применил материальный закон, допустил существенные нарушения норм процессуального права, дал неправильную оценку доводам заявления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.

Как видно из материалов дела, Республика Алтай является получателем дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации (статья 42, приложение 14 к Федеральному закону от 19 декабря 2006 года № 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год»).

Согласно пункту 5 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, абзацу второму пункта 2 статьи 26.14 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органах

государственной власти субъектов Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации, которому предоставляются дотации, размеры оплаты труда работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации не могут превышать размеры оплаты труда, установленные для соответствующих категорий работников федеральных государственных учреждений.

Указанные положения распространяются на все государственные учреждения, в том числе и на учреждения образования, здравоохранения и т.д.

Таким образом, является правильным вывод суда, что надбавки к должностным окладам, предусмотренные оспариваемым положением ч.7 ст. 16 Закона Республики Алтай № 20-РЗ от 31.05.04 года «О регулировании отношения в области образования в Республике Алтай» относятся к составным частям заработной платы (оплаты труда работника).

Согласно п.п. 13 ст. 28 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» установление норм труда и нормативов его оплаты в федеральных государственных образовательных учреждениях относится к ведению Российской Федерации в лице ее федеральных органов государственной власти и органов управления образованием.

По вопросу, касающемуся оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, действует Федеральный закон от 04.02.1999 N 22-ФЗ «Об оплате труда работников федеральных государственных учреждений», Постановление Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 N256.

Надбавки за ученую степень кандидата наук, доктора наук работникам федеральных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования федеральным законодательством не установлены.

При таких обстоятельствах Республика Алтай не вправе устанавливать надбавки к должностным окладам работников государственных учреждений Республики Алтай, которые не предусмотрены для соответствующих категорий работников федеральных образовательных учреждений.

Доводы кассационной жалобы о том, абзац 3 части 1 статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации, часть 1 раздела 4.2 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, на 2007 год, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 20 октября 2006 года, согласно которым субъекты Российской Федерации имеют право самостоятельно устанавливать (отменять) за счет своих средств дополнительные надбавки к заработной плате работников учреждений образования, здравоохранения, являются несостоятельными.

При осуществлении дотационным субъектом Российской Федерации своих полномочий, в том числе по установлению (отмене) доплат работникам государственных учреждений, данный субъект Российской Федерации должен руководствоваться ограничениями установленными федеральным законодательством.

Указанный вывод соответствует правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 13 июня 2006 г. №194-0, согласно которой субъект Российской Федерации, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которого не превышает уровня, установленного в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, не только обладает правом на получение дотации из федерального бюджета в связи с указанными обстоятельствами, но и должен соблюдать корреспондирующие этому праву обязательства и ограничения, определенные федеральным законом. К их числу относится и ограничение, закрепленное в абзаце втором пункта 5 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Ссылка в кассационной жалобе на определение Верховного Суда Российской Федерации от 3 мая 2006 года № 43-Г06-2 является необоснованной, поскольку вышеуказанным определением оспаривалось право субъекта Российской Федерации отменять установленные ранее надбавки к тарифным ставкам (окладам) специалистам, работающим в бюджетных учреждениях народного образования, здравоохранения, культуры и социального обеспечения, а не право дотационных субъектов устанавливать размеры оплаты труда работников государственных учреждений Республики Алтай превышающие размеры оплаты труда федеральных государственных учреждений.

Доводы о неправомерности применения постановления Правительства Российской Федерации № 807 от 6 июля 1994 года «Об установлении окладов за звания действительных членов и членов-корреспондентов Российской Академии наук, Российской Академии медицинских наук, Российской Академии сельскохозяйственных наук, Российской Академии образования, Российской Академии художеств и Российской Академии архитектуры и строительных наук и доплат за ученые степени доктора наук и кандидата наук», постановления Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 года № 1097 «Об установлении доплат работникам бюджетных образовательных учреждений повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов за ученые степени доктора наук и кандидата наук», также являются несостоятельными.

Указанные нормативные правовые акты устанавливают доплату за ученую степень работникам федеральных бюджетных учреждениях (организациях) науки, федеральных государственных высших учебных заведениях, учреждений повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов федерального подчинения.

С учетом того, что надбавки за ученую степень кандидата наук, доктора наук работникам федеральных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования не установлены, то Республика Алтай как дотационный субъект Российской Федерации не вправе устанавливать надбавки к должностным окладам работников государственных учреждений Республики Алтай, которые не предусмотрены для

соответствующих категорий работников федеральных образовательных учреждений.

Ссылку в кассационной жалобе на подпункт 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ, согласно которому к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации субвенций местным бюджетам на оплату труда работников муниципальных образовательных учреждений, нельзя признать правильной.

Названной нормой устанавливается полномочие органов государственной власти субъекта Российской Федерации выделять бюджетные средства местным бюджетам на осуществление определенных целевых расходов, а не право устанавливать размер оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений.

Согласно пункту 4 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 53 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников муниципальных унитарных предприятий и учреждений.

Необоснованность иных доводов, изложенных в кассационной жалобе, отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, которые как отмечено выше, Судебная коллегия считает правильными.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Верховного Суда Республики Алтай 29 июня 2007 года оставить без изменения, а кассационнК\ю жалобу Государственного Собрания -Эл Курултай Республики Алтай-беэ удовлетворения.

Председательствующий

Статьи законов по Делу № 52-Г07-5

ГПК РФ Статья 361. Утратила силу
ТК РФ Статья 144. Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений
БК РФ Статья 85. Расходные обязательства субъекта Российской Федерации
БК РФ Статья 86. Расходные обязательства муниципального образования

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх