Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 55-АПГ13-3

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 9 октября 2013 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, апелляция
Категория Административные дела
Докладчик Анишина Вера Ивановна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №55-АПГ13-3

от 9 октября 2013 года

 

председательствующего Меркулова В.П., судей Анишиной В.И. и Борисовой Л.В. при секретаре Акулове Д.Г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., объяснения представителя Администрации города Абакана Миненковой Н.В., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С.,

полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

18 июня 2008 г. Верховным Советом Республики Хакасия принят и подписан Председателем Правительства Республики Хакасия 30 июня 2008 г. Закон Республики Хакасия № 29-ЗРХ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» (далее - Закон), первоначальный текст которого опубликован в издании «Вестник Хакасии» 10 июля 2008 г., №42.

Приложением № 2 к указанному Закону является Методика расчета нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из республиканского бюджета для осуществления государственных полномочий (далее - Методика).

Статьей 1 Закона органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Хакасия наделяются государственными полномочиями по решению вопросов организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Согласно положениям статьи 5 Закона расчет общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из республиканского бюджета на осуществление государственных полномочий, производится в соответствии с Методикой расчета нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из республиканского бюджета для осуществления государственных полномочий.

В силу пункта 4 Методики при расчете расходов на организацию учебного процесса детей, обучающихся в коррекционных учреждениях, учитываются расходы на приобретение учебников и учебных пособий, технических средств обучения, учебной мебели, расходных материалов и материалов на хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых за счет местных бюджетов),

необходимых для обеспечения учебного процесса в коррекционных учреждениях, питание обучающихся и воспитанников (завтрак, обед).

Администрация г. Абакана обратилась в суд с заявлением о признании недействующим пункта 4 Методики в части слов «(за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых за счет местных бюджетов)» ссылаясь на то, что Методикой расходы на оплату коммунальных услуг и содержание зданий специальных (коррекционных) образовательных учреждений (их капитальный и текущий ремонт) за счет предоставления субвенций из республиканского бюджета не предусмотрены, что противоречит, подпункту 6.2 пункта 1 статьи 29 Закона Российской Федерации «Об образовании», части 4 статьи 18, части 5 статьи 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статье 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Поскольку, пунктом 4 Методики расходы на содержание зданий и коммунальные услуги исключены из норматива, бюджет города Абакана несет необоснованные расходы на коммунальные услуги и содержание зданий (капитальный и текущий ремонт) МБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII вида № 17» и МБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 27».

Решением Верховного Суда Республики Хакасия от 19 июня 2013 г. заявление администрации г. Абакана удовлетворено.

В апелляционной жалобе Правительство Республики Хакасия просит решение отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.

В соответствии с пунктом «е» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В силу подпункта 6.2 пункта 1 статьи 29 Закона Российской Федерации «Об образовании» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным

общеобразовательным программам в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления, установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Статьями 14, 15, 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определены вопросы местного значения поселений, муниципальных районов и городских округов. К их числу не отнесены вопросы организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии со статьей 19 этого же Федерального закона полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным названным Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации.

Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Удовлетворяя заявление администрации г. Абакана, суд исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Верховным Советом Республики Хакасия в пределах собственных полномочий, но по содержанию нормативного регулирования противоречит федеральному законодательству.

Вывод суда мотивирован тем, что решение вопросов организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья относится к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации и является расходными обязательствами субъекта Российской Федерации. При этом указанные полномочия могут быть переданы органам местного самоуправления на основании правового акта субъекта Российской Федерации с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов.

Таким образом, указание в оспариваемой норме на то, что при расчете расходов на организацию учебного процесса детей, обучающихся в коррекционных учреждениях, не учитываются расходы на содержание зданий и коммунальные расходы, осуществляемые за счет местных бюджетов, противоречит общему принципу наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями, предусматривающему возможность такового при условии передачи необходимых для этого материальных и финансовых ресурсов, следовательно, установленный в Методике расчет расходов не обеспечивает надлежащего объема финансирования переданных полномочий.

Мотивы, по которым суд пришел к указанным выводам, исчерпывающим образом изложены в решении суда и являются обоснованными. Апелляционная жалоба не содержит доводов, могущих служить основанием к отмене решения суда.

При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Верховного Суда Республики Хакасия 19 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Республики Хакасия - без удовлетворения.

Председательствующий

Су

Статьи законов по Делу № 55-АПГ13-3

Статья 72. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
Статья 76. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные
Статья 132. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают
ГПК РФ Статья 327. Порядок рассмотрения дела судом апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 328. Полномочия суда апелляционной инстанции
БК РФ Статья 86. Расходные обязательства муниципального образования

Производство по делу

Загрузка
Наверх