Дело № 55-АПГ14-7

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 4 июня 2014 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция
Категория Гражданские дела
Докладчик Борисова Любовь Владимировна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № 55-АПГ14-7

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Москва 4 июня 2014 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующегоПирожкова В.Н.,
судейБорисовой Л.В. и Горчаковой Е.В.
при секретареПаршиной М.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям общества с ограниченной ответственностью «Новосёл» (далее - ООО «Новосёл») и Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Хакасский государственный университет имени Н.Ф.Катанова» (далее - Хакасский государственный университет) о признании недействующим приказа Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия (далее - Комитет, орган регулирования) от 6 ноября 2012 г. № 118-п «Об утверждении платы за подключение к системе теплоснабжения города Абакана» (с последующими изменениями) (далее - Приказ) по апелляционной жалобе Комитета на решение Верховного Суда Республики Хакасия от 21 февраля 2014 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., объяснения представителя Хакасского государственного университета Сухачёвой Г.И., возражавшей против отмены судебного акта, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

решением Арбитражного Суда Республики Хакасия от 24 августа 2012 г. по делу № А-74-3 0072012 признан частично недействующим приказ Комитета от 23 марта 2011 г. № 16-п «Об утверждении платы за подключение к системе теплоснабжения города Абакана».

В связи с этим указанный документ признан утратившим силу и принят оспариваемый нормативный правовой акт.

Пунктом 1 Приказа утверждена плата за подключение к системе теплоснабжения г. Абакана в размере 550 руб. с НДС в случае, если подключаемая тепловая нагрузка не превышает 0,1 Гкал/час. В случае, если подключаемая тепловая нагрузка превышает 0,1 Гкал/час, используются ставки платы, установленные пп. 2, 3, 4 Приказа.

Пунктом 2 Приказа утверждена плата за подключение к системе теплоснабжения г. Абакана для физических лиц в размере 8 963 805,1 руб. за Гкал/час с НДС.

Пунктом 3 Приказа утверждена плата за подключение к системе теплоснабжения г. Абакана для иных лиц в размере 7 596 445,0 руб. за Гкал/час без НДС.

Пунктом 4 Приказа утверждена плата за подключение тепловых сетей МП г. Абакана «Абаканские тепловые сети» к тепловым сетям филиала «Абаканская ТЭЦ» ОАО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» в размере 3 855 253,9 руб. за Гкал/час без НДС.

Текст документа официально опубликован в республиканской газете «Хакасия», 2012г., 17 ноября (№ 219).

ООО «Новосёл» и Хакасский государственный университет обратились в суд с заявлениями о признании недействующим оспариваемого акта, сославшись на то, что он не соответствует Федеральному закону от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», постановлениям Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» и от 22 февраля 2012 г. № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения», приказу Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. № 760-э «Об утверждении Методических указаний по расчёту регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения» и нарушает права и законные интересы заявителей, возлагая на них обязанность по внесению платы за подключение к системе теплоснабжения в незаконно установленном размере. 31 января 2013 г. Хакасский государственный университет заключил с МП г. Абакана «Абаканские тепловые сети» договор о подключении к системам теплоснабжения г. Абакана объекта капитального строительства (учебного корпуса) с тепловой нагрузкой 1,116 Гкал/час. за плату в соответствии с оспариваемым Приказом. Аналогичный договор о подключении к системам теплоснабжения г. Абакана объекта капитального строительства (многоквартирного жилого дома) с тепловой нагрузкой 0,67 Гкал/час заключило 24 мая 2013 г. ООО «Новосёл».

Решением Верховного Суда Республики Хакасия от 21 февраля 2014 г.

заявленные требования удовлетворены в части. Признаны недействующими п. 1 в части слов «В случае, если подключаемая тепловая нагрузка превышает 0,1 Гкал/час, используются ставки платы, установленные пунктами 2, 3, 4 настоящего приказа», а также пп. 2, 3,4 Приказа.

В апелляционной жалобе Комитет просит об отмене приведённого решения, полагая, что судом первой инстанции допущено нарушение норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного решения в апелляционном порядке.

Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из вывода о том, что оспариваемый региональный акт не соответствует федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу.

Этот вывод суда мотивирован, основан на анализе действующего законодательства и материалах дела, и оснований для признания его неправильным не имеется.

Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также полномочия органов государственной власти по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регламентированы Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ).

В силу подп. 1 п. 2 ст. 5 данного закона реализация полномочия по государственному регулированию цен (тарифов) в сфере теплоснабжения принадлежит органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Виды цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, подлежащие регулированию, определены в ст. 8 Федерального закона от 27 июля 2010 г.

№ 190-ФЗ Закона. Согласно подп. 8 п. 1 указанной статьи регулированию подлежит плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, определяемая п. 31 ст. 2 этого же закона как плата, которую вносят лица, осуществляющие строительство здания, строения, сооружения, подключаемых к системе теплоснабжения, а также плата, которую вносят лица, осуществляющие реконструкцию здания, строения, сооружения в случае, если данная реконструкция влечёт за собой увеличение тепловой нагрузки реконструируемых здания, строения, сооружения.

Подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей тепловой энергии, в том числе застройщиков, к системе теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учётом особенностей, предусмотренных названным законом и правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утверждёнными Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ).

Подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании договора на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, который является публичным для теплоснабжающей организации, теплосетевой организации (ч. 2 указанной статьи).

В ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ определены критерии установления платы за подключение к системе теплоснабжения. В соответствии с п. 8 этой статьи плата устанавливается органом регулирования в расчёте на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки и может быть дифференцирована в зависимости от параметров данного подключения (технологического присоединения), определённых основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждёнными Правительством Российской Федерации.

Плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения в случае отсутствия технической возможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения для каждого потребителя, в том числе застройщика, устанавливается в индивидуальном порядке (п. 9 поименованной статьи).

Плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, устанавливаемая в расчёте на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки, может включать в себя затраты на создание тепловых сетей протяжённостью от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства потребителя, в том числе застройщика, за исключением расходов, предусмотренных на создание этих тепловых сетей инвестиционной программой теплоснабжающей организации или теплосетевой организации, либо средств, предусмотренных на создание этих тепловых сетей и полученных за счёт иных источников, в том числе средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (п. 10 указанной выше статьи).

Плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, установленная в индивидуальном порядке, может включать в себя затраты на создание источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей или развитие существующих источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей в случаях, установленных основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждёнными Правительством Российской Федерации (п. 11 этой же статьи).

В случае, если объект капитального строительства потребителя, в том числе застройщика, имеет наивысший класс энергетической эффективности, установленный в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения снижается в порядке и в размерах, которые установлены Правительством Российской Федерации, и соответствующие расходы теплоснабжающих организаций или теплосетевых организаций, финансирование которых не обеспечено за счёт платы за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, подлежат возмещению за счёт тарифов в сфере теплоснабжения (п. 12 ст. 14 упомянутого выше закона).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования в сфере теплоснабжения (далее - Правила).

В соответствии с Основами ценообразования в случае, если подключаемая тепловая нагрузка не превышает 0,1 Гкал/ч, плата за подключение устанавливается равной 550 рублям (п. 107).

В случае, если подключаемая тепловая нагрузка более 0,1 Гкал/ч и не превышает 1,5 Гкал/ч, в состав платы за подключение, устанавливаемой органом регулирования с учётом подключаемой тепловой нагрузки, включаются средства для компенсации регулируемой организации расходов на проведение мероприятий по подключению объекта капитального строительства потребителя, в том числе застройщика, расходов на создание (реконструкцию) тепловых сетей от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точки подключения объекта капитального строительства потребителя, а также налог на прибыль, определяемый в соответствии с налоговым законодательством. Стоимость мероприятий, включаемых в состав платы за подключение, определяется в соответствии с методическими указаниями и не превышает укрупнённые сметные нормативы для объектов непроизводственной сферы и инженерной инфраструктуры. Плата за подключение дифференцируется в соответствии с методическими указаниями, в том числе в соответствии с типом прокладки тепловых сетей (подземная (канальная и безканальная) и надземная (наземная) (п. 108 Основ ценообразования).

При отсутствии технической возможности подключения к системе теплоснабжения плата за подключение для потребителя, суммарная подключаемая тепловая нагрузка которого превышает 1,5 Гкал/ч суммарной установленной тепловой мощности системы теплоснабжения, к которой осуществляется подключение, устанавливается в индивидуальном порядке (п. 109 Основ ценообразования).

В размер платы за подключение, устанавливаемой в индивидуальном порядке, включаются средства для компенсации регулируемой организации: а) расходов на проведение мероприятий по подключению объекта капитального строительства потребителя, в том числе застройщика; б) расходов на создание (реконструкцию) тепловых сетей от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точки подключения объекта капитального строительства потребителя, рассчитанных в соответствии со сметной стоимостью создания (реконструкции) соответствующих тепловых сетей; в) расходов на создание (реконструкцию) источников тепловой энергии и (или) развитие существующих источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей, необходимых для создания технической возможности такого подключения, в том числе в соответствии со сметной стоимостью создания (реконструкции, модернизации) соответствующих тепловых сетей и источников тепловой энергии; г) налога на прибыль, определяемого в соответствии с налоговым законодательством (ст. 110 Основ ценообразования).

Стоимость мероприятий, включаемых в состав платы за подключение, устанавливаемой в индивидуальном порядке, не превышает укрупнённые сметные нормативы для объектов непроизводственной сферы и инженерной инфраструктуры (п. 111 Основ ценообразования).

Правилами определено, что установление (пересмотр) цен (тарифов) и отмена регулирования осуществляются органами регулирования в соответствии с регламентом (п. 11).

Открытие дел об установлении цен (тарифов) осуществляется по предложению регулируемой организации либо по инициативе органа регулирования. В случае приведения ранее принятых решений об установлении цен (тарифов) в соответствие с законодательством Российской Федерации на основании решения суда или по предписанию федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов открытие дела об установлении цены (тарифа) осуществляется по инициативе органа регулирования (п. 12 Правил).

Положением о Федеральной службе по тарифам (ФСТ России), утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 332, указанному федеральному органу предоставлено право осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов), в том числе принимать методические указания по расчёту цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пп. 1, 5.2.1 названного постановления).

Согласно п. 163 Методических указаний по расчёту регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждённых приказом ФСТ России от 13 июня 2013 г. № 760-э (далее - Методические указания), органом регулирования утверждается: 1) плата за подключение к системе теплоснабжения, равная 550 рублям (с НДС), в случае если подключаемая тепловая нагрузка объекта капитального строительства заявителя, в том числе застройщика, не превышает 0,1 Гкал/ч; 2) на расчётный период регулирования плата за подключение в расчёте на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки, в случае если подключаемая тепловая нагрузка объекта заявителя более 0,1 Гкал/ч и не превышает 1,5 Гкал/ч (в тыс. руб./Гкал/ч); 3) на расчётный период регулирования плата за подключение в расчёте на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки, в случае если подключаемая тепловая нагрузка объекта заявителя превышает 1,5 Гкал/ч при наличии технической возможности подключения (в тыс. руб./Гкал/ч); 4) плата за подключение в индивидуальном порядке, в случае если подключаемая тепловая нагрузка объекта заявителя превышает 1,5 Гкал/ч при отсутствии технической возможности подключения (в тыс. руб.). В п. 164 Методических указаний отражено, что плата за подключение дифференцируется: по диапазонам диаметров тепловых сетей: 50-250 мм, 251-400 мм, 401-550 мм, 551-700 мм, 701 мм и выше; по типу прокладки тепловых сетей: подземная (канальная и бесканальная) или надземная (наземная).

Согласно п. 165 Методических указаний размер платы за подключение объекта заявителя, подключаемая тепловая нагрузка которого более 0,1 Гкал/ч и не превышает 1,5 Гкал/ч или подключаемая тепловая нагрузка которого превышает 1,5 Гкал/ч, при наличии технической возможности подключения, рассчитывается теплоснабжающей (теплосетевой) организацией путём умножения платы за подключение в расчёте на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки, определённой по установленным формулам.

Из приведённого следует, что размер платы за подключение должен быть определён и введён в действие для теплоснабжающей (теплосетевой) организации, взимающей плату, и неопределённого круга потенциальных потребителей соответствующим нормативным правовым актом государственного органа исполнительной власти в области государственного регулирования в сфере теплоснабжения. Плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения устанавливается органом регулирования в расчёте на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки и может быть дифференцирована в зависимости от параметров данного подключения (технологического присоединения), определённых Основами ценообразования и Правилами.

Таким образом, плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения не может дифференцироваться произвольно, например, по принципу отнесения потребителя к физическому или юридическому лицу.

Сравнительный анализ содержания Приказа с актами большей юридической силы приводит к выводу о том, что рассматриваемое регулирование осуществлено Комитетом с нарушением установленных правовых предписаний, по усмотрению органа регулирования.

В силу ч. 2 ст. 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признаёт нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

При таких обстоятельствах суд имел основания для вывода о несоответствии оспариваемого акта актам большей юридической силы и вынесения обжалуемого судебного постановления.

Доводы Комитета о том, что на момент принятия Приказа не действовали нормативные установления, введённые постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075, и Методические рекомендации ФСТ России от 13 июня 2013 г. и названные акты неправильно применены судом к спорному правоотношению, основаны на ошибочном толковании норм материального права заявителем жалобы.

Прежде всего, при издании Приказа Комитет обязан был соблюдать нормы Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ, регламентирующего основные принципы дифференциации платы за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения.

В соответствии со ст. 30 данного закона он вступил в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных норм, в частности ст. 14, регулирующей отношения по подключению к системе теплоснабжения, в том числе по определению платы за подключение, которые вступил в силу с 1 января 2011 г.

Комитет не вправе был нарушать вступившее 6 ноября 2012 г. в силу постановление Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г.

№ 1075, в котором уже была заложена дифференциация размера платы за подключение в зависимости от тепловой нагрузки подключаемого объекта.

Подпунктом «б» п. 5 данного акта установлено, что решения об установлении платы за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения на 2013 год принимаются органами регулирования в течение одного месяца со дня вступления в силу методических указаний, предусмотренных подп. «а» п. 3 этого же постановления.

Методические указания не были утверждены на дату издания приказа Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 6 ноября 2012 г. № 118-п «Об утверждении платы за подключение к системе теплоснабжения города Абакана» (с последующими изменениями), они приняты 13 июня 2013 г. и опубликованы 19 августа 2013 г., соответственно, это лишало орган регулирования возможности на 6 ноября 2012 г. установить размер платы за подключение к системе теплоснабжения.

В связи с изменениями федерального законодательства подлежат приведению в соответствие с ним принятые на его основании нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Впоследствии в целях приведения оспариваемого акта в соответствие с действующим законодательством Комитетом были внесены изменения приказом от 6 ноября 2013 г. № 113-п, однако органом регулирования Республики Хакасия не были исполнены упомянутые выше правовые предписания в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

Комитет не имел возможности руководствоваться при осуществлении оспариваемого регулирования постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. № 109, поскольку данный правовой акт не регламентировал отношения в сфере установления платы за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения.

При принятии решения судом сделан ошибочный вывод о соблюдении органом регулирования процедуры принятия рассматриваемого акта.

Материалы тарифного дела не были представлены в суд первой инстанции, не представлены они и в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации. Соответственно, установленные законом процедуры, связанные с определением и введением в действие платы за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения г. Абакана, не являлись предметом исследования суда по данному делу. Также не основано на законе мнение суда о том, что экономическое обоснование принятого органом регулирования решения не подлежит проверке в рамках рассмотрения дела, возникающего из публичных правоотношений. В соответствии со ст. 249 ГПК РФ на государственный орган, принявший нормативный правовой акт, возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия акта и его законности.

Ввиду того, что допущенное судом нарушение не повлияло на правильность принятого судебного постановления, решение суда отмене не подлежит (ст. 330 ГПК РФ).

С учётом изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Республики Хакасия от 21 февраля 2014 г.

оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета по тарифам и энергетик^Республики Хакасия - без удовлетворения.

Председательствующие Судьи

Статьи законов по Делу № 55-АПГ14-7

ГПК РФ Статья 249. Распределение обязанностей по доказыванию по делам, возникающим из публичных правоотношений
ГПК РФ Статья 253. Решение суда по заявлению об оспаривании нормативного правового акта
ГПК РФ Статья 330. Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх