Дело № 55-АПГ15-11

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 15 июля 2015 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция
Категория Гражданские дела
Докладчик Калинина Людмила Александровна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № 55-АПГ15-11

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Москва 15 июля 2015 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующегоАнишиной В.И.,
судейКалининой Л.А. и Меркулова В.П.
при секретареКостереве Д.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Бочаровой Л А на решение Верховного Суда Республики Хакасия от 30 марта 2015 года об отказе в удовлетворении её заявления о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими в части абзаца пятого подпункта «б» пункта 3 статьи 1 Закона Республики Хакасия от 21 февраля 2014 года № 06-ЗРХ «О внесении изменений в Закон Республики Хакасия «О порядке, размере и условиях возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений в Республике Хакасия» и пункта 2 части 1 статьи 1 Закона Республики Хакасия от 5 апреля 2011 года № 30-ЗРХ «О размере, условиях и порядке предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений в Республике Хакасия, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)».

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

23 марта 2011 года Верховным Советом Республики Хакасия принят Закон Республики Хакасия № 30-ЗРХ «О размере, условиях и порядке предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений в Республике Хакасия, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)» (далее - Закон № 30-ЗРХ). Закон подписан 5 апреля 2011 года Главой Республики Хакасия - Председателем Правительства Республики Хакасия и опубликован 8 апреля 2011 года в официальном печатном издании «Вестник Хакасии», № 29.

12 февраля 2014 года на сессии Верховного Совета Республики Хакасия принят Закон Республики Хакасия № 06-ЗРХ «О внесении изменений в Закон Республики Хакасия «О порядке, размере и условиях возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений в Республике Хакасия» (далее - Закон № 06-ЗРХ). Закон подписан 21 февраля 2014 года Главой Республики Хакасия - Председателем Правительства Республики Хакасия и опубликован 24 февраля 2014 года в официальном печатном издании «Вестник Хакасии», №13.

Законом № 06-ЗРХ (абзац пятый подпункта «б» пункта 3 статьи 1) пункт 2 части 1 статьи 1 Закона № 30-ЗРХ изложен в следующей редакции: «педагогические работники, вышедшие на пенсию, если общий стаж их работы в образовательных организациях в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) составляет не менее 10 лет, при условии, что непосредственно перед выходом на пенсию они осуществляли педагогическую деятельность в образовательных организациях в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) и имели право на указанные меры социальной поддержки».

Бочарова Л.А. обратилась в суд с заявлением об оспаривании абзаца пятого подпункта «б» пункта 3 статьи 1 Закона № 06-ЗРХ и пункта 2 части 1 статьи 1 Закона № 30-ЗРХ в части слов: «... при условии, что непосредственно перед выходом на пенсию они осуществляли педагогическую деятельность в образовательных организациях в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) и имели право на указанные меры социальной поддержки».

Решением Верховного Суда Республики Хакасия от 30 марта 2015 г. в удовлетворении заявления отказано.

В апелляционной жалобе Бочарова Л.А. ставит вопрос об отмене состоявшегося решения и о вынесении по делу нового судебного акта об удовлетворении её требований, указывая, что решение суда постановлено с нарушением норм материального права.

Относительно доводов апелляционной жалобы Верховным Советом Республики Хакасия поданы возражения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены своевременно и в надлежащей форме.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на апелляционную жалобу, Судебная коллегия по административным делам полагает решение не подлежащим отмене.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд справедливо исходил из того, что правовое регулирование не является произвольным, установлено в рамках полномочий субъекта Российской Федерации по вопросу совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, финансируемому из бюджета субъекта Российской Федерации, уровень прав педагогических работников на оплату жилых помещений, отопления и освещения оспариваемым положением не снижен.

Судебная коллегия констатирует, что предоставление региональным законодателем компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, вышедшим на пенсию, если общий стаж их работы в образовательных организациях в сельских населённых пунктах, рабочих посёлках (посёлках городского типа) составляет не менее 10 лет, при условии, что непосредственно перед выходом на пенсию они осуществляли педагогическую деятельность в образовательных организациях в сельских населённых пунктах, рабочих посёлках (посёлках городского типа) и имели право на указанные меры социальной поддержки, не может рассматриваться как снижение уровня ранее предоставляемых мер социальной поддержки в виде возмещения расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

Во всяком случае, как это следует из постановления Совета Министров СССР от 4 мая 1971 года № 255 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности» и постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 года № 154/12-22 «Об утверждении разъяснения «О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)», в советский период в целях улучшения жилищно- бытовых условий учителей общеобразовательных школ в сельской местности за перешедшими на пенсию педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохранялось право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из таких работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет.

Иными словами, в качестве условия получения названной льготы после прекращения трудовых обязанностей необходимо было пользование ею на момент перехода на пенсию.

Не противоречит оспариваемое правовое регулирование и федеральному законодательству об образовании постсоветского периода.

Согласно абзацу третьему части 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользовались правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих посёлках (посёлках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливались законодательными актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих посёлках (посёлках городского типа), имели право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливались законодательством Российской Федерации за счёт средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений - законодательством субъектов Российской Федерации за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

При этом в силу статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 439-ФЗ органы государственной власти, принимая нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации во исполнение абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» (в редакции данного федерального закона), не вправе снижать объём мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих посёлках (посёлках городского типа), на день вступления в силу данного федерального закона.

Согласно части 8 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населённых пунктах, рабочих посёлках (посёлках городского типа), также имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счёт бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Исходя из изложенного и принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену решения, в апелляционной жалобе не приводится, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 199, 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

определила:

решение Верховного Суда Республики Хакасия от 30 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Бочаровой Л.А. - без удовлетворения.

Председательствующий Судьи

Статьи законов по Делу № 55-АПГ15-11

ГПК РФ Статья 199. Составление решения суда
ГПК РФ Статья 327. Порядок рассмотрения дела судом апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 328. Полномочия суда апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 329. Постановление суда апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 330. Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры



Активные юристыАктивные юристы

не в сети
Фото юриста
Дунькова Элла
г. Владикавказ
ответов за неделю: 7
Телефон: WhatsApp: +79627437356
Телефон: 9060684949


Загрузка
Наверх