Дело № 56-АПГ16-4

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 11 мая 2016 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция
Категория Гражданские дела
Докладчик Корчашкина Тамара Егоровна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № 56-АПГ16-4

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Москва 11 мая 2016 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующегоКалининой Л.А.,
судейКорчашкиной Т.Е. и Горчаковой Е.В.,
при секретареГричешкине П.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «ТехноПарк» о признании недействующим постановления администрации Приморского края от 20 мая 2014 г. № 186-па в редакции от 13 февраля 2015 г. № 43-па «Об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения «Жилой дом почтового ведомства», режима использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон» по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «ТехноПарк» на решение Приморского краевого суда от 22 января 2016 года, которым в удовлетворении административного иска общества с ограниченной ответственностью «ТехноПарк» отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., объяснения представителей общества с ограниченной ответственностью «ТехноПарк» Гончарова А.И., Амелина П.П., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителей администрации Приморского края Янковой А.Ю., департамента культуры Приморского края Бур дело М.М., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,

установила:

постановлением администрации Приморского края от 20 мая 2014 г.

№ 186-па «Об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения «Жилой дом почтового ведомства», режима использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон», утверждены прилагаемые к постановлению границы зон охраны объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения «Жилой дом почтового ведомства», режим использования земель и градостроительные регламенты в границах зон охраны объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения «Жилой дом почтового ведомства». Указанное постановление опубликовано в издании «Приморская газета» от 23 мая 2014 г. № 55 (920).

Согласно утвержденным границам охранная зона объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения «Жилой дом почтового ведомства», расположенного по адресу: Приморский край, город Владивосток, Почтовый переулок, дом 5, находится в исторической застройке с участком природного ландшафта склона сопки Почтовой с обозначением двадцатью восемью точками. При этом в границах охранной зоны объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения «Жилой дом почтового ведомства» установлен особый режим использования земель и градостроительные регламенты.

Постановлением администрации Приморского края от 13 февраля 2015 г. № 43-па внесены изменения в постановление администрации Приморского края от 20 мая 2014 г. № 186-па «Об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения «Жилой дом почтового ведомства», режима использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон» в части описания границ охранной зоны. Согласно внесенным изменениям границы охранной зоны объекта культурного наследия теперь обозначены двадцатью девятью точками, при этом координаты точек 24, 26, 28 и 29 изменились. Указанный нормативный правовой акт опубликован в издании «Приморская газета» от 17 февраля 2015 г. №15(1033).

Общество с ограниченной ответственностью (далее ООО) «ТехноПарк» обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия постановления администрации Приморского края от 20 мая 2014 г. № 186-па «Об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения «Жилой дом почтового ведомства», режима использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон» с изменениями, внесенными постановлением администрации Приморского края от 13 февраля 2015 г.

№ 43-па, поскольку оно противоречит Федеральному закону от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Закону Приморского края от 8 января 2004 г. № 98-КЗ «Об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Приморского края».

Требования административным истцом мотивированы тем, что ООО «ТехноПарк» является собственником земельного участка, расположенного в районе почтового адреса ориентира: Приморский край, город Владивосток, Почтовый переулок, д. 5, кадастровый номер 25:28:010007:191, а также здания, расположенного на земельном участке. В соответствии с оспариваемым постановлением земельный участок, принадлежащий ООО «ТехноПарк», входит в границу территории усадьбы - территории культурного наследия, тогда как при получении обществом разрешения на строительство (реконструкцию здания), при согласовании реконструкции с департаментом культуры Приморского края последний сообщил, что здание объектом культурного наследия не является. Издание оспариваемого постановления позволило отменить ранее выданное административному истцу разрешение на строительство (реконструкцию здания) и, как следствие, повлекло вынесение судебного акта - решения Арбитражного суда Приморского края от 11 июня 2015 г. о сносе самовольно возведенного строения. Указывает, что оспариваемое постановление издано без проведения государственной историко-культурной экспертизы.

Решением Приморского краевого суда от 22 января 2016 г. в удовлетворении административного иска ООО «ТехноПарк» отказано.

В апелляционной жалобе ООО «ТехноПарк» ставится вопрос об отмене указанного решения суда с принятием по делу нового решения об удовлетворении административного иска, со ссылкой на несоответствие выводов суда, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.

Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, администрацией Приморского края, департаментом культуры Приморского края, прокурором Приморского края представлены возражения.

Изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда законным и обоснованным и оснований для его отмены в апелляционном порядке не усматривает.

В соответствии с пунктом «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации охрана памятников истории и культуры находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Подпунктом 15 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Специальным законом, регулирующим отношения в сфере государственной охраны памятников истории и культуры народов Российской Федерации, является Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ).

Согласно преамбуле Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 25 июня 2002 г.

№ 73-ФЗ, объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-культурного значения: объекты культурного наследия федерального значения, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации; объекты культурного наследия регионального значения, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации; объекты культурного наследия местного (муниципального) значения, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.

В соответствии с пунктом 1 и подпунктами 7, 11 пункта 2 статьи 33 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране, которая включает в себя, в том числе, разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия; установление границы территории объекта культурного наследия как объекта градостроительной деятельности особого регулирования.

В целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта (пункт 1 статьи 34 Федерального закона от 25 июня 2002 г.

№ 73-ФЗ).

Границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации (пункт 3 статьи 34 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ).

Порядок разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, требования к режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон установлены Положением о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2008 г. № 315.

Согласно пункту 2 Положения на сопряженной с объектом культурного наследия территории может быть установлена одна или несколько зон охраны: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта; необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется соответствующим проектом.

Законом Приморского края от 8 января 2004 г. № 98-КЗ «Об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Приморского края» предусматривалось, как в редакции на момент вынесения оспариваемого постановления так и в действующей редакции, что границы зон охраны объекта культурного наследия регионального и местного (муниципального) значения, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются администрацией Приморского края на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия, согласованного с уполномоченным органом, и положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы (статья 7).

Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое постановление принято администрацией Приморского края в пределах полномочий, с соблюдением порядка утверждения границ зон охраны объекта культурного наследия, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон, постановление издано на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия, согласованного с уполномоченным органом, при наличии положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы.

Указанный вывод суда мотивирован, основан на законе и обстоятельствах дела, и оснований для признания его неправильным не имеется.

Как установлено судом, постановлением Думы Приморского края от 27 марта 1996 г. № 314 на государственную охрану в качестве объекта культурного наследия регионального значения поставлен «Жилой дом почтового ведомства (город Владивосток, Почтовый переулок, дом 5 и Почтовый переулок, дом 5/1, позиции 118 и 119).

Здание - пристройка общей площадью 59,0 кв.м (лит. А) к жилому дому (лит. 2) (одноэтажная), расположенная по адресу: город Владивосток, Почтовый переулок, дом 5 (в настоящее время адрес: город Владивосток, Почтовый переулок, дом 5В), принадлежащее ООО «ТехноПарк» на основании договора купли-продажи от 16 сентября 2011 г., на государственную охрану в качестве объекта культурного наследия указанным постановлением включена не была.

Вместе с тем согласно акту государственной историко-культурной экспертизы объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия от 15 мая 2013 г. здания, имеющие в настоящее время адреса: город Владивосток, Почтовый переулок, 5, 5А, 5Б, 5В, построенные в конце XIX - начале XX веков и составлявшие единый комплекс - домовладение, выявлены как ансамбль с наименованием «Усадьба Смитов.

Здесь с 1894 г. по 1930 г. жила Э. Прей». Указанный объект в целом рекомендован экспертизой к принятию под охрану государства и включению в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации как объект культурного наследия регионального значения.

На основании акта экспертизы от 15 мая 2013 г. приказом департамента культуры Приморского края от 1 ноября 2013 г. № 255 к выявленным объектам культурного наследия Приморского края отнесены «Жилой дом», постройки конца XIX века, расположенный по адресу: город Владивосток, Почтовый переулок, 5А и «Жилой дом для прислуги», постройки конца XIX века, расположенный по адресу: город Владивосток, Почтовый переулок, 5В. Комплексу зданий в целом, расположенному по адресу: город Владивосток, Почтовый переулок, 5, 5А, 5Б, 5В присвоен вид объекта культурного наследия - ансамбль «Усадьба Смитов. Здесь с 1894 г. по 1930 г.

жила Э. Прей».

Приказом департамента культуры Приморского края от 20 января 2014 г. № 10 утверждены схемы границ, границы территории объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения «Жилой дом почтового ведомства», режим использования земель, градостроительные регламенты в границах данной территории, в котором в составе границы территории данного объекта культурного наследия указаны в том числе объекты культурного наследия, расположенные по адресу: Почтовый переулок, 5, 5А, 5Б, 5В (приложение № 2).

Решением экспертной комиссии государственной историко-культурной экспертизы от 20 ноября 2013 г. проект зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Жилой дом почтового ведомства» признан соответствующим требованиям действующего законодательства по охране культурного наследия и направленным на обеспечение сохранности объектов культурного наследия.

По заказу ЗАО «Дальневосточная компания» в соответствии с техническим заданием, согласованным 19 августа 2014 г. с департаментом культуры Приморского края, Автономной некоммерческой организацией «Культурное наследие» в 2014 г. выполнен новый проект зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Жилой дом почтового ведомства», город Владивосток, Почтовый переулок, 5. Разработка нового проекта вызвана необходимостью уточнения границ территорий объектов культурного наследия для внесения в земельный кадастр города, а также изменениями в пространственной структуре территорий, сопряженных с территориями исследуемых объектов культурного наследия.

Согласно акту государственной историко-культурной экспертизы от 30 октября 2014 г. представленный на экспертизу проект зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Жилой дом почтового ведомства» признан соответствующим принципам охраны объектов культурного наследия, предусмотренным Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и Положением о зонах охраны объектов культурного наследия, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2008 г. № 315, и рекомендован к согласованию и утверждению в установленном законом порядке.

На основании проекта зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Жилой дом почтового ведомства» от 2014 г., в постановление администрации Приморского края от 20 мая 2014 г. № 186-па постановлением от 13 февраля 2015 г. № 43-па внесены соответствующие изменения.

Судом установлено, что департаментом культуры Приморского края ООО «ТехноПарк» уведомлялось о выявлении объекта культурного наследия - здания пристройки по адресу: Почтовый переулок, 5, Лит. А). В период проведения экспертизы с 15 апреля 2013 г. по 15 мая 2013 г. почти все строения объекта сохранились с большинством первоначальных архитектурных элементов, за исключением одного - одноэтажной половины строения 5В, которая почти полностью разобрана, от нее сохранились восточная часть без крыши, по которой проходит теплотрасса, тем не менее их использование для восстановления фасадов возможно.

При рассмотрении данного дела судом учтено, что 02 февраля 1998 г.

Губернатором Приморского края было принято постановление № 34 «Об утверждении схемы временных зон охраны памятников исторического центра города Владивостока», в соответствии с которым в указанной выше зоне запрещено строительство новых объектов, нарушающих историческую объемно-планировочную структуру и масштаб исторической застройки, не соответствующих по архитектуре характеру исторической среды; хозяйственная деятельность, ухудшающая физическое состояние исторической среды и нарушающая ее визуальное восприятие; без согласования с научно-производственным центром по охране и использованию памятников истории и культуры Приморского края земляные работы, новое строительство зданий, реконструкция всей застройки.

В соответствии с пунктом 3 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2008 г.

№ 315, проект зон охраны объекта культурного наследия представляет собой документацию в текстовой форме и в виде карт (схем), содержащую описание границ проектируемых зон и границ территорий объектов культурного наследия, расположенных в указанных зонах, проекты режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон.

Согласно пункту 10 Положения особый режим использования земель и градостроительный регламент в границах охранной зоны устанавливаются с учетом следующих требований: запрещение строительства, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и восстановление (регенерацию) историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия (подпункт «а»); ограничение капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства и их частей, в том числе касающееся их размеров, пропорций и параметров, использования отдельных строительных материалов, применения цветовых решений, особенностей деталей и малых архитектурных форм (подпункт «б»).

Указанные требования пункта 10 Положения не содержат норм о запрете на реконструкцию объектов капитального строительства и их частей, а предусматривают ограничение реконструкции по определенным параметрам.

Границами зон охраны объекта культурного наследия являются линии, обозначающие территорию, за пределами которой осуществление градостроительной, хозяйственной и иной деятельности не оказывает прямое или косвенное негативное воздействие на сохранность данного объекта культурного наследия в его исторической среде.

Статьей 28 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 73-ФЗ предусмотрено, что государственная историко-культурная экспертиза проводится в том числе в целях определения соответствия проектов зон охраны объекта культурного наследия, градостроительных регламентов требованиям государственной охраны объекта культурного наследия.

Судом первой инстанции установлено, что оспариваемым постановлением утверждены границы зон охраны объекта культурного наследия, которые определены в соответствии с разработанным проектом по сохранению культурного наследия в 2014 году. В отношении данного проекта проведена государственная историко-культурная экспертиза, по результатам которой составлен акт о соответствии проекта требованиям законодательства об охране объектов культурного наследия.

В соответствии с описанием границ зон охраны земельный участок, принадлежащий ООО «ТехноПарк» на праве собственности с частью строения, находится в границах охранной зоны объекта культурного наследия, в отношении которой установлены особые режимы использования земель и градостроительные регламенты, предусматривающие ряд запретов и ограничений по использованию таких земельных участков и находящихся на них объектов капитального строительства.

Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Статья 34 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 73-ФЗ, содержащая понятия каждой зоны охраны объекта культурного наследия, предусматривает ограничения для свободного усмотрения правообладателей при использовании принадлежащих им земельных участков, входящих в одну из зон охраны. Указанные ограничения устанавливаются в том числе для соблюдения прав граждан Российской Федерации, которым гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации (пункт 1 статьи 7 Федерального закона от 25 июля 2002 г.

№ 73-ФЗ).

Суд правомерно сослался на положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы, которая была проведена в целях определения соответствия проекта требованиям государственной охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном Положением о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2009 г. № 569, которое содержит все необходимые сведения, предусмотренные пунктом 19, а также однозначный вывод о соответствии проекта зон охраны требованиям государственной охраны объекта культурного наследия. Заключение оформлено в соответствии с требованиями действующего законодательства.

При таком положении Судебная коллегия по административным делам соглашается с выводом суда о том, что нарушений порядка проведения государственной историко-культурной экспертизы, требований, предъявляемых к привлекаемым в качестве экспертов лицам, их аттестации, а также других положений, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2009 г. № 569, не установлено.

Оценив представленные доказательства, суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое постановление не противоречит требованиям действующего законодательства, прав и законных интересов административного истца не нарушает.

Таким образом, судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству, в результате чего постановлено законное и обоснованное решение.

Поскольку нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Приморского краевого суда от 22 января 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ТехноПарк» - без удовлетворения.

Председательствующий Судьи

Статьи законов по Делу № 56-АПГ16-4

Статья 72. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
Статья 76. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные
ЗК РФ Статья 42. Обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков

Производство по делу

Договор-Юрист
— это юристы, кодексы и бланки

Команда Договор-Юрист.Ру предлагает вашему вниманию набор актуальных юридических документов и договоров для работы с физическими и юридическими лицами.

Типовые договорыТиповые договоры

Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх