Дело № 56-Г09-15

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 13 мая 2009 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Калинина Людмила Александровна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №56-Г09-15

от 13 мая 2009 года

 

председательствующего Пирожкова В.Н., судей Калининой Л.А., Анишиной В.И., при секретаре Холомеевой О.М.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение законным и обоснованным и не подлежащим отмене, Судебная коллегия

 

установила:

 

ООО «Соланж» обратилось в Приморский краевой суд с заявлением о признании недействующей статьи 9.7 Закона Приморского края от 5 марта 2007 года № 44-КЗ «Об административных правонарушениях в Приморском крае», изложенной в следующей редакции:

«Статья 9.7. Осуществление розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции в жилых зданиях в ночное время

Осуществление розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции

организациями торговли и общественного питания, расположенными в жилых зданиях, с 22 до 7 часов по местному времени -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей, (в ред. Закона Приморского края от 15.02.2008 N 200-КЗ)».

В обоснование заявления ООО «Соланж» сослалось на противоречие оспариваемого положения статьям 6 и 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», статье 15 Федерального закона от 26 июля 2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а также указало, что данная норма принята с превышением компетенции субъекта Российской Федерации.

Решением Приморского краевого суда от 27 февраля 2009 года заявление ООО «Соланж» удовлетворено.

В кассационной жалобе Законодательное Собрание Приморского края просит данное решение отменить как постановленное с нарушением норм процессуального и материального права.

Изучив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия не находит их подлежащими удовлетворению.

Исходя из предмета правового регулирования оспариваемой нормы, вывод суда о превышении субъектом Российской Федерации нормотворческих полномочий в области законодательства об административных правонарушениях, является обоснованным.

Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации административное и административно-процессуальное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Согласно пункту 3 части 1 ст. 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, относится к ведению Российской Федерации.

Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя законы субъектов РФ в системе правовых регуляторов юрисдикционных отношений и, в этой связи, предоставляя субъекту Российской Федерации нормотворческие полномочия по установлению административной ответственности, поставил их в прямую зависимость не только от КоАП РФ, но и в целом от федерального отраслевого законодательства, которым установлены критерии, условия и пределы правового регулирования той или иной сферы общественных отношений.

Как следует из диспозиции оспариваемой статьи 9.7 Закона Приморского края «Об административных правонарушениях в Приморском крае», субъектом Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за осуществление розничной продажи алкогольной продукции с содержанием

этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, то есть по вопросу правовые основы которого, регламентированы Федеральным законом от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (с последующими изменениями).

Между тем, исходя из системного анализа предписаний статьи 1, подпункта 16 статьи 2, статьи 6, статьи 16, пунктов 1, 2, 3 статьи 26 Федерального закона Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» прямо следует, что установление административной ответственности по этому вопросу - прерогатива федерального законодателя.

По смыслу настоящего Федерального закона государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной спиртосодержащей продукции представляет собой совокупность организационных, финансовых, правовых и иных способов и методов, направленных на защиту экономических интересов Российской Федерации, обеспечение нужд потребителей в указанной продукции, а также на защиту экономических интересов Российской Федерации, обеспечение нужд потребителей в указанной продукции, а также на повышение ее качества и проведение контроля за соблюдением законодательства норм и правил в регулируемой области.

Действие этого Федерального закона распространяется на отношения, участниками которых являются юридические лица (организации) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, отвечающие требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по розничной продаже спиртосодержащей продукции.

Законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Обязательные к исполнению всеми субъектами правоотношений, требования к производству и обороту этилового спирта, алкогольной продукции и оборота этилового спирта, в том числе и к осуществлению розничной продажи, урегулированы настоящим Законом.

Так, согласно статье 16 розничная продажа алкогольной продукции осуществляется только организациями при наличии соответствующих лицензий; при этом не допускается розничная продажа алкогольной продукции в детских, образовательных и медицинских учреждениях, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения; в организациях культуры (за исключением расположенных в них организаций или пунктов общественного питания, в том

числе без образования юридического лица), физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях; несовершеннолетним; без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 настоящего Федерального закона, без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии и без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона. Не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции в местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности (в том числе на вокзалах, в аэропортах, на станциях метрополитена, оптовых продовольственных рынках, объектах военного назначения) и на прилегающих к ним территориях, а также в ларьках, киосках, палатках, контейнерах, с рук, лотков, автомашин, в других не приспособленных для продажи данной продукции местах. Прилегающие территории определяются органами местного самоуправления в порядке, установленном субъектами Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции. Субъекты Российской Федерации устанавливают для организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции (за исключением организаций общественного питания), требования к минимальному размеру оплаченного уставного капитала (уставного фонда) в размере не более чем 1 миллион рублей. Организации, осуществляющие в городах розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, должны иметь для таких целей стационарные торговые и складские помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров, охранную сигнализацию, сейфы для хранения документов и денег, контрольно-кассовую технику.

Запреты в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлены также статьей 26 названного Федерального закона. В частности положениями этой статьи прямо запрещена розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 настоящего Федерального закона; розничная продажа этилового спирта, питьевого этилового спирта, за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 статьи 16 настоящего Федерального закона; а также нарушение установленных законом правил розничной продажи алкогольной продукции.

Таким образом, федеральный законодатель, предоставляя субъекту Российской Федерации, право ограничивать время розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, вместе с тем обязанность соблюдать правила розничной продажи алкогольной продукции возлагает на субъектов, осуществляющих розничную продажу такого рода алкогольной продукции, настоящим Федеральным законом, что и обусловило особенности правового регулирования административной ответственности: юридические лица, должностные лица и граждане, нарушающие требования настоящего

Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Поэтому выводы суда, сводящиеся к тому, что введение ограничения времени розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции актом субъекта Российской Федерации, не влечет само по себе установления иных ограничений, к числу которых относится и административная ответственность, основаны на правильном истолковании норм материального Закона, подлежащем применению по данному делу.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 361, 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия

решение Приморского краевого суда от 27 февраля 2009 года оставить без изменения, кассациондгую жалобу Законодательного Собрания

 

определила:

 

Председательствующий

Судьи

Статьи законов по Делу № 56-Г09-15

Статья 72. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
ГПК РФ Статья 361. Утратила силу
ГПК РФ Статья 362. (Утратила силу)
КоАП РФ Статья 1.3. Предметы ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Загрузка
Наверх