Дело № 56-Г11-19

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 19 октября 2011 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Калинина Людмила Александровна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №56-Г11-19

от 19 октября 2011 года

 

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационное представление на решение Приморского краевого суда от 16 августа 2011 г., которым отказано первому заместителю прокурора Приморского края в удовлетворении заявления о признании недействующим со дня принятия в части пункта 1 статьи 1 Закона Приморского края от мая 2011 г. № 767-КЗ «О внесении изменений в Закон Приморского края «О Реестре должностей государственной гражданской службы Приморского края и о денежном содержании государственных гражданских служащих Приморского края».

часть 2 статьи 3 Закона Приморского края от 16 мая 2007 г. № 62-КЗ (в редакции Закона Приморского края от 16 мая 2011 г. № 767-КЗ) «О Реестре должностей государственной гражданской службы Приморского края и о денежном содержании государственных гражданских служащих Приморского края» гласит, что размеры месячных окладов гражданских служащих в соответствии с замещаемыми ими должностями гражданской службы (далее -должностной оклад) и ежемесячного денежного поощрения устанавливаются согласно приложению 2 к данному Закону.

В случае дифференциации ежемесячного • денежного поощрения конкретный размер по соответствующей должности гражданской службы устанавливается представителем нанимателя.

При формировании фонда оплаты труда гражданских служащих предусматриваются средства для выплаты ежемесячного денежного поощрения в размере 30 должностных окладов (в расчёте на год).

Первый заместитель прокурора Приморского края обратился в суд с заявлением о признании недействующим абзаца 2 поименованной нормы, полагая, что в этой части он противоречит части 5 статьи 42 Закона Приморского края от 8 августа 2005 г. № 284-КЗ «О государственной гражданской службе Приморского края», в силу которой размеры ежемесячного денежного поощрения, выплачиваемого гражданским служащим, устанавливаются Законом Приморского края. Между тем, по мнению прокурора, размеры денежного поощрения, выплачиваемые гражданским служащим, Законом фактически не установлены, а предусмотрены минимальные и максимальные пределы возможности установления таких размеров. Соответственно, при установлении конкретного размера ежемесячного денежного поощрения будут применяться не законы края, а правовые акты представителя нанимателя, что не согласуется с предписаниями Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», из содержания которого следует, что вопросы определения размера и условий оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, к каковым представитель нанимателя не относится.

Законодательное Собрание Приморского края считало доводы прокурора необоснованными, полагая, что Законы Приморского края от 8 августа 2005 г. №284-КЗ «О государственной гражданской службе Приморского края» и от 16 мая 2007 г. № 62-КЗ (в редакции Закона Приморского края от 16 мая 2011 г. №767-КЗ) «О Реестре должностей государственной гражданской службы Приморского края и о денежном содержании государственных гражданских служащих Приморского края» имеют равную юридическую силу.

Решением Приморского краевого суда от 16 августа 2011 г. первому заместителю прокурора Приморского края в удовлетворении заявления отказано.

Прокурор, участвующий в деле, в кассационном представлении просит решение суда первой инстанции отменить, как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, принять новое решение об удовлетворении требований прокурора.

Относительно кассационного представления Законодательным Собранием Приморского края поданы возражения.

Изучив доводы кассационного представления, проверив материалы дела, Судебная коллегия приходит к следующему.

Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а её организация - в ведении субъекта Российской Федерации.

Государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации -профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий субъекта Российской Федерации, а также полномочий государственных органов субъекта Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации.

Должности государственной службы учреждаются федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счёт средств федерального бюджета.

Нанимателем государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации является соответствующий субъект Российской Федерации.

Правовое положение (статус) государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров, устанавливается соответствующим федеральным законом о виде государственной службы (статьи 1, 2, 5, 8, 9, 10 Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»).

Оплата труда и другие выплаты в соответствии с названным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской

Федерации и со служебным контрактом относятся к числу прав гражданского служащего.

Оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее -оклад денежного содержания), а также из 'ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).

Размеры должностных окладов и окладов за классный чин государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации устанавливаются в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

К дополнительным выплатам относятся:

1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе в размерах: при стаже гражданской службы в процентах от 1 года до 5 лет - 10; от 5 до 10 лет - 15; от 10 до 15 лет -20; свыше 15 лет -30;

2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада;

3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации;

4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учётом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается);

5) ежемесячное денежное поощрение;

6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счёт средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

Размеры ежемесячного денежного поощрения, выплачиваемого федеральным гражданским служащим, устанавливаются по федеральным государственным органам дифференцированно указами Президента Российской Федерации.

Порядок выплаты ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы определяется представителем нанимателя.

Порядок выплаты материальной помощи за счёт средств фонда оплаты труда гражданских служащих определяется соответствующим положением, утверждаемым представителем нанимателя.

В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к денежному содержанию гражданского служащего устанавливается районный коэффициент (коэффициент).

Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Размеры окладов денежного содержания по должностям гражданской службы субъекта Российской Федерации ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий год с учётом уровня инфляции (потребительских цен). Увеличение (индексация) размеров окладов денежного содержания по должностям гражданской службы субъекта Российской Федерации производится в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.

Порядок формирования фонда оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и фонда оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации (статьи 50-52 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Анализ оспариваемых положений во взаимосвязи с поименованными федеральными нормами приводит к выводу о том, что федеральный законодатель, предоставляя субъекту Российской Федерации полномочия в области законодательства о государственной гражданской службе, каких-либо запретов выбора правовой формы (закон, подзаконный акт) при регулировании размеров окладов и ежемесячного денежного поощрения государственных гражданских служащих, не установил.

В такой ситуации доводы прокурора о невозможности дифференциации ежемесячного денежного поощрения представителем нанимателя, суд первой инстанции обоснованно счёл несостоятельными.

Доводы кассационного представления о приоритете Закона Приморского края «О государственной службе Приморского края» над Законом Приморского края от 16 мая 2007 г. № 62-КЗ «О реестре должностей государственной гражданской службы Приморского края и о денежном содержании государственных гражданских служащих Приморского края» (в редакции Закона Приморского края от 6 мая 2011 г. № 767-КЗ не могут изменить правовую судьбу постановленного решения.

Все указанные доводы были предметом судебного разбирательства, им дана надлежащая судебная оценка, что нашло мотивированное, обстоятельное отражение в судебном решении.

Судом правильно отмечено, что в случае коллизии норм, регулирующих одни и те же общественные отношения, применению подлежат нормы закона, принятого по времени позднее, при условии, что в нём не установлено иное; при этом приоритетом над общими нормами обладают специальные нормы.

Такой вывод согласуется позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 июня 2004 г. № 13-П и определении от 5 октября 2000 г. № 199-0.

Поскольку выводы суда основаны на верном толковании норм материального закона, регулирующего спорное правоотношение, оснований для отмены решения суда первой инстанции в кассационном порядке нет.

С учётом изложенного, руководствуясь статьями 361, 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Приморского краевого суда от 16 августа 2011 г. оставить без изменения, кассационное представление, участвующего в деле прокурора - без удовлетворения.

Председательствующий Судьи

Статьи законов по Делу № 56-Г11-19

ГПК РФ Статья 361. Утратила силу
ГПК РФ Статья 362. (Утратила силу)

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры



Активные юристыАктивные юристы

не в сети
Фото юриста
Дунькова Элла
г. Владикавказ
ответов за неделю: 7
Телефон: WhatsApp: +79627437356
Телефон: 9060684949


Загрузка
Наверх