Дело № 58-АПГ13-12

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 5 февраля 2014 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция
Категория Гражданские дела
Докладчик Ксенофонтова Ольга Алексеевна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № 58-АПГ13-12

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Москва 5 февраля 2014 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующегоПирожкова В.Н.,

судьи Еременко Т.И. и Ксенофонтовой О.А. при секретаре Паршиной М.И. рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Правительства Хабаровского края на решение Хабаровского краевого суда от 29 октября 2013 года, которым удовлетворено заявление прокурора Хабаровского края: признан недействующим со дня вступления решения в законную силу пункт 1.4 в части слов «в котором заказчик услуги зарегистрирован по месту жительства», пункт 2.5 в части слов «подтверждающий регистрацию по месту жительства», пункт 2.6 в части слов «и подтверждающий его регистрацию по месту жительства» Положения о порядке и условиях оказания услуг по перевозке службой «Социальное такси» в Хабаровском крае, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 13 мая 2013 года № 110-пр «О порядке и условиях оказания услуг по перевозке службой «Социальное такси» в Хабаровском крае».

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой О.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

постановлением Правительства Хабаровского края от 13 мая 2013 года № 110-пр «О порядке и условиях оказания услуг по перевозке службой «Социальное такси» в Хабаровском крае» утверждено Положение о порядке и условиях оказания услуг по перевозке службой «Социальное такси» в Хабаровском крае.

Согласно пункту 1.3 Положения право на получение услуги имеют инвалиды 1 группы, инвалиды 2 группы, дети-инвалиды.

Пункт 1.4 Положения предусматривает, что услуга оказывается на территории городов Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, Амурска, Николаевска-на-Амуре в пределах муниципального образования, в котором заказчик услуги зарегистрирован по месту жительства.

Согласно пункту 2.5 Положения услуга оказывается на основании договора перевозки, заключенного между гражданином и учреждением, по форме, утвержденной министерством. Договор передается заказчику услуги непосредственно водителем автотранспортного средства для подписания. При заключении договора заказчик услуги предъявляет водителю автотранспортного средства в числе других документов документ, удостоверяющий личность гражданина, подтверждающий регистрацию по месту жительства.

Пунктом 2.6 Положения установлены обязанности заказчика услуги, в числе которых обязанность предъявить водителю автотранспортного средства документ, удостоверяющий личность гражданина и подтверждающий его регистрацию по месту жительства.

Прокурор Хабаровского края обратился в Хабаровский краевой суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пункта 1.4 в части слов «в котором заказчик услуги зарегистрирован по месту жительства», пункта 2.5 в части слов «подтверждающий регистрацию по месту жительства», пункта 2.6 в части слов «и подтверждающий его регистрацию по месту жительства» названного Положения, полагая, что они противоречат Закону РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

По мнению прокурора, оспариваемые нормы фактически означают, что отдельные инвалиды при прочих равных условиях лишены возможности получения услуги по перевозке службой «Социальное такси» при отсутствии у них регистрации по месту жительства, что является дискриминацией по месту жительства.

Решением Хабаровского краевого суда от 29 октября 2013 года заявление прокурора Хабаровского края удовлетворено.

В апелляционной жалобе Правительства Хабаровского края ставится вопрос об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении заявления прокурора.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к отмене решения суда.

Разрешая заявление прокурора, суд исходил из того, что Положение о порядке и условиях оказания услуг по перевозке службой «Социальное такси» в Хабаровском крае, утвержденное постановлением Правительства Хабаровского края от 13 мая 2013 года № 110-пр, принято в пределах компетенции последнего. Вместе с тем, суд пришел к выводу о противоречии оспариваемых норм Положения федеральному законодательству в связи с тем, что они ставят возможность получения инвалидом услуги по перевозке службой «Социальное такси» в зависимость от наличия у него регистрации по месту жительства на территории муниципального образования, в котором отказывается услуга.

Судебная коллегия находит выводы суда правильными, основанными на анализе статьи 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статьи 3 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

В соответствии со статьей 3 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1, устанавливающей обязанность граждан Российской Федерации регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью (статья 2); в Российской Федерации как социальном государстве обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются гарантии социальной защиты, гарантируется социальное обеспечение в случаях, предусмотренных законом (статьи 7 и 39); в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (часть 2 статья 55); социальная защита является предметом совместного ведения Российской Федерации (статья 72 часть пункт 1 «ж»).

Частью 2 статьи 19 Конституции РФ предусмотрено, что, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Из оспариваемых норм Положения следует, что услуга по перевозке службой «Социальное такси» оказывается на территории городов Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, Амурска, Николаевска-на-Амуре в пределах муниципального образования, в котором инвалид зарегистрирован по месту жительства (пункт 1.4); ими установлена обязанность инвалида предъявлять водителю автотранспортного средства документ, удостоверяющий личность гражданина и подтверждающий его регистрацию по месту жительства (пункты 2.5, 2.6). Таким образом, содержание оспариваемых норм подтверждает правильность вывода суда о том, что получение инвалидами услуги по перевозке службой «Социальное такси» поставлено в зависимость от наличия у них регистрации по месту жительства в городах Хабаровск, Комсомольск-на- Амуре, Амурск, Николаевск-на-Амуре (при том, что регистрация является не единственным подтверждением постоянного проживания гражданина), что означает невозможность получения ими такой услуги при отсутствии регистрации по месту жительства в указанных городах при прочих равных условиях и является дискриминацией по месту жительства.

Вывод суда согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 2 февраля 1998 года № 4-П и заключающейся в том, что факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей; регистрация является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.

Довод апелляционной жалобы о том, что услуга по перевозке службой «Социальное такси» предоставляется за счет средств субъекта Российской Федерации (Хабаровского края), поэтому последний вправе установить порядок и условия ее предоставления, не может служить основанием к отмене решения суда, поскольку принимаемые субъектами Российской Федерации по предметам совместного ведения нормативные правовые акты не могут противоречить федеральному законодательству, не предусматривающему ограничений при предоставлении мер социальной поддержки в зависимости от регистрации по месту жительства.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Хабаровского краевого суда от 29 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Хабаровского края - без удовлетворения.

Председательствующий Судьи

Статьи законов по Делу № 58-АПГ13-12

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Загрузка
Наверх