Дело № 58-АПГ14-10

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 13 августа 2014 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция
Категория Гражданские дела
Докладчик Борисова Елена Евгеньевна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № 58-АПГ14-10

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Москва 13 августа 2014 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующегоХаменкова В.Б.,
судейБорисовой Л.В. и Калининой Л.А.
при секретареДарькине А.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению муниципального унитарного предприятия г. Хабаровска «Хабаровское пассажирское автотранспортное предприятие № 1» о признании недействующим пункта 1 постановления Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от октября 4 2013 г. № 20-Ц «Об установлении предельного максимального тарифа на перевозки пассажиров и багажа общественным автомобильным транспортом на территории городского округа «Город Хабаровск» по апелляционной жалобе заявителя на решение Хабаровского краевого суда от 23 апреля 2014 г., которым отказано в удовлетворении заявления.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., объяснения представителя муниципального унитарного предприятия г. Хабаровска «Хабаровское пассажирское автотранспортное предприятие № 1» Петряшиной Е.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

4 октября 2013 г. Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (далее - Комитет, регулирующий орган) принято постановление № 20-Ц «Об установлении предельного максимального тарифа на перевозки пассажиров и багажа общественным автомобильным транспортом на территории городского округа «Город Хабаровск» (далее - Постановление), вступившее в силу 20 октября 2013 г.

9 октября 2013 г. текст документа опубликован на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края Ьйр://1а\у.кпу.§оу.ги., 12 ноября 2013 г. - в сборнике «Собрание законодательства Хабаровского края», № 10 (часть II).

Пунктом 1 Постановления установлен для хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по перевозке пассажиров и багажа общественным автомобильным транспортом категории М2, МЗ, предельный максимальный тариф на перевозки пассажиров и багажа общественным автомобильным транспортом независимо от протяжённости оборотного рейса и маршрута на территории городского округа «Город Хабаровск» в размере 16,00 рублей.

При этом указано, что перевозчики самостоятельно определяют тариф на перевозки пассажиров и багажа в общественном автомобильном транспорте на территории городского округа «Город Хабаровск», но не выше предельного максимального тарифа, установленного Постановлением.

Автотранспортное предприятие обратилось в суд с заявлением о признании недействующими приведённых положений регионального акта по тем основаниям, что они противоречат актам большей юридической силы, а именно постановлению Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», постановлению губернатора Хабаровского края от 20 марта 2006 г. № 60 «Об утверждении порядка организации установления (согласования) или изменения цен, тарифов, надбавок, наценок на продукцию, товары и услуги, осуществляемого органами исполнительной власти Хабаровского края», постановлению Комитета по ценам и тарифам правительства Хабаровского края от 9 августа 2011 г. № 26-ц «Об утверждении методических указаний по расчёту тарифов на перевозки пассажиров и багажа городским наземным электрическим транспортом и автомобильным транспортом общего пользования в городском, пригородном и междугородном сообщении на территории Хабаровского края», и нарушают права заявителя в сфере осуществления предпринимательской деятельности.

Хабаровским краевым судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого, как незаконного, и о принятии нового судебного акта о признании Постановления недействующим в части просит в апелляционной жалобе Автотранспортное предприятие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного постановления.

Отказывая в удовлетворении заявления Автотранспортного предприятия, суд исходил из того, что оспариваемое нормативное правовое регулирование не противоречит федеральным актам, имеющим большую юридическую силу.

Данный вывод суда мотивирован, основан на анализе действующего законодательства и материалах дела, и оснований для признания его неправильным не имеется.

Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» Правительству Российской Федерации поручено определять с учётом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, и утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 239), изданным во исполнение названного Указа Президента Российской Федерации, утверждён перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В этот перечень входит регулирование цен (тарифов) на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным, республиканским в пределах Российской Федерации маршрутам, включая такси.

Право органов исполнительной власти устанавливать подлежащие государственному регулированию цены (тарифы) закреплено Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Согласно подпунктам 12, 55 пункта 2 статьи 26. этого закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относятся организация транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, внутренним водным, воздушным транспортом (пригородное и муниципальное сообщение), установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществление контроля за их применением.

Постановлением губернатора Хабаровского края от 30 апреля 2002 г.

№ 252 «Об упорядочении государственного регулирования цен и тарифов в Хабаровском крае» утверждён перечень продукции производственно- технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен, тарифов и надбавок (наценок) осуществляется комитетом по ценам и тарифам правительства Хабаровского края. В данный перечень включены перевозки пассажиров и багажа всем видами общественного транспорта в городском, пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта).

Из изложенного следует, что рассматриваемое регулирование принято Комитетом в пределах предоставленной ему компетенции.

Постановлением губернатора Хабаровского края от 20 марта 2006 г.

№ 60 «Об утверждении порядка организации установления (согласования) или изменения цен, тарифов, надбавок, наценок на продукцию, товары и услуги, осуществляемого органами исполнительной власти Хабаровского края» утверждён названный порядок (далее - Порядок).

В целях организации государственного регулирования Комитет утверждает типовые перечни расчётных и обосновывающих материалов, представляемых субъектом, осуществляющим регулируемую деятельность, в Комитет для осуществления государственного регулирования путем установления (согласования) или изменения тарифов на услуги; проводит экспертизу экономической обоснованности тарифов на услуги по расчётным и обосновывающим материалам, представленным субъектом, осуществляющим регулируемую деятельность; в случае отсутствия расчётных и обосновывающих материалов, предусмотренных типовыми перечнями, дополнительно запрашивает у субъекта, осуществляющего регулируемую деятельность, расчётные и обосновывающие материалы, необходимые для принятия решения об установлении (согласовании) или изменении тарифов на услуги, с обязательным указанием формы их предоставления и требований к ним; определяет метод регулирования тарифов на услуги в соответствии с законодательством Российской Федерации и Хабаровского края; принимает решения об установлении (согласовании) или изменении тарифов на услуги (пункт 4 Порядка).

Установление или изменение тарифов на услуги осуществляется Комитетом по заявлениям субъектов, осуществляющих регулируемую деятельность с приложением расчётных и обосновывающих материалов.

Тарифы на услуги устанавливаются на неопределённый срок (пункт 6 Порядка).

После представления заявителями заявления об установлении, изменении тарифов со всеми обосновывающими материалами Комитетом проводится экспертиза экономической обоснованности тарифов на услуги, срок проведения которой не может превышать 45 календарных дней (пункт 9 Порядка).

Результаты экспертизы экономической обоснованности тарифов на услуги оформляются в виде экспертного заключения (пункт 11 Порядка).

Размер предельного максимального тарифа на перевозки пассажиров и багажа общественным автомобильным транспортом при равных условиях оказания услуг перевозки потребителям для хозяйствующих субъектов, осуществляющих перевозку пассажиров и багажа общественным автомобильным транспортом (далее - перевозчики), определяется в городском, пригородном и междугородном сообщении на территории Хабаровского края: в городском сообщении - на основании расчётных и обосновывающих материалов перевозчиков, осуществляющих перевозки по городским маршрутам на территории муниципального образования, а в случае, когда на территории данного муниципального образования оказывают услуги более пяти перевозчиков - при наличии расчётных и обосновывающих материалов не менее 50 процентов перевозчиков, обслуживающих не менее 50 процентов маршрутов (пункты 10, 10.1 Порядка).

Решения Комитета по установлению или изменению предельных максимальных тарифов на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта (кроме железнодорожного транспорта) принимаются с учётом рекомендаций экспертного совета.

Постановлением Комитета от 29 июня 2006 г. № 19-Ц утверждён типовой перечень материалов, представляемых субъектом, осуществляющим регулируемую деятельность.

В ходе разбирательства по делу установлено, что в 2012 году Автотранспортное предприятие обратилось в Комитет с заявлением об увеличении действующего предельного максимального тарифа за проезд пассажира и провоз одного места багажа, установленного постановлением Комитета от 30 декабря 2010 г. № 70-Ц, в связи с ростом цен на бензин, дизельное топливо, шины, запасные части.

Кроме того в конце 2012 года-первом полугодии 2013 года с заявлениями об увеличении предельного максимального тарифа за проезд пассажиров в Комитет обратились 54 коммерческих перевозчика (из 101 перевозчика), в том числе 4 юридических лица, 50 индивидуальных предпринимателей, которые обслуживают более 50 процентов автобусных маршрутов в г. Хабаровске.

Комитет рассмотрел заявления всех обратившихся перевозчиков, в том числе Автотранспортного предприятия, исследовал представленные ими расчётные материалы, провёл экспертизу, по результатам которой подготовлено экспертное заключение от 27 сентября 2013 г., на основании которого, а также итогов заседания экспертного совета по вопросам регулирования тарифов на социально значимые услуги на территории Хабаровского края от 3 октября 2013 г. принято решение об установлении предельного максимального тарифа на проезд пассажиров и провоз багажа в размере 16,00 рублей.

В связи с этим вывод в решении суда о том, что рассматриваемое регулирование согласуется с актами большей юридической силы, является правильным.

Суд проверил и признал несостоятельными доводы заявителя о противоречии оспариваемого акта пункту 7 постановления Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 239, постановлению губернатора Хабаровского края от 20 марта 2006 г. № 60 «Об утверждении порядка организации установления (согласования) или изменения цен, тарифов, надбавок, наценок на продукцию, товары и услуги, осуществляемого органами исполнительной власти Хабаровского края», постановлению Комитета по ценам и тарифам правительства Хабаровского края от 9 августа 2011 г. № 26-ц «Об утверждении методических указаний по расчёту тарифов на перевозки пассажиров и багажа городским наземным электрическим транспортом и автомобильным транспортом общего пользования в городском, пригородном и междугородном сообщении на территории Хабаровского края».

Указанные выводы суда мотивированы, и оснований не согласиться с ними Судебная коллегия не имеет.

Также правомерно отвергнуты судом, как несостоятельные, ссылки на невключение в тариф прибыли на регулируемую услугу, существенное занижение стоимости дизельного топлива.

Согласно части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

При таких обстоятельствах решение суда об удовлетворении заявления прокурора является законным и обоснованным.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального права, норм процессуального права, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены судебного акта в апелляционном порядке, в том числе и тех, ссылки на которые имеются в апелляционной жалобе.

С учётом изложенного, руководствуясь статьями 327, 328, 329 ГПК РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Хабаровского краевого суда от 23 апреля 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия г. Хабаровска «Хабаровское пассажирское автотранспортное предприятие № 1» - без удовлетворения.

Председательствующий Судьи

Статьи законов по Делу № 58-АПГ14-10

ГПК РФ Статья 253. Решение суда по заявлению об оспаривании нормативного правового акта
ГПК РФ Статья 327. Порядок рассмотрения дела судом апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 328. Полномочия суда апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 329. Постановление суда апелляционной инстанции

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Загрузка
Наверх