Дело № 58-Г08-12

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 3 сентября 2008 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Калинина Людмила Александровна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №58-Г08-12

от 3 сентября 2008 года

 

в составе председательствующего Пирожкова В.Н., судей Калининой Л.А., Ксенофонтовой O.A.

Заслушав доклад судьи Верховного суда Российской Федерации Калининой Л.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение оставить без изменения, Судебная коллегия

 

установила:

 

26 мая 2004 года Законодательной Думой Хабаровского края принят Закон № 185 «Кодекс Хабаровского края об административных правонарушениях» (с последующими изменениями от 29 декабря 2004 года, 19 января 2005 года, 26 июля 2005 года, 30 ноября 2005 года, 28 декабря 2005 года, 29 марта 2006 года, 25 октября 2006 года, 30 мая 2007 года, 26 сентября 2007 года, 14 ноября 2007 года), которым установлена административная ответственность за нарушения, посягающие на права граждан и общественный порядок, на институты государственной власти, местного самоуправления, в сфере благоустройства и эксплуатации жилищного фонда, в области

пользования библиотеками, в области охраны окружающей природной среды, в области финансов; а также предусмотрен перечень должностных лиц и органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, а также рассматривать указанные дела.

В частности, согласно статье 1.4. (Составление протокола об административном правонарушении) протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них, составляются должностными лицами органов местного самоуправления - об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 2.9, 3.11 (в части невыполнения законного предписания (постановления, представления) органов местного самоуправления и их должностных лиц), главой 4, за исключением статей 4.21 и 4.27 настоящего Кодекса; должностными лицами государственной жилищной инспекции Правительства края - об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 4.1, 4.3, 4.5, 4.7 - 4.9, 4.13 - 4.15 и 4.21 настоящего Кодекса; старшими участковыми уполномоченными милиции, участковыми уполномоченными милиции, сотрудниками патрульно-постовой службы, подразделений по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнения административного законодательства милиции общественной безопасности - об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 2.3, 2.6 - 2.8, 2.10, 2.11, 3.11, 4.1, 4.3, 4.4, 4.7, 4.8, 4.12 - 4.15, 4.17, 4.22, 4.24, 4.25, 4.29 и 6.2 настоящего Кодекса; инспекторами дежурной части по разбору административных правонарушений милиции общественной безопасности (местной милиции) - об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 2.3, 2.6 - 2.8, 2.10, 2.11, 3.11, 4.1, 4.3, 4.4, 4.7, 4.8, 4.12 - 4.15, 4.17, 4.22, 4.24, 4.25, 4.29 и 6.2 настоящего Кодекса; руководителем, заместителем руководителя государственной (муниципальной) библиотеки - об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5.6 настоящего Кодекса; должностными лицами органов исполнительной власти края, специально уполномоченных на осуществление контроля за осуществлением органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий, - об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 3.22 и 3.23 настоящего Кодекса; работниками пассажирского автомобильного транспорта и городского электротранспорта, имеющими удостоверения контролера, выданные органами местного самоуправления, - об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 2.12-2.15 настоящего Кодекса.

В силу настоящей статьи органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями края по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, в соответствии с Законом Хабаровского края «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Хабаровского края по применению законодательства об административных правонарушениях».

Перечень должностных лиц органов местного самоуправления, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, утверждается правовым актом органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования. Порядок выдачи удостоверений контролера работникам пассажирского автомобильного и городского электротранспорта и образцы указанных удостоверений устанавливаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования.

Мировые судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 3.1 - 3.3, 3.6 - 3.9, 3.12 и 4.26 настоящего Кодекса (статья 1.6).

Административные комиссии рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 2.3, 2.6 - 2.10, 2.12 - 2.15, 3.11, 4.1 -4.17, 4.22 - 4.25, 4.28 - 4.33, 5.6 и 6.2 (статья 1.7)

Государственная жилищная инспекция Правительства края рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 4.21 настоящего Кодекса, а также дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 4.1, 4.3, 4.5, 4.7 - 4.9, 4.13, 4.14 и 4.15 настоящего Кодекса, протоколы о совершении которых, составлены должностными лицами государственной жилищной инспекции Правительства края (часть 1 статьи 1.9).

Органы исполнительной власти края, специально уполномоченные на осуществление контроля за осуществлением органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 3.22 и 3.23 настоящего Кодекса. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов исполнительной власти края, специально уполномоченных на осуществление контроля за осуществлением органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий, вправе руководители, заместители руководителей указанных органов (части 1 и 2 статьи 1.12.2).

Статья 2.9. (Представление в органы местного самоуправления недостоверной информации по социальным вопросам) гласит, что представление гражданами в органы местного самоуправления недостоверной информации для получения социальных льгот и иных социальных преимуществ, предусмотренных нормативными правовыми актами, при отсутствии в деянии признаков состава преступления - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей;

В соответствии со статьей 3.22. (Нарушение порядка отчетности органов местного самоуправления об осуществлении ими переданных государственных полномочий)

1. Непредставление органами местного самоуправления в установленные сроки отчетов в Правительство края или уполномоченный им орган исполнительной власти края, а равно представление отчетов, содержащих недостоверные сведения, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей.

2. Те же деяния, совершенные повторно в течение года, -

влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Согласно статье 3.23. (Нарушение срока представления органами местного самоуправления информации, материалов и документов об осуществлении переданных им государственных полномочий)

Непредставление органами местного самоуправления в установленные сроки информации, материалов и документов об осуществлении переданных им государственных полномочий в Правительство края или уполномоченный им орган исполнительной власти края -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей.

В силу статьи 4.1. (Нарушение правил уборки территорий) 1. Нарушение правил содержания прилегающих и закрепленных территорий, размеры которых установлены нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до десяти тысяч рублей.

2. Деяния, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные повторно в течение года, -

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

3. Несвоевременная уборка мусора и бытовых отходов, очистка контейнерных площадок, использование неисправных мусоросборников -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

4. Деяния, предусмотренные частью 3 настоящей статьи, совершенные повторно в течение года, -

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

Согласно статье 4.2. нарушение норм и правил содержания зданий (за исключением объектов нежилого фонда, находящихся в федеральной собственности, и жилых домов), ограждений, сооружений, средств наружной рекламы, малых архитектурных форм, садово-парковой мебели, бункеров, контейнеров, урн влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч пятисот до пяти тысяч рублей.

В соответствии со статьей 4.3. Сброс снега, льда, мусора, нечистот на территории населенных пунктов в неустановленных местах, а также сжигание мусора влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц -от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на юридических лиц - от двух тысяч пятисот до трех тысяч рублей (часть 1); деяния, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные повторно в течение года, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей (часть 2); разбрасывание снега, льда на проезжую часть улиц, складирование его на территории зеленых насаждений при производстве зимних уборочных работ - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч пятисот рублей; предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трех тысяч пятисот до пяти тысяч рублей (часть 3); деяния, предусмотренные частью 3 настоящей статьи, совершенные повторно в течение года, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей (часть 4).

Статьей 4.4. установлена административная ответственность за мойку транспортных средств у водопроводных колонок, колодцев, теплотрасс, на детских площадках, дворовых территориях, газонах, берегах рек, прудов, озер и других поверхностных водоемов.

Статья 4.5. предусматривает, что нарушение правил содержания инженерных сооружений, в том числе наличие открытых люков, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти

тысяч рублей. При этом примечание гласит, что «настоящая статья не предусматривает административную ответственность за нарушение правил содержания следующих инженерных сооружений: сооружений, находящихся в федеральной собственности; электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки; пешеходных дорожек и переходных мостиков в границах закрепленных участков, выездов с закрепленных участков или с подъездных путей на автомобильную дорогу общего пользования, включая переездные мостики; дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений; устройств наружного освещения населенных пунктов; других инженерных сооружений, за нарушение правил содержания которых административная ответственность предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или настоящим Кодексом».

Согласно статье 4.6. (Нарушение правил подготовки и проведения земляных работ)

1. Нарушение правил подготовки и проведения земляных работ (в том числе при установке средств наружной рекламы), в том числе нарушение промежуточных сроков производства земляных работ, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц -от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

2. Деяния, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные повторно в течение года, -

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

3. Производство земляных работ без специального разрешения, выдаваемого административно-техническими инспекциями муниципальных образований, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

4. Невыполнение требования о передаче восстановленного благоустройства по акту органу, выдавшему разрешение на производство земляных работ, либо отказ от выполнения требований, изложенных в технических условиях, разрешении (ордере) по восстановлению нарушенного благоустройства, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от трех тысяч

пятисот до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

В соответствии со статьей 4.7. (Нарушение правил установки ограждений)

1. Установка ограждений (в том числе на тротуарах, пешеходных дорожках) без разрешения, полученного в установленном порядке, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей.

2. Отсутствие ограждения разрытии и иных опасных мест -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от четырех тысяч до восьми тысяч рублей.

3. Деяния, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, совершенные повторно в течение года, -

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

Примечание. Настоящая статья не предусматривает административную ответственность за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 12.33, 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статья 4.8. (Подтопление улиц, зданий, сооружений) изложена в следующей редакции:

1. Подтопление улиц, зданий, сооружений, образование наледей от утечки воды из-за неисправности водопроводных, канализационных, ливневых устройств, систем, сетей и сооружений -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двух тысяч пятисот до трех тысяч пятисот рублей.

2. Засорение ливневой канализации, засыпка водоотводящих сооружений, использование их для прокладки кабелей и других инженерных устройств -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.

3. Нарушение сроков очистки смотровых и ливневых колодцев, их засорение, несвоевременный вывоз извлеченных загрязнений -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей;

предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

4. Откачка или слив воды на дороги, газоны, тротуары и дворовые территории -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Статьей 4.9. (Нарушение технологии восстановительных работ) предусмотрена административная ответственность за некачественное восстановление асфальтобетонного покрытия при ремонте проездов, дворовых территорий населенных пунктов, тротуаров, переходов дорог, отмосток, недостаточное уплотнение основания, а также наличие провалов (просадок) в местах производства работ.

Согласно статье 4.11. (Нарушение правил содержания деревьев, кустарников, газонов и цветников на территории населенных пунктов)

Нарушение установленных органами местного самоуправления правил содержания деревьев, кустарников, газонов и цветников на территории населенных пунктов, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

В силу статьи 4.12. повреждение или уничтожение деревьев, кустарников, газонов и цветников на территории населенных пунктов -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от трех тысяч пятисот до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей (часть 1); вырубка деревьев, кустарников на территории населенных пунктов без разрешения, полученного в установленном порядке, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей (часть 2);

Статья 4.13. (Захламление земель и мест общего пользования) изложена в следующей редакции:

1. Захламление земель -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

2. Захламление мест общего пользования жилых, общественных и производственных зданий -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Примечание. Под захламлением в настоящей статье понимается размещение в неустановленных местах материалов, сырья, продукции, оборудования и другого имущества, металлолома, стеклобоя, строительного мусора, древесных остатков и других твердых отходов производства и потребления.

Согласно статье 4.14. Неисполнение установленных органами местного самоуправления обязанностей по уборке снега, сосулек с крыш, карнизов зданий и балконов влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц -от пяти тысяч до десяти тысяч рублей (часть 1); производство работ по уборке снега, сосулек с крыш, карнизов зданий и балконов с нарушением мер предосторожности, установленных органами местного самоуправления, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи пятисот до трех тысяч пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч пятисот до пяти тысяч рублей (часть 2).

Согласно статье 4.15 невосстановление благоустройства после производства работ, связанных с нарушением состояния благоустройства территорий, разрушением детских, спортивных и бельевых площадок, оборудования, установленного на них, малых архитектурных форм, рекламных установок, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч пятисот до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

В соответствии со статьей 4.16. нарушение правил содержания земель энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

В силу статьи 4.22. нарушение правил содержания животных в населенных пунктах, за исключением нарушений, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до одной тысячи рублей (часть 1); ненадлежащий присмотр за лошадьми, оленями, козами и другими животными, повлекший повреждение указанными животными деревьев, кустарников, газонов и цветников на территории населенных пунктов, влечет предупреждение или

наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей (часть 2).

Статья 4.24. гласит, что повреждение покрытия и обустройства тротуаров, отмосток, бордюрного камня, подземных переходов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи пятисот до трех тысяч пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч пятисот до пяти тысяч рублей. В примечании к данной статье указывается, что настоящая статья не предусматривает административную ответственность за совершение правонарушений, предусмотренных статьей 12.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статьей 4.25 установлена административная ответственность за неисполнение землепользователями участков, прилегающих к полосам отвода автомобильных дорог, в пределах городских и сельских поселений на дорогах краевого и местного (муниципального) значения обязанностей по устройству, ремонту или регулярной очистке пешеходных дорожек или переходных мостиков в границах закрепленных за ними участков, содержанию в технически исправном состоянии и чистоте выездов с закрепленных участков или подъездных путей на автомобильную дорогу краевого или местного (муниципального) значения, включая переездные мостики.

Статьей 4.26. предусмотрена административная ответственность за неисполнение обязанностей по сносу зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве.

Прокурор Хабаровского края обратился в Хабаровский краевой суд с заявлением в котором просил признать данные статьи, а именно, п. 1 ч. 2 ст. 1.4, п. 2 ч. 2 ст. 1.4 в части слов «4.1, 4.3, 4.5, 4.7-4.9, 4.13-4.15», п. 4 ч. 2 ст. 1.4 в части слов «4.1, 4.3, 4.4, 4.7, 4.8, 4.12- 4.15, 4.22, 4.24, 4.25», п. 7 ч. 2 ст. 1.4 в части слов « 4.1 4.3, 4.4, 4.7, 4.8, 4.12-4.15, 4.22, 4.24, 4.25», п. 12 п. 12 ч. 2 ст. 1.4 Кодекса оспаривается в части слов «муниципальной», п. 14 ч. 2 ст. 1.4 в части слов «статьями 3.22 и 3.23», п. 16 ч. 2 ст. 1.4, п. 3.1 ч. 3 ст. 1.4, ч. 4, 5 ст. 1.4, ст. 1.6 в части слов «и 4.26», ст. 1.7 в части слов «4.1 -4.17» (в части статей 4.1-4.9, 4.11-4.15), «4.22-4.25» в части частей 1, 2 ст. 4.22, в части статей 4.24, 4.25 , ч. 1 ст. 1.9 в части слов «статьями 4.1, 4.3, 4.5, 4.7 - 4.9, 4.13, 4.14, 4.15», ч. 1 ст. 1.12.2 в части слов «статьями 3.22 и 3.23», ст. 2.9 (в части установления ответственности по вопросам предоставления социальных преимуществ, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации), ст.ст. 3.22, 3.23, 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.5, 4.6, 4.7, 4.8, 4.9, 4.11, 4.12, 4.13, 4.14, 4.15, 4.16, ч. 1,2 ст. 4.22, ст.ст. 4.24, 4.25, 4.26, недействующими.

В обоснование заявления сослался на превышение субъектом Российской Федерации нормотворческих полномочий в области законодательства об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Законодательная Дума Хабаровского края возражала против удовлетворения заявления прокурора Хабаровского края, полагая, что оспариваемые нормы приняты в рамках компетенции субъекта Российской Федерации, предусмотренной статьей 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подпунктом 39 пунктов 2, 6 статьи 26.3 Закона № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»; и направлены на реализацию вопросов местного значения и осуществления полномочий субъекта Российской Федерации.

Решением Хабаровского края от 27 мая 2008 года заявление прокурора удовлетворено.

В кассационной жалобе Законодательная Дума Хабаровского края просит решение отменить как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять новое решение. Суть доводов сводится к необоснованности выводов суда в той части решения, которой признаны недействующими юридические составы, сформулированные в главе 4 (Административные правонарушения в сфере благоустройства и эксплуатации жилищного фонда). По мнению законодательного органа Хабаровского края, предусмотренные данной главой административные правонарушения посягают на установленный органами местного самоуправления в муниципальных образованиях Хабаровского края режим благоустройства, порядок и правила соблюдения внешнего благоприятного облика элементов внешнего благоустройства городов и иных муниципальных образований края, а не на установленный федеральным законодательством порядок в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, в области градостроительной деятельности, как это указано в судебном постановлении.

Изучив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения в кассационном порядке.

Так, признавая недействующими ст.ст. 4.1; 4.3; 4.4; 4.8; 4.11; 4.12; 4.13; 4.14; 4.22 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях, суд обоснованно пришел к выводу о том, что субъектом Российской Федерации при установлении административной ответственности в этой части превышены полномочии в области законодательства об административных правонарушениях Российской Федерации.

Как следует из содержания диспозиций этих статей, с объективной стороны данные правонарушения характеризуются действием (бездействием) и выражаются в несоблюдении правил содержания прилегающих и закрепленных территорий, размеры которых установлены нормативными правовыми актами органов местного самоуправления; в том числе, несвоевременной уборке мусора и бытовых отходов, очистке контейнерных площадок, использовании

неисправных мусоросборников; в сбросе снега, льда, мусора, нечистот на территории населенных пунктов в неустановленных местах, а также сжигании мусора, разбрасывании снега, льда на проезжую часть улиц, складирование его на территории зеленых насаждений при производстве зимних уборочных работ; в мойке транспортных средств в неустановленных местах (водопроводных колонок, колодцев, теплотрасс, на детских площадках, дворовых территориях, газонах, берегах рек, прудов, озер и других поверхностных водоемов); подтоплении улиц, зданий, сооружений, образовании наледей от утечки воды из-за неисправности водопроводных, канализационных, ливневых устройств, систем, сетей и сооружений; засорении ливневой канализации, засыпки водоотводящих сооружений, использовании их для прокладки кабелей и других инженерных устройств; нарушении сроков очистки смотровых и ливневых колодцев, их засорении, несвоевременном вывозе извлеченных загрязнений; откачке или сливе воды на дороги, газоны, тротуары и дворовые территории; в захламлении мест общего пользования жилых, общественных и производственных зданий (под которым, в контексте данной нормы понимается размещение в неустановленных местах материалов, сырья, продукции, оборудования и другого имущества, металлолома, стеклобоя, строительного мусора, древесных остатков и других твердых отходов производства и потребления); уборке снега, сосулек с крыш, карнизов зданий и балконов в нарушение правил, установленных органами местного самоуправления; неисполнении установленных органами местного самоуправления обязанностей по уборке снега, сосулек с крыш, карнизов зданий и балконов; производстве работ по уборке снега, сосулек с крыш, карнизов зданий и балконов с нарушением мер предосторожности, установленных органами местного самоуправления.

Статьи законов по Делу № 58-Г08-12

КоАП РФ Статья 1.3. Предметы ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях
КоАП РФ Статья 12.33. Повреждение дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Загрузка
Наверх