Дело № 59-КГ16-2

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 18 апреля 2016 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по гражданским делам, кассация
Категория Гражданские дела
Докладчик Кириллов Вячеслав Сергеевич
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № 59-КГ16-2

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Москва 18 апреля 2016 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующегоПчелинцевой Л.М.,
судейКириллова С. В и Фролкиной СВ.

рассмотрела в открытом судебном заседании 18 апреля 2016 года гражданское дело по иску военного прокурора Благовещенского гарнизона в интересах Токарь О А к войсковой части о признании незаконным бездействия командира войсковой части, возложении обязанности устранить нарушения по кассационной жалобе представителя федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Амурской области и Республике Саха (Якутия)» Андреева В.А. на решение Октябрьского районного суда Амурской области от 23 апреля 2015 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 22 июля 2015 года, которым исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

военный прокурор Благовещенского гарнизона обратился в суд с исковым заявлением в интересах Токарь О.А. к войсковой части (место нахождения - село Екатеринославка Октябрьского района Амурской области) о признании незаконным бездействия командира войсковой части, возложении обязанности устранить нарушения.

В обоснование исковых требований военный прокурор Благовещенского гарнизона ссылался на то, что Токарь О.А. с 6 октября 2014 года работает в войсковой части в должности медицинской сестры медицинской роты. В период работы в войсковой части она являлась медицинским работником, проживающим и работающим по трудовому договору в сельском населённом пункте, и имела право на получение в качестве меры социальной поддержки ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения, отопления и освещения в размере 1200 руб., предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 года № 839 «О мерах социальной поддержки в 2012 - 2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населённых пунктах, рабочих посёлках (посёлках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях».

Командир войсковой части , являвшийся работодателем Токарь О.А. в период с 6 октября по 31 декабря 2014 года, вопреки требованиям Порядка осуществления с 1 января 2012 года по 31 декабря 2014 года в качестве меры социальной поддержки ежемесячной денежной выплаты по оплате жилых помещений, отопления и освещения медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населённых пунктах, рабочих посёлках (посёлках городского типа), состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных учреждениях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, утверждённого приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации № 1556ан, Минфина России № 174н от 16 декабря 2011 года (далее - Порядок), меры к обеспечению получения Токарь О.А. данных выплат не принял, необходимые документы, предусмотренные Порядком, в федеральное казённое учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Амурской области и Республике Саха (Якутия)» не направил, выплата Токарь О.А. не начислялась и не выплачивалась.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Токарь О.А. к военному прокурору Благовещенского гарнизона с ходатайством о подаче в суд искового заявлением в защиту её нарушенных прав.

Обращаясь в суд с иском в интересах Токарь О.А., военный прокурор Благовещенского гарнизона просил признать незаконным бездействие командира войсковой части , выразившееся в ненаправлении документов в федеральное казённое учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Амурской области и Республике Саха (Якутия)» для осуществления Токарь О.А. с 6 октября по 31 декабря 2014 года в качестве меры социальной поддержки ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения, отопления и освещения в размере 1200 руб., возложить на командира войсковой части обязанность устранить в полном объеме допущенное нарушение прав Токарь О.А. путём направления в соответствии с пунктом 5 Порядка документов в федеральное казённое учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Амурской области и Республике Саха (Якутия)» для осуществления ей с 6 октября по 31 декабря 2014 года в качестве меры социальной поддержки ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения, отопления и освещения в размере 1200 руб.

Решением Октябрьского районного суда Амурской области от 23 апреля 2015 года исковые требования военного прокурора Благовещенского гарнизона в интересах Токарь О.А. удовлетворены. Признано незаконным бездействие командира войсковой части 21720, выразившееся в ненаправлении документов в федеральное казённое учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Амурской области и Республике Саха (Якутия)» для осуществления Токарь О.А. с 6 октября по 31 декабря 2014 года в качестве меры социальной поддержки ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения, отопления и освещения в размере 1200 руб. На командира войсковой части возложена обязанность устранить в полном объеме допущенное нарушение прав Токарь О.А. путём направления необходимых документов в федеральное казённое учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Амурской области и Республике Саха (Якутия)» для осуществления ей с 6 октября по 31 декабря 2014 года в качестве меры социальной поддержки ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения, отопления и освещения в размере 1200 руб.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 22 июля 2015 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе представителя федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Амурской области и Республике Саха (Якутия)» Андреева В.А. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены судебных постановлений, как незаконных, и принятия по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований.

По результатам изучения доводов кассационной жалобы представителя федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Амурской области и Республике Саха (Якутия)» судьёй Верховного Суда Российской Федерации Фролкиной СВ. 11 января 2016 года дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации. Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Жубрина М.А. от 9 марта 2016 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

В судебное заседание Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации стороны, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, о причинах неявки не сообщили. На основании статьи 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела имеются такого характера существенные нарушения норм материального права, допущенные судами первой и апелляционной инстанций, и они выразились в следующем.

Судом установлено и усматривается из материалов дела, что с 6 октября 2014 года Токарь О.А. принята на работу медицинской сестрой медицинской роты в войсковую часть , расположенную по адресу: область, район, село . С 9 сентября 2004 года Токарь О.А. зарегистрирована и проживает в сельском населённом пункте по адресу: .

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования военного прокурора Благовещенского гарнизона, действующего в интересах Токарь О.А., суд первой инстанции исходил из того, что Токарь О.А. относится к категории медицинских работников, проживающих и работающих по трудовому договору в сельской местности, состоящих в штате по основному месту работы в федеральных государственных учреждениях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в связи с чем пришел к выводу о том, что Токарь О.А. имеет право на предоставление ей мер социальной поддержки в виде ежемесячной компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 года № 839 «О мерах социальной поддержки в 2012-2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях».

Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции и его правовым обоснованием.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций о наличии оснований для признания за Токарь О.А. права на предоставление мер социальной поддержки в виде ежемесячной компенсации по оплате жилищно- коммунальных услуг основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.

Статьёй 12 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1 в первоначальной редакции (действовали до 1 января 2012 года) (далее - Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан) к государственной системе здравоохранения относятся Министерство здравоохранения Российской Федерации, министерства здравоохранения республик в составе Российской Федерации, органы управления здравоохранением автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, Российская академия медицинских наук, Государственный комитет санитарно- эпидемиологического надзора Российской Федерации, которые в пределах своей компетенции планируют и осуществляют меры по реализации государственной политики Российской Федерации, выполнению программ в области здравоохранения и по развитию медицинской науки.

К государственной системе здравоохранения также относятся находящиеся в государственной собственности и подчиненные органам управления государственной системы здравоохранения лечебно- профилактические и научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, санитарно-профилактические учреждения, учреждения судебно- медицинской экспертизы, службы материально-технического обеспечения, предприятия по производству медицинских препаратов и медицинской техники и иные предприятия, учреждения и организации (часть 2 статьи 12 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан).

В государственную систему здравоохранения входят лечебно- профилактические учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, создаваемые министерствами, ведомствами, государственными предприятиями, учреждениями и организациями Российской Федерации помимо Министерства здравоохранения Российской Федерации, министерств здравоохранения республик в составе Российской Федерации (часть 3 статьи 12 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан).

Статья 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года) устанавливала, что врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и посёлках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством (часть 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан).

Пунктами 13, 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в статьи 12 и 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан были внесены ряд изменений.

В частности, часть 1 статьи 12 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан была изложена в новой редакции, согласно которой к государственной системе здравоохранения относены федеральные органы исполнительной власти в области здравоохранения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения, Российская академия медицинских наук, которые в пределах своей компетенции планируют и осуществляют меры по охране здоровья граждан/ Часть 2 статьи 12 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан также изложена в новой редакции: к государственной системе здравоохранения также относятся находящиеся в государственной собственности и подчинённые федеральным органам исполнительной власти или органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения лечебно-профилактические и научно- исследовательские учреждения, образовательные учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, санитарно-профилактические учреждения, территориальные органы, созданные в установленном порядке для осуществления санитарно-эпидемиологического надзора, учреждения судебно-медицинской экспертизы, службы материально- технического обеспечения, предприятия по производству медицинских препаратов и медицинской техники и иные предприятия, учреждения и организации.

В государственную систему здравоохранения входят медицинские организации, в том числе лечебно-профилактические учреждения; фармацевтические предприятия и организации; аптечные учреждения, создаваемые федеральными органами исполнительной власти в области здравоохранения, другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (часть 3 статьи 12 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан).

Часть 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, закреплявшая право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и посёлках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством, признана утратившей силу. Одновременно в неё была введена часть четвёртая, согласно которой меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации (введена Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 872 «О федеральных учреждениях здравоохранения и федеральных учреждениях оздоровительного профиля» утверждён перечень федеральных специализированных медицинских учреждений. В данном перечне медицинские пункты воинских частей (место работы Токарь О.А.) не названы.

Реализуя предоставленные приведёнными нормами федерального законодательства полномочия, Правительство Российской Федерации издало постановление от 17 октября 2011 года № 839 «О мерах социальной поддержки в 2012-2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населённых пунктах, рабочих посёлках (посёлках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 года № 839).

В соответствии с пунктом 1 указанного постановления Правительство Российской Федерации установило с 1 января 2012 года по 31 декабря 2014 года медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населённых пунктах, рабочих посёлках (посёлках городского типа), состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных учреждениях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в качестве меры социальной поддержки ежемесячную денежную выплату по оплате жилых помещений, отопления и освещения в размере 1200 рублей.

Пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 года № 839 было предусмотрено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией настоящего постановления, осуществляется за счёт бюджетных ассигнований, предусматриваемых федеральным органам исполнительной власти, к ведению которых относятся расположенные в сельских населённых пунктах, рабочих посёлках (посёлках городского типа) федеральные государственные учреждения.

Согласно пункту 6 постановления Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 года № 839 на Министерство здравоохранения Российской Федерации совместно с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации возложена обязанность определить порядок осуществления выплат в соответствии с этим постановлением.

В силу пункта 6 постановления Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 года № 839 приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 1556ан и Министерства финансов Российской Федерации № 174н от 16 декабря 2011 года «Об осуществлении денежных выплат, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 года № 839 «О мерах социальной поддержки в 2012 - 2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях» утверждён Порядок осуществления с 1 января 2012 года по 31 декабря 2014 года в качестве меры социальной поддержки ежемесячной денежной выплаты по оплате жилых помещений, отопления и освещения медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных учреждениях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти.

Указанный порядок определял правила осуществления с 1 января 2012 года по 31 декабря 2014 года в качестве меры социальной поддержки ежемесячной денежной выплаты по оплате жилых помещений, отопления и освещения медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населённых пунктах, рабочих посёлках (посёлках городского типа), состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных учреждениях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти.

В связи со вступлением в силу с 1 января 2012 года Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан утратили силу.

В соответствии с частью 3 статьи 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» государственную систему здравоохранения составляют: 1) федеральные органы исполнительной власти в сфере охраны здоровья и их территориальные органы; 2) исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, органы управления в сфере охраны здоровья иных федеральных органов исполнительной власти (за исключением федеральных органов исполнительной власти, указанных в пункте 1 настоящей части); 3) подведомственные федеральным органам исполнительной власти и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации медицинские организации и фармацевтические организации, организации здравоохранения по обеспечению надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, судебно-экспертные учреждения, иные организации и их обособленные подразделения, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья.

Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» закреплены права медицинских и фармацевтических работников и меры их стимулирования.

Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счёт соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (часть 2 статьи 72).

Из приведённых нормативных положений следует, что действие постановления Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 года № 839, принятого во исполнение Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утративших силу с 1 января 2012 года, распространялось на медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населённых пунктах, рабочих посёлках (посёлках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях здравоохранения, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в сфере охраны здоровья.

Между тем в соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года № 1082, Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет функции в области обороны, и, следовательно, не является федеральным органом исполнительной власти в сфере охраны здоровья и не входит в систему государственных органов здравоохранения.

Ввиду того, что действие постановления Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 года № 839 в силу приведённых норм действующего законодательства распространялось на медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населённых пунктах, рабочих посёлках (посёлках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях здравоохранения, а Министерство обороны Российской Федерации и подведомственные ему воинские части и военно-медицинские организации не входят в систему государственных органов здравоохранения, вывод судов первой и апелляционной инстанций об отнесении Токарь О.А., работающей медицинской сестрой медицинской роты в войсковой части 21720 и проживающей в сельском населенном пункте, к категории медицинских работников, работающих и проживающих в сельской местности и занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях здравоохранения, основан на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.

Исходя из подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права и установленных по делу обстоятельств Токарь О.А., работающая медицинской сестрой медицинской роты в войсковой части и проживающая в сельском населенном пункте, не может быть отнесена к субъектам, на которых распространяется действие постановления Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 года № 839, в связи с чем Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации признаёт незаконным вывод судов первой и апелляционной инстанций о признании за ней права на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты по оплате за жилое помещение, отопление и освещение в соответствии с названным постановлением Правительства Российской Федерации.

В связи с изложенным решение суда первой инстанции и определение суда апелляционной инстанции, оставившее его без изменения, о нарушении прав Токарь О.А. на получение мер социальной поддержки в виде выплаты денежной компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг нельзя признать законными. Они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела, судами первой и апелляционной инстанций установлены, Судебная коллегия находит возможным, отменяя судебные постановления и не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований военного прокурора Благовещенского гарнизона, действующего в интересах Токарь О.А., о признании незаконным бездействия командира войсковой части и возложении обязанности устранить допущенные нарушения.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

определила:

решение Октябрьского районного суда Амурской области от 23 апреля 2015 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 22 июля 2015 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований военного прокурора Благовещенского гарнизона в интересах Токарь О А к войсковой части о признании незаконным бездействия командира войсковой части, возложении обязанности устранить нарушения.

Председательствующий

Статьи законов по Делу № 59-КГ16-2

ГПК РФ Статья 387. Основания для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке
ГПК РФ Статья 388. Постановление или определение суда кассационной инстанции
ГПК РФ Статья 390. Полномочия суда кассационной инстанции
ГПК РФ Статья 385. Извещение лиц, участвующих в деле, о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции

Производство по делу

Договор-Юрист
— это юристы, кодексы и бланки

Команда Договор-Юрист.Ру предлагает вашему вниманию набор актуальных юридических документов и договоров для работы с физическими и юридическими лицами.

Типовые договорыТиповые договоры

Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх