Дело № 59-КГ16-3

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 23 мая 2016 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по гражданским делам, кассация
Категория Гражданские дела
Докладчик Фролкина Светлана Викторовна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № 59-КГ16-3

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Москва 23 мая 2016 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующегоПчелинцевой Л.М.,
судейФролкиной СВ., ЖубринаМ.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании 23 мая 2016 г. гражданское дело по иску Гарбузовой С Н , Ким Г А , действующей от своего имени и в интересах несовершеннолетних Ким В А и Кретинина Д А , к администрации г. Свободного, Министерству социальной защиты населения Амурской области, Министерству строительства и архитектуры Амурской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о признании права на предоставление мер социальной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья за счёт средств федерального бюджета и возложении на Министерство социальной защиты населения Амурской области обязанности включить в список пострадавших в результате чрезвычайной ситуации граждан - получателей социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья за счёт средств федерального бюджета по кассационной жалобе представителя Министерства социальной защиты населения Амурской области Терешонок Е.Ф. на решение Свободненского городского суда Амурской области от 16 апреля 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 29 июня 2015 г., которыми исковые требования удовлетворены частично.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Фролкиной СВ., выслушав объяснения представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по доверенности Калиновой К.В., поддержавшей доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Гарбузова С Николаевна и её дочь Ким Г А , действующая от своего имени и в интересах своих несовершеннолетних детей Ким В А и Кретинина Д А , обратились в суд с иском к администрации г. Свободного, Министерству социальной защиты населения Амурской области, Министерству строительства и архитектуры Амурской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

С учётом заявления об уточнении исковых требований Гарбузова С.Н. и Ким Г.А. просили признать за ними и членами их семьи Ким В.А. и Кретининым Д.А. право на предоставление мер социальной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья за счёт средств федерального бюджета, а также возложить на Министерство социальной защиты населения Амурской области обязанность включить их в список пострадавших в результате чрезвычайной ситуации граждан - получателей социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья за счёт средств федерального бюджета.

В обоснование предъявленных требований Гарбузова С.Н. и Ким Г.А. указали, что они вместе с несовершеннолетними детьми Ким Г.А. - Ким В.А. и Кретининым Д.А. проживают в квартире, принадлежащей на праве собственности Гарбузовой С.Н. и расположенной по адресу: .

В результате чрезвычайной ситуации природного характера - наводнения на территории Амурской области в августе - сентябре 2013 года дом по ул. области попал в зону затопления.

Заключением межведомственной комиссии от 22 января 2015 г. № 541 занимаемое семьёй Гарбузовой С.Н. и Ким Г.А. жилое помещение признано непригодным для проживания вследствие чрезвычайной ситуации.

Министерством социальной защиты населения Амурской области 18 марта 2015 г. Гарбузовой С.Н. возвращены без рассмотрения документы на предоставление социальной выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации в связи с тем, что Указ Президента Российской Федерации от 31 августа 2013 г. № 693, предусматривающий предоставление пострадавшему от наводнения населению мер социальной поддержки, в том числе и на строительство или приобретение жилья, в полном объёме был реализован в течение 2013 - 2014 годов.

Гарбузова С.Н. и Ким Г.А., действующая в своих интересах и в интересах своих несовершеннолетних детей Ким В.А. и Кретинина Д.А., считают незаконным отказ в рассмотрении документов и полагают, что они имеют право на такую меру социальной поддержки, как предоставление денежных средств на строительство или приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, поскольку они постоянно проживают в жилом помещении, признанном в установленном порядке непригодным для проживания вследствие чрезвычайной ситуации - крупномасштабного наводнения на территории Амурской области в августе - сентябре 2013 года.

Решением Свободненского городского суда Амурской области от 16 апреля 2015 г. исковые требования удовлетворены частично. Суд признал за Гарбузовой С.Н. с учётом членов её семьи Ким Г.А., Ким В.А. право на получение социальной выплаты на строительство (приобретение) жилого помещения за счёт средств федерального бюджета. Суд также возложил на Министерство социальной защиты населения Амурской области обязанность включить Гарбузову С.Н., Ким Г.А., Ким В.А. в список пострадавших в результате чрезвычайной ситуации граждан - получателей названной социальной выплаты. В удовлетворении остальной части иска суд отказал. Решение обращено к немедленному исполнению.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 29 июня 2015 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В поданной представителем Министерства социальной защиты населения Амурской области Терешонок Е.Ф. в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации кассационной жалобе ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены указанных судебных постановлений, как незаконных.

По результатам изучения доводов кассационной жалобы 21 января 2016 г.

судьёй Верховного Суда Российской Федерации Фролкиной СВ. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и её же определением от 30 марта 2016 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились Гарбузова С.Н., Ким Г.А., представители администрации г. Свободного, Министерства социальной защиты населения Амурской области, Министерства строительства и архитектуры Амурской области, о причинах неявки не сообщили. Гарбузова С.Н. направила письменные возражения на кассационную жалобу. Судебная коллегия по , гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьёй 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации < (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и письменные возражения на неё Гарбузовой С.Н., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 ГПК РФ).

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что в настоящем деле такого характера существенные нарушения норм материального и процессуального права были допущены судами первой и апелляционной инстанций и выразились в следующем.

Судом при разрешении спора установлено, что распоряжением губернатора Амурской области от 23 июля 2013 г. № 123-р в связи с крупномасштабным наводнением на территории Амурской области был введён режим чрезвычайной ситуации с 20 часов 00 минут 22 июля 2013 г.

Распоряжением главы администрации г. Свободного Амурской области от 5 августа 2013 г. № 522 на территории г. Свободного введён режим чрезвычайной ситуации с 10 часов 30 минут 5 августа 2013 г.

Вследствие наводнения в зоне затопления оказался жилой дом, находящийся по адресу: .

Собственником квартиры 1, расположенной в этом жилом доме, является Гарбузова С.Н. На дату введения режима чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Амурской области в августе - сентябре 2013 года, в принадлежащей Гарбузовой С.Н. квартире были зарегистрированы: с 12 сентября 2002 г. - Гарбузова С.Н., с 25 марта 2013 г. - Ким Г.А. Решением Свободненского городского суда Амурской области от 2 апреля 2015 г. членами семьи Гарбузовой С.Н. признаны её дочь Ким Г.А. и внуки Ким В.А., года рождения, и Кретинин Д.А., года рождения.

Заключением межведомственной комиссии органа местного самоуправления от 22 января 2015 г. № 541 помещение, расположенное по адресу: , признано не соответствующим требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Амурской области в августе - сентябре 2013 года.

Получив указанное заключение, Гарбузова С.Н. обратилась в Министерство социальной защиты населения Амурской области с заявлением о предоставлении ей с учётом членов её семьи меры социальной поддержки в форме социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации.

Уведомлением Министерства социальной защиты населения Амурской области от 18 марта 2015 г. № 06-561 заявление и документы были возвращены Гарбузовой С.Н. без рассмотрения со ссылкой на то, что Указ Президента Российской Федерации от 31 августа 2013 г. № 693, предусматривающий предоставление пострадавшему от наводнения населению мер социальной поддержки, в том числе и на строительство или приобретение жилья, в полном объёме был реализован в течение 2013 - 2014 годов.

Разрешая спор по существу и принимая решение о частичном удовлетворении исковых требований Гарбузовой С.Н. и Ким Г.А., суд первой инстанции и согласившийся с его выводами суд апелляционной инстанции исходили из того, что в настоящее время отсутствуют нормативно-правовые акты, предусматривающие бюджетные обязательства федерального либо регионального бюджета по оказанию мер государственной поддержки в виде социальных выплат на приобретение (строительство) или капитальный ремонт жилых помещений граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области. Однако судебные инстанции полагали, что сохраняют силу положения федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050, и Указа Президента Российской Федерации от 31 августа 2013 г. № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области», которые не исключают возможность оказания в дальнейшем мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации.

Суд апелляционной инстанции дополнительно указал, что к спорным отношениям сторон подлежит применению действовавшее на момент их возникновения постановление Правительства Амурской области от 28 октября 2013 г. № 520, которым были определены условия реализации права граждан, утративших жилые помещения вследствие чрезвычайной ситуации, на получение мер социальной поддержки на цели строительства или приобретения жилья. При этом суд апелляционной инстанции исходил из того, что названное постановление признано утратившим силу с 1 января 2015 г. постановлением Правительства Амурской области от 25 декабря 2014 г., которому обратной силы не придано.

Руководствуясь положениями указанных нормативных актов и установив, что собственник жилого помещения Гарбузова С.Н. и члены её семьи - дочь Ким Г.А., внучка Ким В.А. на момент объявления в Амурской области чрезвычайной ситуации постоянно проживали в жилом помещении, признанном в результате наводнения непригодным для проживания, и иного жилья, пригодного для проживания, не имеют, суды пришли к выводу о том, что они имеют право на получение мер социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья за счёт средств федерального бюджета.

На Министерство социальной защиты населения Амурской области судом возложена обязанность по включению Гарбузовой С.Н., Ким Г.А. и Ким В.А. в список пострадавших в результате чрезвычайной ситуации граждан - получателей социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья за счёт средств федерального бюджет.

В удовлетворении иска в части требований о признании права несовершеннолетнего Кретинина Д.А. на предоставление мер социальной поддержки и включении его в списки пострадавших в результате чрезвычайной ситуации граждан - получателей социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья суд отказал, поскольку на день объявления на территории г. Свободного режима чрезвычайной ситуации (5 августа 2013 г.) в утраченном жилом помещении он постоянно не проживал, так как родился только г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что приведённые выводы судебных инстанций о наличии у Гарбузовой С.Н., Ким Г.А. и Ким В.А. права на получение мер социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья взамен утраченного основаны на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.

Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г.

№ 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ) граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций, на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причинённый их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г.

№ 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации * и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи).

В соответствии с подпунктом «а» статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г . № 68-ФЗ Президент Российской Федерации определяет в соответствии со статьёй 80 Конституции Российской Федерации и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Президентом Российской Федерации в порядке реализации указанных полномочий издан Указ от 31 августа 2013 г. № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области» (далее - Указ Президента РФ от 31 августа 2013 г. № 693).

Подпунктом «д» пункта 2 названного указа в связи с крупномасштабным наводнением на указанных территориях перечисленных выше субъектов Российской Федерации в целях оказания помощи пострадавшему населению, выполнения первоочередных аварийно-спасательных и аварийно- восстановительных работ и нормализации обстановки в этих субъектах Российской Федерации на Правительство Российской Федерации возложена обязанность решить вопрос о выделении средств на строительство нового жилья взамен утраченного гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения, постоянно проживающим в населённых пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющим другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, возложив подтверждение факта отсутствия такого жилья по заявлениям граждан на соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.

Во исполнение Указа Президента РФ от 31 августа 2013 г.

№ 693 Правительство Российской Федерации 12 октября 2013 г. приняло постановление № 923 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Жилище» на 2011-2015 годы» (далее - постановление Правительства РФ от 12 октября 2013 г. № 923), которым в том числе были утверждены Правила предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и Хабаровского края иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года (приложение № 11 (1) к федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы).

Предоставление трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации осуществлялось Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных федеральной целевой программой «Жилище» на 2011 - 2015 годы на цели, указанные в пункте 1 этих правил, и согласно распределению, приведённому в приложении № 4 к данной программе (пункт 4 Правил предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и Хабаровского края иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года).

Одним из условий предоставления Правительством Российской Федерации трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации являлось наличие утверждённого нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядка реализации мер поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими от наводнения, на цели капитального ремонта повреждённого жилья или строительства жилья (пункт 5 Правил предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и Хабаровского края иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года).

Из приведённых нормативных положений в их взаимосвязи следует, что осуществление правового регулирования отношений по предоставлению мер социальной поддержки граждан, лишившихся жилых помещений вследствие чрезвычайной ситуации - крупномасштабного наводнения в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, находится в совместном ведении Российской Федерации и её субъекта - Амурской области. К полномочиям субъекта Российской Федерации Указом Президента РФ от 31 августа 2013 г. № 693, постановлением Правительства РФ от 12 октября 2013 г. № 923 отнесено определение механизма реализации мер социальной поддержки, в том числе такой меры, как предоставление социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья за счёт средств федерального бюджета. При этом наличие утверждённого нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядка реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими от наводнения, является обязательным условием предоставления этому субъекту Российской Федерации межбюджетных трансфертов, то есть условием финансирования таких мероприятий Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31 августа 2013 г. № 693 и постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2013 г. № 923 Правительство Амурской области приняло постановление от 28 октября 2013 г. № 520, пунктом 1 которого были утверждены Правила предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер социальной поддержки на цели строительства или приобретения жилья.

Согласно пункту 1 раздела I этих правил они предусматривали условия и порядок предоставления гражданам, признанным в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер социальной поддержки в виде строительства или приобретения жилья, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, предоставленные в виде иного межбюджетного трансферта.

Право на получение мер социальной поддержки имели граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо расположенных в многоквартирном доме, признанном аварийным, либо утраченных в результате гибели в связи с чрезвычайной ситуацией, являющиеся собственниками утраченных жилых помещений и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, и (или) члены их семей, являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно проживавшие в этих утраченных жилых помещениях на день объявления режима чрезвычайной ситуации и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами (абзац первый пункта 2 раздела I Правил предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер социальной поддержки на цели строительства или приобретения жилья) (в редакции постановления Правительства Амурской области от 10 февраля 2014 г. № 57).

Из раздела II указанных правил следует, что на территории Амурской области органом исполнительной власти, уполномоченным на принятие решений о предоставлении (отказе в предоставлении) социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, является Министерство социальной защиты населения Амурской области.

В связи с завершением в 2014 году мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, утратившим жилые помещения, а также гражданам, являющимся собственниками или нанимателями повреждённых жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года, Правительством Амурской области принято постановление от 25 декабря 2014 г. № 776, которым признано утратившим силу с 1 января 2015 г.

постановление Правительства Амурской области от 28 октября 2013 г. № 520 «Об утверждении Правил предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер социальной поддержки на цели строительства или приобретения жилья».

Таким образом, с 1 января 2015 г. в Амурской области отсутствует утвержденный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядок реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими от наводнения.

Поскольку обращение Гарбузовой С.Н. в Министерство социальной защиты населения Амурской области с заявлением о предоставлении её семье меры социальной поддержки в форме социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации имело место после 1 января 2015 г., то есть после отмены нормативного правового акта субъекта Российской Федерации (Амурской области), устанавливающего порядок реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в предусмотренном законодательством порядке пострадавшими от наводнения, и, соответственно, после окончания финансирования таких мероприятий из федерального бюджета, то у суда не имелось правовых оснований для признания за Гарбузовой С.Н. с учётом членов её семьи Ким Г.А., Ким В.А. права на получение социальной выплаты на строительство (приобретение) жилого помещения за счёт средств федерального бюджета.

Выводы же судов первой и апелляционной инстанций о том, что положения федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050, и Указа Президента Российской Федерации от 31 августа 2013 г. № 693 сохраняют силу и не исключают возможность оказания социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, основаны на ошибочном толковании норм как федерального, так и регионального законодательства, подлежащих применению к спорным отношениям в их системной взаимосвязи.

Согласно приложению № 4 к федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы финансирование мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года, осуществлялось только в 2013 и 2014 годах, в 2015 году финансирование этих мероприятий не производилось.

Действующая в настоящее время федеральная целевая программа «Жилище» на 2015-2020 годы (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 2015 г. № 889) финансирование мероприятий такого направления также не предусматривает.

Судебные инстанции не учли, что федеральной целевой программой «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050, и Указом Президента Российской Федерации от 31 августа 2013 г. № 693 в отсутствие установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (в данном случае Амурской области) порядка реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими от наводнения, не предусмотрена возможность предоставления мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации.

Следовательно, ввиду прекращения действия с 1 января 2015 г.

постановления Правительства Амурской области от 28 октября 2013 г. № 520 «Об утверждении Правил предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер социальной поддержки на цели строительства или приобретения жилья», то есть нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, устанавливающего порядок реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в предусмотренном законодательством порядке пострадавшими от наводнения, у судебных инстанций не имелось оснований и для возложения на Министерство социальной защиты населения Амурской области обязанности по включению Гарбузовой С.Н., Ким Г.А. и Ким В.А. в списки пострадавших граждан для получения социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья за счёт средств федерального бюджета, поскольку полномочиями по принятию решений о предоставлении (отказе в предоставлении) гражданам таких выплат Министерство было наделено именно в соответствии с названным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Судами при рассмотрении дела также допущены существенные нарушения норм процессуального права.

Принимая решение об удовлетворении исковых требований Гарбузовой С.Н. и Ким Г.А., суд первой инстанции обратил его к немедленному исполнению.

Согласно статье 211 ГПК РФ немедленному исполнению подлежит судебный приказ или решение суда о взыскании алиментов, выплате работнику заработной платы в течение трёх месяцев, восстановлении на работе, включении гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума.

Часть 1 статьи 212 ГПК РФ предусматривает, что суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда.

Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении» разъяснено, что обращение решения к немедленному исполнению по основаниям, указанным в статье 212 ГПК РФ, возможно только по просьбе истца. В таких случаях выводы суда о необходимости обращения решения к немедленному исполнению должны быть обоснованы достоверными и достаточными данными о наличии особых обстоятельств, вследствие которых замедление исполнения решения может привести к значительному ущербу для взыскателя или невозможности его исполнения.

Между тем в материалах дела не имеется заявления Гарбузовой С.Н. и Ким Г.А. об обращении решения к немедленному исполнению со ссылкой на наличие особых обстоятельств, которые при промедлении исполнения решения суда могли бы повлечь причинение им значительного ущерба или невозможность исполнения решения. Судом в решении не приведены мотивы, по которым оно обращено к немедленному исполнению, какие-либо выводы суда, обосновывающие необходимость таких действий суда и подтвержденные соответствующими доказательствами, отсутствуют.

Поскольку решение суда по данной категории дел не входит в содержащийся в статье 211 ГПК РФ перечень решений, подлежащих немедленному исполнению, а наличие особых обстоятельств, влекущих значительный ущерб или невозможность исполнения решения, не было установлено в суде, то оснований для обращения решения к немедленному исполнению в данном случае у Свободненского городского суда Амурской области не имелось.

С учётом изложенного решение Свободненского городского суда Амурской области от 16 апреля 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 29 июня 2015 г., оставившее его без изменения, нельзя признать законными, они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя кассационной жалобы, что согласно статье 387 ГПК РФ является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Гарбузовой С.Н. и Ким Г.А. Руководствуясь статьями 387, 388, 390 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Свободненского городского суда Амурской области от 16 апреля 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 29 июня 2015 г. отменить.

Принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении иска Гарбузовой С Н , Ким Г А , действующей от своего имени и в интересах несовершеннолетних Ким В А и Кретинина Д А к администрации г. Свободного, Министерству социальной защиты населения Амурской области, Министерству строительства и архитектуры Амурской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о признании права на предоставление мер социальной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья за счёт средств федерального бюджета и возложении на Министерство социальной защиты населения Амурской области обязанности включить в список пострадавших в результате чрезвычайной ситуации граждан - получателей социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья за счёт средств федерального бюджета.

Председательствующий Судьи

Статьи законов по Делу № 59-КГ16-3

ГПК РФ Статья 387. Основания для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке
ГПК РФ Статья 211. Решения суда, подлежащие немедленному исполнению
ГПК РФ Статья 212. Право суда обратить решение к немедленному исполнению
ГПК РФ Статья 385. Извещение лиц, участвующих в деле, о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции
Статья 80. Президент Российской Федерации является главой государства
ГПК РФ Статья 388. Постановление или определение суда кассационной инстанции
ГПК РФ Статья 390. Полномочия суда кассационной инстанции

Производство по делу

Договор-Юрист
— это юристы, кодексы и бланки

Команда Договор-Юрист.Ру предлагает вашему вниманию набор актуальных юридических документов и договоров для работы с физическими и юридическими лицами.

Типовые договорыТиповые договоры

Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх