Дело № 6-КГ16-6

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 16 мая 2016 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по гражданским делам, кассация
Категория Гражданские дела
Докладчик Гуляева Галина Александровна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № 6-КГ16-6

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Москва 16 мая 2016 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующегоПчелинцевой Л.М.,
судейГуляевой Г.А., Фролкиной СВ.

рассмотрела в открытом судебном заседании 16 мая 2016 г. гражданское дело по иску Юрцевой Л В к Военному комиссариату Рязанской области о признании права на получение пенсии и понуждении к её выплате по кассационной жалобе начальника центра социального обеспечения Военного комиссариата Рязанской области Резина А.А. на решение Советского районного суда г. Рязани от 21 июля 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Рязанского областного суда от 30 сентября 2015 г., которыми заявленные исковые требования удовлетворены частично.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А., выслушав объяснения представителя Военного комиссариата Рязанской области Соболевой В.В., поддержавшей доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Юрцева Л В обратилась в суд с иском к Военному комиссариату Рязанской области о признании права на получение пенсии по случаю потери кормильца и понуждении к её выплате.

В обоснование исковых требований Юрцева Л.В. указала, что она является гражданкой Республики Беларусь и постоянно проживает на территории Российской Федерации. С 1 июля 2013 г. Юрцева Л.В. получает пенсию по случаю потери кормильца как вдова военнослужащего, указанная пенсия назначена ей ответчиком с момента получения вида на жительство на территории Российской Федерации.

По мнению Юрцевой Л.В., пенсия по случаю потери кормильца должна быть назначена ей Военным комиссариатом Рязанской области с момента постановки её на регистрационный учёт на территории Российской Федерации, то есть с 1 декабря 2012 г. При обращении в 2014 году к ответчику с заявлением о выплате пенсии по случаю потери кормильца за период с 1 декабря 2012 г. по 30 июня 2013 г. Юрцевой Л.В. был дан ответ об отсутствии предусмотренных законом оснований для назначения ей такой пенсии с 1 декабря 2012 г., в связи с чем Юрцева Л.В. просила суд признать за ней право на назначение пенсии по потере кормильца с 1 декабря 2012 г., обязать Военный комиссариат Рязанской области выплатить ей пенсию за период с 1 декабря 2012 г. по 30 июня 2013 г. и установить ответчику срок для совершения указанных действий.

Представитель ответчика исковые требования не признал.

Решением Советского районного суда г. Рязани от 21 июля 2015 г.

исковые требования Юрцевой Л.В. удовлетворены частично. Суд возложил на Военный комиссариат Рязанской области обязанность начислить и выплатить Юрцевой Л.В. пенсию по случаю потери кормильца на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» с 1 января по 30 июня 2013 г. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Рязанского областного суда от 30 сентября 2015 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе начальника центра социального обеспечения Военного комиссариата Рязанской области Резина А.А. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены указанных судебных постановлений.

По результатам изучения доводов кассационной жалобы начальника центра социального обеспечения Военного комиссариата Рязанской области 27 января 2016 г. судьёй Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и её же определением от 8 апреля 2016 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Истец Юрцева Л.В., надлежащим образом извещённая о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явилась, сведений о причинах неявки не представила, в связи с чем Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьёй 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в её отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены такого рода существенные нарушения норм права, выразившиеся в следующем.

Судом установлено, что Юрцева Л.В. является гражданкой Республики Беларусь и получателем пенсии по случаю потери кормильца как вдова военнослужащего. В связи с переездом на постоянное место жительство на территорию Российской Федерации в 2012 году Юрцева Л.В. снята с регистрационного учёта по месту жительства в Республике Беларусь, а также с 1 декабря 2012 г. Военным комиссариатом Гродненской области Республики Беларусь ей прекращена выплата пенсии по случаю потери кормильца.

Судом также установлено, что 12 июля 2013 г. Управлением Федеральной миграционной службы России по Рязанской области Юрцевой Л.В. выдан вид на жительство иностранного гражданина.

С 1 июля 2013 г. Военным комиссариатом Рязанской области Юрцевой Л.В. назначена и выплачивается пенсия по случаю потери кормильца на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей».

Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования Юрцевой Л.В., суд первой инстанции со ссылкой на Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 г., Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и письмо Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 г. № 1-369-18 «О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств, ранее входивших в состав СССР» пришёл к выводу о наличии оснований для признания за истцом права на назначение пенсии по случаю потери кормильца не с момента получения ею вида на жительство на территории Российской Федерации, а ранее - за 6 месяцев до месяца получения ею вида на жительство.

С таким выводом суда первой инстанции согласилась судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что данный вывод судов первой и апелляционной инстанций основан на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.

В соответствии со статьёй 4 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей» пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).

Согласно статье 2 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного законодательства от 13 марта 1992 г. пенсионное обеспечение военнослужащих Вооружённых Сил государств - участников Содружества и порядок выделения средств на их пенсионное обеспечение регулируются специальными соглашениями.

Статьёй 1 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 г. предусмотрено, что пенсионное обеспечение и обязательное государственное страхование военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества и других воинских формирований, созданных законодательными органами этих государств, Объединенных Вооруженных Сил Содружества, Вооруженных Сил и иных воинских формирований бывшего Союза ССР, а также пенсионное обеспечение семей этих военнослужащих осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие и их семьи; а до принятия этими государствами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего Союза ССР. При этом уровень пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей, устанавливаемый законодательством государств - участников в соответствии с Соглашением о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 г., не может быть ниже уровня, установленного ранее законодательными и другими нормативными актами бывшего Союза ССР.

Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, - на тех же основаниях, что и граждане Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или международными договорами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 23 названного Федерального закона пенсия, предусмотренная настоящим Федеральным законом, независимо от её вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на неё.

Таким образом для возникновения у иностранных граждан права на пенсионное обеспечение на основании законодательства Российской Федерации необходимым условием является факт постоянного проживания данного лица на её территории.

Согласно абзацу 7 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» документом, выданным иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, является вид на жительство.

Из содержания приведённых нормативных положений следует, что обязательным условием для установления факта постоянного проживания на территории Российской Федерации и приобретения права на пенсионное обеспечение на её территории иностранным гражданином является получение им в установленном порядке вида на жительство.

Как установлено судом и следует из материалов дела, вид на жительство выдан Юрцевой Л.В. уполномоченным органом 13 июля 2013 г., с 1 июля 2013 г. ответчиком ей назначена и выплачивается пенсия по случаю потери кормильца на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г.

№ 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей».

При указанных обстоятельствах Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации признаёт незаконным вывод суда об обязании Военного комиссариата Рязанской области начислить и выплатить истцу пенсию по случаю потери кормильца с 1 января по 30 июня 2013 г., то есть за 6 месяцев до месяца получения Юрцевой Л.В. вида на жительство на территории Российской Федерации, поскольку признание за иностранным гражданином права на пенсионное обеспечение при отсутствии у него документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории Российской Федерации (вида на жительство), противоречит положениям приведённого выше законодательства.

Ссылка суда первой инстанции в обоснование удовлетворения требований Юрцевой Л.В. на письмо Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 г. № 1-369-18, разъясняющее порядок пенсионного обеспечения граждан, прибывших на территорию Российской Федерации из государств, ранее входивших в состав СССР, Судебная коллегия считает необоснованной, поскольку указанное письмо разъясняет порядок назначения трудовой пенсии указанной категории граждан.

Юрцева Л.В. является получателем пенсии по случаю потери кормильца как вдова военнослужащего.

Между тем, пенсионное обеспечение военнослужащих Вооружённых Сил государств - участников Содружества Независимых Государств, а также членов их семей и порядок выделения средств на их пенсионное обеспечение регулируются нормами специального законодательства (Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей», Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).

В связи с изложенным решение суда первой инстанции и определение суда апелляционной инстанции, оставившее его без изменения, нельзя признать законными. Они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, судами первой и апелляционной инстанций установлены, Судебная коллегия находит возможным, отменяя судебные постановления и не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Юрцевой Л.В. отказать в полном объёме.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь ст. 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

определила:

решение Советского районного суда г. Рязани от 21 июля 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Рязанского областного суда от 30 сентября 2015 г. отменить.

Принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований Юрцевой Л В к Военному комиссариату Рязанской области об обязании начислить и выплатить пенсию по случаю потери кормильца за период с 1 января по 30 июня 2013 г.

Председательствующий Судьи

Статьи законов по Делу № 6-КГ16-6

ГПК РФ Статья 387. Основания для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке
ГПК РФ Статья 388. Постановление или определение суда кассационной инстанции
ГПК РФ Статья 390. Полномочия суда кассационной инстанции
ГПК РФ Статья 385. Извещение лиц, участвующих в деле, о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции

Производство по делу

Договор-Юрист
— это юристы, кодексы и бланки

Команда Договор-Юрист.Ру предлагает вашему вниманию набор актуальных юридических документов и договоров для работы с физическими и юридическими лицами.

Типовые договорыТиповые договоры

Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх