Дело № 60-АПГ13-6

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 31 июля 2013 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, апелляция
Категория Административные дела
Докладчик Пирожков Валентин Николаевич
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № 60-АПГ13-6

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Москва 31 июля 2013 г.

 

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Пирожкова В.Н.
судей Борисовой Л.В., Ксенофонтовой О.А.
при секретаре Строилове А.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Рукина М.И. на решение Камчатского краевого суда от 22 апреля 2013 года по гражданскому делу по заявлениям Рукина М.И. и Чегликовой Т.В. о признании незаконным бездействия Собрания депутатов Корякского сельского поселения, возложении обязанности на Собрание депутатов Корякского сельского поселения назначить дату и провести досрочные выборы главы Корякского сельского поселения.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Пирожкова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Рукин М.И. и Чегликова Т.В. обратились в Камчатский краевой суд с заявлениями об обеспечении конституционных прав избирать и быть избранным в органы местного самоуправления, в которых просили признать незаконным бездействие Собрания депутатов Корякского сельского поселения, возложить обязанность на Собрание депутатов Корякского сельского поселения назначить дату проведения внеочередных выборов главы Корякского сельского поселения в 2013 году, определить порядок их проведения. 2 Решением Камчатского краевого суда от 22 апреля 2013 года заявления Рукина М.И. и Чегликовой Т.В. оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе Рукиным М.И. ставится вопрос об отмене решения и вынесении нового решения об удовлетворении требований в полном объёме.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований не согласиться с мнением суда, основанным на фактических обстоятельствах и действующем законодательстве.

Как следует из обстоятельств дела, в соответствии с решением Собрания депутатов Корякского сельского поселения от 8 ноября 2012 года № 95 принята отставка главы Корякского сельского поселения Шалаева Н.В. и его полномочия досрочно прекращены с 9 ноября 2012 года.

Согласно действовавшему на момент принятия отставки главы поселения Уставу Корякского сельского поселения глава поселения избирается на муниципальных выборах гражданами, проживающими на территории Корякского сельского поселения и обладающими избирательным правом, на основании всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет (часть 2 статьи 35). В случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, досрочные выборы главы муниципального образования проводятся в сроки, установленные федеральным законом (часть 3 статьи 37).

Решением Собрания депутатов Корякского сельского поселения от 9 января 2013 года № 114 досрочные выборы главы Корякского сельского поселения были назначены на 31 марта 2013 года.

Решением Собрания депутатов Корякского сельского поселения от 15 января 2013 года № 116 решение о назначении досрочных выборов отменено.

Решением Собрания депутатов Корякского сельского поселения от 21 января 2013 года принят муниципальный правовой акт о внесении изменений в Устав Корякского сельского поселения, который был зарегистрирован в Управлении Министерства Юстиции Российской Федерации по Камчатскому краю и опубликован в информационном бюллетене «Елизовский вестник» от 1 февраля 2013 года, № 4 (93).

В соответствии с изменениями, внесёнными в Устав, глава Корякского сельского поселения избирается Собранием депутатов Корякского сельского поселения из числа депутатов, тайным голосованием на срок полномочий данного состава Собрания депутатов и исполняет полномочия председателя Собрания депутатов.

В случае внесения изменений и дополнений в Устав Корякского сельского поселения, предусматривающих избрание главы Корякского сельского поселения представительным органом Корякского сельского поселения из своего состава, выборы главы Корякского сельского поселения не назначаются и не проводятся, если муниципальный правовой акт о внесении указанных изменений и дополнений в Устав Корякского сельского поселения вступил в силу до 3 наступления даты, начиная с которой представительный орган Корякского сельского поселения был бы вправе принять решение о назначении выборов главы Корякского сельского поселения в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (часть 4 статьи 37).

Таким образом, с учетом внесенных в Устав Корякского сельского поселения изменений, глава Корякского сельского поселения избирается Собранием депутатов Корякского сельского поселения из своего состава, а не на муниципальных выборах.

2 февраля 2013 года Собранием депутатов Корякского сельского поселения было принято решение № 124 «Об избрании главы Корякского сельского поселения из состава депутатов Собрания депутатов Корякского сельского поселения», согласно которому по итогам тайного голосования главой Корякского сельского поселения избран Липатов А.Ю. Данным решением установлено, что оно вступает в силу с момента принятия.

Отказывая в удовлетворении требований, суд обоснованно пришёл к выводу о том, что после вступления в силу муниципального правового акта о внесении изменений в Устав Корякского сельского поселения, то есть после 1 февраля 2013 года вопрос об избрании главы поселения разрешается в ином порядке, а потому Собрание депутатов Корякского сельского поселения и Елизовская территориальная избирательная комиссия не вправе принимать решения о назначении выборов главы Корякского сельского поселения, на чем настаивает заявитель.

Приведённый вывод согласуется с предписаниями федерального законодательства, регулирующего спорное правоотношение.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона от 26 ноября 1996 года № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (с изменениями и дополнениями) в случаях установления нарушений конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления по основаниям, перечисленным в пункте 1 статьи 1 указанного Федерального закона, порядок назначения выборов выборных должностных лиц местного самоуправления определяется решением суда общей юрисдикции в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Согласно статье 10 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в случае досрочного прекращения полномочий органов или депутатов, указанных в пункте 3 названной статьи, влекущего за собой неправомочность органа, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий (часть 4). 4 Решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. При назначении досрочных выборов сроки, указанные в данном пункте, а также сроки осуществления иных избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть (часть 7). Если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в сроки, предусмотренные пунктом 7 этой статьи, а также если уполномоченный на то орган или должностное лицо отсутствует, выборы назначаются в органы местного самоуправления соответствующей избирательной комиссией не позднее чем за 70 дней до дня голосования (часть 8). Если соответствующая избирательная комиссия не назначит в установленный пунктом 8 данной статьи срок выборы органов или депутатов либо если такая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом, соответствующий суд общей юрисдикции по заявлениям избирателей, избирательных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора может определить срок, не позднее которого уполномоченный на то орган или должностное лицо, а в случае их отсутствия соответствующая избирательная комиссия должны назначить выборы (часть 9).

Аналогичные положения содержатся в главе 2 закона Камчатского края № 130 от 22 сентября 2008 года «О выборах глав муниципальных образований в Камчатском крае».

Статьёй 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава (пункт 1 части 2). В случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, избранного на муниципальных выборах, досрочные выборы главы муниципального образования проводятся в сроки, установленные Федеральным законом (части 8). В случае внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования, предусматривающих избрание главы муниципального образования представительным органом муниципального образования из своего состава, выборы главы муниципального образования не назначаются и не проводятся, если муниципальный правовой акт о внесении указанных изменений и дополнений в устав муниципального образования вступил в силу до наступления даты, начиная с которой представительный орган муниципального образования был бы вправе принять решение о назначении выборов главы муниципального образования в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67- ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (часть 9).

На основе надлежащего анализа указанного выше законодательства и с учётом обстоятельств дела суд сделал правильный вывод о том, что оснований для назначения досрочных выборов главы Корякского сельского поселения не имеется, поскольку акт о внесении изменений в Устав Корякского сельского 5 поселения, касающийся избрания главы сельского поселения из числа депутатов, вступил в силу до наступления даты, с которой представительный орган муниципального образования был бы вправе принять решение о назначении выборов главы муниципального образования. Кроме того, на момент рассмотрения дела глава Корякского сельского поселения уже избран из числа депутатов Корякского сельского поселения в порядке, определенном Уставом Корякского сельского поселения, действовавшим на момент проведения выборов.

Мотивы, по которым суд пришел к соответствующим выводам, исчерпывающим образом изложены в оспариваемом судебном постановлении и являются обоснованными.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.

Доводы апелляционной жалобы Рукина М.И. являлись предметом проверки и правовой оценки суда первой инстанции и по мотивам, приведённым в решении, были отвергнуты. Оснований не согласиться с выводами в решении суда Судебная коллегия не имеет.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Камчатского краевого суда от 22 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Рукина М.И. - без удовлетворения.

Статьи законов по Делу № 60-АПГ13-6

ГПК РФ Статья 328. Полномочия суда апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 329. Постановление суда апелляционной инстанции

Производство по делу

Договор-Юрист
— это юристы, кодексы и бланки

Команда Договор-Юрист.Ру предлагает вашему вниманию набор актуальных юридических документов и договоров для работы с физическими и юридическими лицами.

Типовые договорыТиповые договоры

Загрузка
Наверх