Дело № 64-АПГ12-10

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 5 октября 2012 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, апелляция
Категория Административные дела
Докладчик Калинина Людмила Александровна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №64-АПГ12-10

от 5 октября 2012 года

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе регионального отделения Всероссийской политической партии ПАРТИЯ ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ! в Сахалинской области на решение Сахалинского областного суда от 17 сентября 2012 г. об отказе региональному отделению Всероссийской политической партии ПАРТИЯ ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ! в Сахалинской области в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления избирательной комиссии Сахалинской области от 5 сентября 2012 г. № 55/482 в части исключения из списка кандидатов в депутаты Сахалинской областной Думы шестого созыва

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л. А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

постановлением Сахалинской областной Думы от 12 июля 2012 года №11/12/259-5 назначены выборы депутатов Сахалинской областной Думы шестого созыва на 14 октября 2012 г.

Постановлением избирательной комиссии Сахалинской области от 5 сентября 2012 г. № 55/482 шесть кандидатов в депутаты Сахалинской

областной Думы шестого созыва, в том числе Рукавишникова Татьяна Николаевна, исключены из списка кандидатов в депутаты, выдвинутого региональным отделением Всероссийской политической партии ПАРТИЯ ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ! в Сахалинской области.

Региональное отделение Всероссийской политической партии ПАРТИЯ ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ! в Сахалинской области обратилось в Сахалинский областной суд с заявлением о признании незаконным данного постановления избирательной комиссии Сахалинской области и отмене в части исключения из списка кандидатов в депутаты Сахалинской областной

Думы шестого созыва кандидата Рукавишниковой

просило обратить решение суда к немедленному исполнению.

Решением Сахалинского областного суда от 17 сентября 2012 г. заявление регионального отделения Всероссийской политической партии ПАРТИЯ ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ! в Сахалинской области оставлено без удовлетворения.

В апелляционной жалобе региональное отделение Всероссийской политической партии ПАРТИЯ ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ! в Сахалинской области просит решение суда первой инстанции отменить, как постановленное с нарушением материального и процессуального права, вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований.

Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, избирательной комиссией Сахалинской области, прокуратурой Сахалинской области в апелляционную инстанцию представлены возражения.

Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение не подлежащим отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьёй 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Выводы Сахалинского областного суда о правомерности исключения кандидата в депутаты Сахалинской областной Думы шестого созыва из заверенного списка кандидатов Рукавишниковой Т.Н., выдвинутого региональным отделением Всероссийской политической партии ПАРТИЯ ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ! в Сахалинской области, соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, оценёнными судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаны на правильном толковании материального закона, регулирующего спорное правоотношение.

В соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2012 г. № 67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные данным Федеральным законом, иным законом, после поступления в комиссию заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному

округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным на то уставом политической партии, иного общественного объединения постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.

Список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, представляется в избирательную комиссию, организующую выборы, вместе с документами, указанными в пунктах 2 и 3 статьи 33 названного Федерального закона (пункт 14 статьи 35 поименованного Федерального закона).

Как видно из текста федеральных норм, законодатель не делает исключений для кандидатов, выдвинутых избирательным объединением по представлению в избирательную комиссию, документов подтверждающих принадлежность кандидата в депутаты к политической партии либо к иному общественному объединению.

Регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, приведённых в пунктах 2 и 3 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов (пункт 1 статьи 38 указанного Федерального закона).

Аналогичные нормы изложены в части 3 статьи 22, пункте 1 части 8 статьи 24, пункте 7 части 8 статьи 29 Закона Сахалинской области от 10 апреля 2008 г. №22-30 «О выборах депутатов Сахалинской областной Думы».

Судом установлено, что 13 августа 2012 г. региональным отделением Всероссийской политической партии ПАРТИЯ ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ! в Сахалинской области представлены в избирательную комиссию Сахалинской области документы по выдвижению списка кандидатов в депутаты Сахалинской областной Думы шестого созыва по единому избирательному округу и кандидатов по одномандатным избирательным округам.

Список кандидатов в депутаты Сахалинской областной Думы шестого созыва в количестве 53 человек, выдвинутый региональным отделением Всероссийской политической партии ПАРТИЯ ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ! в Сахалинской области, заверен постановлением избирательной комиссии Сахалинской области от 15 августа 2012 г. № 49/420. В составе данного списка под номером 2 в региональной группе № 2 указана Рукавишникова Т.Н.

27 августа 2012 г. региональным отделением Всероссийской политической партии ПАРТИЯ ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ! в Сахалинской области представлены в избирательную комиссию Сахалинской области документы на регистрацию списка кандидатов в депутаты Сахалинской областной Думы шестого созыва, из которых следовало, что Рукавишникова Т.Н. является членом Сахалинской общественной организации «Совесть», а также её председателем. В заявлении Рукавишниковой Т.Н. о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Сахалинской областной Думы шестого созыва также подчёркивалась её принадлежность к Сахалинской региональной общественной организации «Совесть» и статус председателя этого общественного объединения. Однако официально заверенного постоянно действующим руководящим органом общественного объединения либо уполномоченным на то уставом общественного объединения постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения общественного объединения документ, подтверждающий принадлежность Рукавишниковой Т.Н. к Сахалинской региональной общественной организации «Совесть», а также статус в ней, в избирательную комиссию Сахалинской области не представлен. Данный факт представитель заявителя и Рукавишникова Т.Н. в судебном заседании не оспаривали.

На момент принятия решения о регистрации списка кандидатов в депутаты Сахалинской областной Думы шестого созыва, выдвинутого региональным отделением Всероссийской политической партии ПАРТИЯ ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ! в Сахалинской области, в отношении кандидата Рукавишниковой Т.Н. такой документ в Сахалинской избирательной комиссии отсутствовал.

Очевидно, что при таких обстоятельствах, суд справедливо расценил отсутствие такого документа как нарушение требований закона к порядку выдвижения и регистрации кандидата в депутаты и, как следствие, признал правомерным исключение избирательной комиссией Сахалинской области Рукавишниковой Т.Н. из списка кандидатов в депутаты Сахалинской областной Думы шестого созыва, выдвинутого региональным отделением

Всероссийской политической партии ПАРТИЯ ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ! в Сахалинской области по единому избирательному округу.

В силу подпункта «ж» пункта 26 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2012 г. № 67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, необходимых в соответствии с названным Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, включённого в список кандидатов является правовым основанием исключения кандидата из заверенного списка кандидатов.

Что же касается доводов, изложенных в апелляционной жалобе представителя регионального отделения Всероссийской политической партии ПАРТИЯ ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ! в Сахалинской области и сводящихся к тому, что выводы суда первой инстанции о законности оспариваемого им постановления избирательной комиссии Сахалинской области сделаны без учёта того, что в данном постановлении не указано какие документы не были представлены в избирательную комиссию Сахалинской области избирательным объединением по кандидату Рукавишниковой Т.Н.; что избирательная комиссия Сахалинской области не уведомила избирательное объединение о выявленных недостатках в документах в отношении Рукавишниковой Т.Н., то они не могут повлиять на отмену решения в апелляционной инстанции.

Все эти доводы были предметом судебной оценки, что нашло отражение в судебном решении. Судебная коллегия соглашается с тем, что оспариваемое заявителем постановление избирательной комиссии Сахалинской области является мотивированным и обоснованным. Действительно, из текста данного постановления прямо следует, что основанием для исключения Рукавишниковой Т.Н. из заверенного списка кандидатов, выдвинутого региональным отделением Всероссийской политической партии ПАРТИЯ ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ! в Сахалинской области, явилось отсутствие документов, необходимых для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидатов, включённых в список кандидатов.

Тот факт, что региональное отделение Всероссийской политической партии ПАРТИЯ ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ! в Сахалинской области не было извещено избирательной комиссией Сахалинской области о выявленных ею недостатках в документах относительно Рукавишниковой Т.Н., не свидетельствует о незаконности оспариваемого постановления, поскольку как правильно указано судом, федеральным законодателем на избирательную комиссию возложена обязанность уведомлять кандидата в депутаты о выявленной неполноте сведений в представленных им в избирательную комиссию документах.

Такой вывод суда в полной мере согласуется с предписаниями пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», устанавливающей требования к регистрации кандидатов в депутаты, списков кандидатов в депутаты.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Сахалинского областного суда от 17 сентября 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу регионального отделения Всероссийской политической партии ПАРТЩ ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ! в Сахалинской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Статьи законов по Делу № 64-АПГ12-10

ГПК РФ Статья 67. Оценка доказательств
ГПК РФ Статья 199. Составление решения суда
ГПК РФ Статья 328. Полномочия суда апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 329. Постановление суда апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 330. Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх