Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 64-АПГ13-7

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 21 августа 2013 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, апелляция
Категория Административные дела
Докладчик Калинина Людмила Александровна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №64-АПГ13-7

от 21 августа 2013 года

 

рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционному представлению участвующего в деле прокурора Сахалинской области Кисленко И.Л. на решение Сахалинского областного суда от 15 мая 2013 года об отказе в удовлетворении заявления прокурора Сахалинской области о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента вступления решения суда в законную силу подпунктов 2.1 и 2.2 пункта 2 приказа региональной энергетической комиссии Сахалинской области от 28 декабря 2012 года №102-окк «Об установлении тарифов на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения) ООО «Сахалинская Газовая Энергетическая компания» муниципального образования городской округ «Город Южно-Сахалинск» в части установления тарифов на январь 2013 года; подпунктов 2.1 и 2.2 пункта 2 приказа региональной энергетической комиссии Сахалинской области от 28 декабря 2012 года № 99-окк «Об установлении тарифов на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения) ЗАО «Тепло» муниципального образования «Томаринский городской округ» в части установления тарифов на январь 2013 года; подпунктов 2.1 и 2.2 пункта 2 приказа региональной энергетической комиссии Сахалинской области от 28 декабря 2012 года № 100-окк «Об установлении тарифов на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения) ОАО «Сахалинская Коммунальная Компания» муниципального образования городской округ

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Хвалиной Е.А., полагавшей решение законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

28 декабря 2012 года региональной энергетической комиссией Сахалинской области издан приказ №102-окк «Об установлении тарифов на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения) ООО «Сахалинская Газовая Энергетическая компания» муниципального образования городской округ «Город Южно-Сахалинск», который размещён на официальном сайте региональной энергетической комиссии Сахалинской области 29 декабря 2012 года и опубликован 16 марта 2013 года в газете «Губернские ведомости», № 46 (4214) (далее -Приказ РЭК №102-окк).

Пунктом 1 данного приказа согласована производственная программа ООО «Сахалинская Газовая Энергетическая компания» муниципального образования городской округ «Город Южно-Сахалинск» в сфере горячего водоснабжения с использованием открытой системы горячего водоснабжения (теплоснабжения). Пунктом 2 приказа признаны соответствующими критериям доступности товаров и услуг организаций коммунального комплекса и установлены следующие тарифы ООО «Сахалинская Газовая Энергетическая компания» муниципального образования городской округ «Город Южно-Сахалинск» на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения) с календарной разбивкой: для населения планировочного района Хомутово-2 (с учётом НДС) в период с 1 января 2013 года по 30 июня 2013 года - 125,87 руб./куб.м; в период с 1 июля 2013 года по 31 декабря 2013 года - 140,97 руб./куб.м (пункт 2.1); для иных потребителей планировочного района Хомутово-2 (без НДС): в период с 1 января 2013 года по 30 июня 2013 года - 213,54 руб./куб.м; в период с 1 июля 2013 года по 31 декабря 2013 года -230,66 руб./куб.м. (пункт 2.2).

28 декабря 2012 года региональной энергетической комиссией Сахалинской области издан приказ №99-окк «Об установлении тарифов на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения) ЗАО «Тепло» муниципального образования «Томаринский городской округ» Сахалинской области», который размещён на официальном сайте региональной энергетической комиссии Сахалинской области 29 декабря 2012 года и опубликован 16 марта 2013 года в газете «Губернские ведомости», № 46 (4214) (далее - Приказ РЭК №99-окк).

Пунктом 1 данного приказа согласована производственная программа ЗАО «Тепло» муниципального образования «Томаринский городской округ»

Сахалинской области в сфере горячего водоснабжения с использованием открытой системы горячего водоснабжения (теплоснабжения). Пунктом 2 приказа признаны соответствующими критериям доступности товаров и услуг организаций коммунального комплекса и установлены следующие тарифы ЗАО «Тепло» муниципального образования «Томаринский городской округ» Сахалинской области на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения) с календарной разбивкой: для населения города Томари (с учётом НДС) в период с 1 января 2013 года по 30 июня 2013 года - 118,66 руб./куб.м; в период с 1 июля 2013 года по 31 декабря 2013 года - 132,89 руб./куб.м (пункт 2.1); для иных потребителей города Томари (без НДС): в период с 1 января 2013 года по 30 июня 2013 года - 251,09 руб./куб.м; в период с 1 июля 2013 года по 31 декабря 2013 года -268,21 руб./куб.м. (пункт 2.2).

28 декабря 2012 года региональной энергетической комиссией Сахалинской области издан приказ № 100-окк «Об установлении тарифов на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения) ОАО «Сахалинская Коммунальная Компания» муниципального образования городской округ «Город Южно-Сахалинск», который размещён на официальном сайте региональной энергетической комиссии Сахалинской области 29 декабря 2012 года и опубликован 16 марта 2013 года в газете «Губернские ведомости», № 46 (4214) (далее - Приказ РЭК № 100-окк).

Пунктом 1 этого приказа согласована производственная программа ОАО «Сахалинская Коммунальная Компания» муниципального образования городской округ «Город Южно-Сахалинск» в сфере горячего водоснабжения с использованием открытой системы горячего водоснабжения (теплоснабжения). Пунктом 2 приказа признаны соответствующими критериям доступности товаров и услуг организаций коммунального комплекса и установлены следующие тарифы ОАО «Сахалинская Коммунальная Компания» муниципального образования городской округ «Город Южно-Сахалинск» на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения) с календарной разбивкой: для населения (с учётом НДС) в период с 1 января 2013 года по 30 июня 2013 года - 125,11 руб./куб.м; в период с 1 июля 2013 года по 31 декабря 2013 года - 137,36 руб./куб.м (пункт 2.1); для иных потребителей (без НДС): в период с 1 января 2013 года по 30 июня 2013 года - 106,03 руб./куб.м; в период с 1 июля 2013 года по 31 декабря 2013 года -118,95 руб./куб.м. (пункт 2.2).

16 апреля 2013 года прокурор Сахалинской области обратился в Сахалинский областной суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента вступления решения суда в законную силу подпунктов 2.1 и 2.2 пункта 2 указанных выше приказов РЭК № 102-окк, № 99-окк, № 100-окк в части установления тарифов на январь 2013 года.

В обоснование заявленных требований прокурор ссылался на то, что установленные в приказах РЭК тарифы вступили в силу с 1 января 2013 года,

а не с 1 февраля 2013 года, то есть ранее месяца после их установления. Такое правовое регулирование, по мнению прокурора, противоречит части 1 статьи 13 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и нарушает права неопределённого круга лиц - граждан муниципальных образований, которые являются непосредственными потребителями коммунальных услуг.

Представитель региональной энергетической комиссии Сахалинской области Чекрышев Д.В. возражал против удовлетворения требований прокурора.

Решением Сахалинского областного суда от 15 мая 2013 года прокурору Сахалинской области отказано в удовлетворении его заявления.

В апелляционном представлении участвующий в деле прокурор просит решение суда первой инстанции отменить, как постановленное с нарушением материального и процессуального права.

Относительно доводов, изложенных в апелляционном представлении, РЭК Сахалинской области в суд апелляционной инстанции представлены возражения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционного представления прокурора извещены своевременно и в надлежащей форме.

Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах и возражениях относительно жалоб, и вправе в интересах законности проверить решение суда первой инстанции в полном объёме (статья 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Под законностью, как это следует из содержания статьи 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, законодатель понимает правильное рассмотрение и разрешение дела в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших для принятия нормативного правового акта, его законности возлагаются на органы государственной власти и должностных лиц, принявших нормативный правовой акт (часть 1 статьи 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, Судебная коллегия по административным делам не усматривает поводов для отмены решения в порядке статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Отказывая прокурору в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что правовое регулирование установлено в рамках полномочий РЭК Сахалинской области в соответствии с

предписаниями постановления Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2012 года №1149 «О внесении изменений в основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса», предусматривающими специальный переходный период, в течение которого тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения устанавливались на 2013 год.

Выводы суда основаны на правильном толковании Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», регламентирующего регулирование тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавки к ценам (тарифам) для потребителей и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

По смыслу данного Федерального закона, тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, могут иметь календарную разбивку и вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления и действуют до окончания этого периода, за исключением случаев их досрочного пересмотра по основаниям, установленным статьёй 14 данного Федерального закона. Период действия тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса не может быть менее одного года и должен соответствовать сроку реализации производственной программы организаций коммунального комплекса (части 1 и 3 статьи 13). При этом утверждение основ ценообразования и правил регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - прерогатива Правительства Российской Федерации (части 2 статьи 3, статья 4).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 года № 520 утверждены Правила регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса. В силу пункта 3 указанных Правил организации коммунального комплекса обязаны представлять до 1 мая текущего года для установления тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в орган регулирования, уполномоченный на установление соответствующих тарифов, отдельно по видам деятельности, включающим в себя производство и реализацию товаров и услуг, расчётные материалы.

Согласно пунктам 5 и 6 статьи 4 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416 «О водоснабжении и водоотведении» утверждение основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждение правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения отнесено к полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.

При этом в силу части 4 статьи 1 этого же Федерального закона отношения в сфере горячего водоснабжения, осуществляемого с

использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 190), за исключением отношений, связанных с обеспечением качества и безопасности горячей воды.

Согласно статьи 43 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416 данный Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2013 года (за исключением отдельных его положений).

В соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 417-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» регулирование тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, исключено из сферы действия Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ.

Федеральные законы от 7 декабря 2011 года № 416 -ФЗ и № 417 -ФЗ, а также Федеральный закон от 27 июля №190-ФЗ (в части регулирования отношений в сфере горячего водоснабжения, осуществляемого с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) вступили в силу с 1 января 2013 года.

Из обстоятельств дела усматривается, что в указанный период в рамках своей компетенции Правительством Российской Федерации приняло постановление от 8 ноября 2012 года №1149 «О внесении изменений в основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 8 ноября №1149), вступившее в силу с 22 ноября 2012 года.

Согласно пункту 2 данного постановления Правительства Российской Федерации в целях установления тарифов на горячую воду на 2013 год документы, указанные в пункте 3 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 года № 520, представляются в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов и надбавок до 1 декабря 2012 года; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов и надбавок вправе запросить дополнительные материалы, указав форму их представления и требования к ним, а организации, обратившиеся с заявлением об установлении тарифов, обязаны их представить в 5-дневный срок со дня поступления запроса.

Пунктом 4 этого же постановления Правительства органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов и надбавок до 1 января 2013 года предписано утвердить тарифы на горячую воду для организаций коммунального

комплекса, обеспечивающих горячее водоснабжение с использованием открытой системы горячего водоснабжения (теплоснабжения), на 2013 год.

Как видно, Правительством Российской Федерации в области регулирования тарифов на горячую воду для организаций коммунального комплекса, обеспечивающих горячее водоснабжение с использованием открытой системы горячего водоснабжения (теплоснабжения) (по которым тарифы устанавливаются впервые), определён период регулирования - 2013 год и сроки принятия решений об установлении тарифов на указанный период - с 1 декабря 2012 года по 1 января 2013 года.

Учитывая дату принятия данных изменений и вступления в силу специального законодательства в сфере водоснабжения, суд разумно пришёл к выводу о правомерности введения в действие с января 2013 года оспариваемых прокурором тарифов.

Таким образом, поскольку выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и в полной мере согласуются с нормами федерального законодательства, регулирующего спорное правоотношение, поводов для отмены решения Сахалинского областного суда от 15 мая 2013 года в порядке статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Сахалинской) областного суда от 15 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционное представление участвующего в деле прокурора - без удовлетв

Председательствующий Судьи_I

Статьи законов по Делу № 64-АПГ13-7

ГПК РФ Статья 2. Задачи гражданского судопроизводства
ГПК РФ Статья 199. Составление решения суда
ГПК РФ Статья 249. Распределение обязанностей по доказыванию по делам, возникающим из публичных правоотношений
ГПК РФ Статья 327. Порядок рассмотрения дела судом апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 328. Полномочия суда апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 329. Постановление суда апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 330. Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке

Производство по делу

Загрузка
Наверх