Дело № 65-Г11-6

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 9 ноября 2011 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Ксенофонтова Ольга Алексеевна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №65-Г11-6

от 9 ноября 2011 года

 

председательствующего Хаменкова В.Б.,

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой O.A., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

приказом управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства Еврейской автономной области от 12 мая 2011 года № 43 утверждены и введены в действие с 1 июня 2011 года нормативы потребления коммунальных услуг по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению для населения, проживающего на территориях муниципальных образований «Облученское городское поселение», «Теплоозерское городское поселение», «Лондоковское городское поселение», «Пашковское сельское поселение» Еврейской автономной области, применяемые для расчета размера платы за потребленные услуги при отсутствии приборов учета.

И.о. прокурора Еврейской автономной области обратился в суд Еврейской автономной области с заявлением о признании названного приказа противоречащим федеральному законодательству недействующим, полагая, что он принят с нарушением Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306.

Так, в нарушение пункта 5 «д» названных Правил нормативы расхода тепловой энергии на отопление жилых помещений для населения, проживающего на указанных территориях, утверждены без учета конструктивных и технических параметров многоквартирных или жилых домов, степени благоустройства домов и без их дифференциации по этим параметрам; при применении расчетного метода неверно определена часовая тепловая нагрузка, поскольку ее нужно было определять не по формуле, а по проектным данным и по паспортам домов. Нормативы расхода холодного, горячего водоснабжения и водоотведения утверждены без учета в полной мере конструктивных и технических параметров многоквартирных или жилых домов и без их дифференциации по этим параметрам.

В соответствии с пунктом 13 Правил основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов изменяется более чем на 5 процентов.

В связи с тем, что при утверждении новых нормативов не проводилось обследование жилых домов муниципальных образований на предмет установления оснований для изменения нормативов потребления, прокурор считал изменение действующих нормативов незаконным.

Кроме того, прокурор указал, что не истекли 3-летние сроки, установленные пунктом 16 Правил, с момента введения в действие последних нормативов.

Решением суда Еврейской автономной области от 29 августа 2011 года заявление прокурора Еврейской автономной области удовлетворено частично: приказ управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства Еврейской автономной области от 12 мая 2011 года № 43 признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим со

дня вступления решения суда в законную силу в части утверждения нормативов потребления коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению для населения, проживающего на территориях муниципальных образований «Облученское городское поселение», «Теплоозерское городское поселение», «Пашковское сельское поселение» Еврейской автономной области; в остальной части заявление оставлено без удовлетворения.

В кассационном представлении и.о. прокурора Еврейской автономной области ставится вопрос об отмене решения суда об отказе в признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим приказа управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства Еврейской автономной области от 12 мая 2011 года № 43 в части утверждения нормативов потребления коммунальных услуг по теплоснабжению для населения, проживающего на территориях муниципальных образований «Облученское городское поселение», «Теплоозерское городское поселение», «Лондоковское городское поселение», «Пашковское сельское поселение» Еврейской автономной области, как постановленного с нарушением норм материального права и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к отмене решения суда.

Согласно преамбуле оспариваемый приказ принят в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса РФ, постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» и постановлением правительства Еврейской автономной области от 14 декабря 2010 года № 506-пп «Об управлении жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства Еврейской автономной области».

Пунктом 1 приказа утверждены и введены в действие с 1 июня 2011 года нормативы потребления коммунальных услуг по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению для населения, проживающего на территориях муниципальных образований «Облученское городское поселение», «Теплоозерское городское поселение», «Лондоковское городское поселение», «Пашковское сельское поселение» Еврейской автономной области, применяемые для расчета размера платы за потребленные услуги при отсутствии приборов учета.

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение,

водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.

Согласно пункту 2 статьи 7 закона Еврейской автономной области «О правительстве Еврейской автономной области» правительство определяет орган исполнительной власти, уполномоченный утверждать нормативы потребления коммунальных услуг, применяемые для расчета размера платы за коммунальные услуги, потребляемые гражданами при отсутствии приборов учета.

В соответствии с пунктом 3.14 Положения об управлении жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства Еврейской автономной области, утвержденного постановлением правительства Еврейской автономной области от 14 декабря 2010 года № 506-пп, управление утверждает нормативы потребления коммунальных услуг по теплоснабжению, водоснабжению, водоотведению, газоснабжению, электроснабжению, применяемые для расчета размера платы за вышеуказанные коммунальные услуги, потребляемые гражданами при отсутствии приборов учета.

Изложенное свидетельствует о принятии оспариваемого приказа в пределах полномочий управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства Еврейской автономной области.

Разрешая заявление прокурора, суд пришел к выводу о его удовлетворении в части утверждения нормативов потребления коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению для населения, проживающего на территориях муниципальных образований «Облученское городское поселение», «Теплоозерское городское поселение», «Пашковское сельское поселение», исходя из того, что на дату принятия оспариваемого приказа в этих муниципальных образованиях действовали принятые в рамках имевшихся у муниципальных образований полномочий нормативы по холодному, горячему водоснабжению и водоотведению, трехлетний срок действия которых не истек.

В указанной части решение суда не обжалуется.

Суд не усмотрел оснований для удовлетворения заявления прокурора в части признания недействующими нормативов потребления коммунальных услуг по теплоснабжению.

Отказывая в удовлетворении заявления прокурора, суд проверил содержание оспариваемого приказа на соответствие нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу (Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306), и не установил противоречия приказа названным Правилам.

Судебная коллегия находит вывод суда правильным в силу следующего.

В соответствии с пунктами 20, 24 Правил при установлении нормативов потребления коммунальных услуг применяются следующие методы: метод аналогов, экспертный метод, расчетный метод. Решение о применении одного из методов либо их сочетания принимается уполномоченными органами.

В рассматриваемом случае при установлении нормативов потребления коммунальных услуг применен расчетный метод, что является правом

уполномоченного органа: управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства Еврейской автономной области.

Согласно пункту 23 Правил расчетный метод применяется, если результаты измерений коллективными (общедомовыми) приборами учета в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями отсутствуют или их недостаточно для применения метода аналогов, а также если отсутствуют данные измерений для применения экспертного метода.

Именно на эти обстоятельства указывали в судебном заседании представители управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики, обосновывая применение расчетного метода.

В соответствии с пунктом 44 Правил нормативы потребления коммунальных услуг с применением расчетного метода определяются по формулам, предусмотренным разделом II приложения к Правилам (формула 6 расчета норматива отопления и формула 7 расчета норматива холодного и горячего водоснабжения), и предполагают дифференциацию в зависимости от этажности и года постройки многоквартирных и жилых домов (таблица 7 применительно к нормативу отопления), от этажности и степени благоустройства многоквартирных и жилых домов (таблица 8 применительно к нормативу водоснабжения и водоотведения).

Пункт 5 Правил, на который ссылался прокурор в обоснование своего заявления, предполагает учет при определении нормативов потребления коммунальных услуг конструктивных и технических параметров многоквартирного или жилого дома, перечисленных в этом пункте.

Признавая несостоятельным довод прокурора о необходимости дифференциации нормативов по отоплению, водоснабжению и водоотведению с учетом конструктивных и технических параметров дома, суд обоснованно исходил из того, что для определения нормативов потребления коммунальных услуг с применением расчетного метода следует руководствоваться специальными положениями, содержащимися в разделе VI Правил. Пункт 5 Правил в данном случае не применяется, поскольку предусматривает общие положения, касающиеся порядка установления нормативов потребления коммунальных услуг (находится в разделе «Общие положения»).

Поскольку управление жилищно-коммунального хозяйства и энергетики, принимая оспариваемый приказ, руководствовалось специальными положениями Правил, определенными для расчетного метода установления нормативов потребления коммунальный услуг, Судебная коллегия находит правильным вывод суда об отсутствии противоречия приказа Правилам.

Что касается суждения суда по доводу прокурора о неправильном определении часовой тепловой нагрузки при применении расчетного метода, которую нужно определять не по формуле, содержащейся в Правилах, а по проектным данным и паспортам домов, то Судебная коллегия, исходя из изложенного выше, также находит его правильным и принимает во внимание отсутствие доказательств, подтверждающих наличие таких данных.

Как следует из решения суда, нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению были утверждены оспариваемым приказом для населения муниципальных образований «Облученское городское поселение», «Теплоозерское городское поселение», «Лондоковское городское поселение», «Пашковское сельское поселение» в связи с тем, что в названных муниципальных образованиях соответствующие нормативы были признаны недействующими на основании решений суда.

Суд не усмотрел оснований для признания приказа в части утверждения нормативов по отоплению недействующим, исходя из того, что при отсутствии нормативов управление жилищно-коммунального хозяйства и энергетики, являясь уполномоченным по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг органом Еврейской автономной области, обязано было утвердить их. Вывод суда Судебная коллегия находит правильным.

Полагая, что суд, разрешая заявление прокурора, правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, Судебная коллегия не усматривает оснований к его отмене.

Доводы кассационного представления прокурора аналогичны заявлявшимся при обращении в суд, основаны на тех же обстоятельствах и выводов суда не опровергают, в связи с чем не могут явиться основаниями к отмене решения.

Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение суда Еврейской автономной области от 29 августа 2011 года оставить без изменения, кассационное представление и.о. прокурора Еврейской автономной области - без удовлетворения.

Статьи законов по Делу № 65-Г11-6

ЖК РФ Статья 157. Размер платы за коммунальные услуги

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Загрузка
Наверх