Дело № 65-Г11-8

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 23 ноября 2011 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Борисова Любовь Владимировна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №65-Г11-8

от 23 ноября 2011 года

 

председательствующего Пирожкова В.Н.,

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

региональное отделение Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» Еврейской автономной области, региональное отделение Политической партии «Либерально-демократическая партия

России» в Еврейской автономной области, региональное отделения Политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» в Еврейской автономной области обратились в суд с заявлением о признании недействующей ч. 2 ст. 63 Закона Еврейской автономной области от 30 марта 2011 г. № 907-03 «О выборах депутатов Законодательного Собрания Еврейской автономной области», ссылаясь на то, что в оспариваемой части региональный акт противоречит федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу.

Судом Еврейской автономной области постановлено приведённое выше решение, об отмене которого и принятии нового судебного акта об удовлетворении заявления просят в кассационной жалобе заявители, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что не имеется оснований для отмены судебного постановления.

Установлено, что 30 марта 2011 г. принят Закон Еврейской автономной области № 907-03 «О выборах депутатов Законодательного Собрания Еврейской автономной области» (далее - Закон ЕАО), официально опубликованный в печатном издании «Биробиджанер штерн» 6 апреля 2011 г., № 24.

Согласно ст. 63 указанного закона каждому областному списку кандидатов, допущенному к распределению депутатских мандатов, передаётся по одному депутатскому мандату. Оставшиеся депутатские мандаты распределяются между областными списками кандидатов в порядке, определённом ч. 2 этой статьи (ч. 1). Избирательная комиссия области подсчитывает сумму голосов избирателей, поданных по единому избирательному округу за каждый областной список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов. Число полученных каждым областным списком кандидатов голосов избирателей делится последовательно на числа из возрастающего ряда натуральных чисел (делителей) от 2 до числа, которое равно числу депутатских мандатов, оставшихся нераспределёнными после их передачи областным спискам кандидатов в соответствии с ч. 1 данной статьи. Частные, определённые с точностью до второго знака после запятой, полученные после указанной в названной части процедуры деления по всем областным спискам кандидатов, допущенным к распределению депутатских мандатов, распределяются в порядке убывания во вспомогательном ряду. Далее определяется то частное, порядковый номер которого во вспомогательном ряду равен числу депутатских мандатов, оставшихся нераспределёнными после их передачи областным спискам кандидатов в соответствии с ч. 1 данной статьи. Если два или более частных во вспомогательном ряду

равны, то сначала из этих частных вспомогательный ряд дополняется частным областного списка кандидатов, получившего большее число голосов, а в случае равенства голосов - частным областного списка кандидатов, зарегистрированного ранее. Количество частных, которые относятся к соответствующему областному списку кандидатов, которые расположены во вспомогательном ряду и порядковые номера которых меньше или равны числу депутатских мандатов, оставшихся нераспределёнными после их передачи областным спискам кандидатов в соответствии с ч. 1 данной статьи, есть число депутатских мандатов, которое получает соответствующий областной список кандидатов (ч. 2).

В соответствии с Конституцией Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и органов местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. «н» ч. 1 ст.72). По данным предметам ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (чч. 2 и 5 ст. 76).

Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» закреплено, что порядок проведения выборов в законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается законом субъекта Российской Федерации (подп. «к» п. 2 ст. 5). Число депутатов названного органа государственной власти предусматривается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации. Не менее 50 процентов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (в двухпалатном законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации - не менее 50 процентов депутатов одной из палат указанного органа) должны избираться по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, в соответствии с законодательством о выборах (пп. 3 и 4 ст. 4).

Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ) содержит общие и единые требования к порядку распределения депутатских мандатов между списками кандидатов. Так, в соответствии с п. 16 ст. 35 не менее половины депутатских мандатов в законодательном

(представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации либо в одной из его палат распределяются между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов.

Таким образом, ни Конституция Российской Федерации, ни один из федеральных законов не содержат указания на то, какой методикой должны руководствоваться органы государственной власти субъектов Российской Федерации при распределении депутатских мандатов. Вопрос об определении методики пропорционального распределения мандатов относится к компетенции субъекта Российской Федерации.

Следовательно, установленная в оспариваемом законе методика распределения депутатских мандатов не нарушает установленный п. 16 ст. 35 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ.

В связи с этим вывод в решении суда о том, что Законодательное Собрание Еврейской автономной области, избрало ту методику распределения депутатских мандатов (математический принцип пропорциональности), которую посчитало более приемлемой, является правильным.

Указанный вывод согласуется и с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 26 мая 2011 г. № 717-0-0 об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Козлова Евгения Александровича на нарушение его конституционных прав положением п. 16 ст. 35 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ, которое в силу ст. 6 и ч. 4 ст. 71 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», будучи одним из решений этого Суда, обязательно на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

В связи с этим не влечёт отмену обжалуемого решения мнение заявителей о возможности выбора иной методики распределения депутатских мандатов.

Правомерно не согласился суд и с утверждением заявителей о несоответствии оспариваемого акта ст. 83 Федерального закона от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Действительно, этот Федеральный закон предусматривает иную методику пропорционального распределения мандатов, поскольку является специальным и не распространяется на отношения, связанные с назначением, подготовкой и проведением выборов в законодательный (представительный) орган

государственной власти субъекта Российской Федерации, равно как и с формированием этого регионального государственного органа.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ Центральная избирательная комиссия Российской Федерации оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь комиссиям, вправе в пределах своей компетенции издавать обязательные для исполнения инструкции по вопросам единообразного применения данного Федерального закона.

Руководствуясь вышеприведённой нормой, суд обоснованно отклонил ссылки заявителей на Методические рекомендации Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, утверждённые постановлением от 25 декабря 2002 г. № 167/1419-3, письмо заместителя председателя ЦИК РФ о наличии недоработок в законодательстве субъекта о выборах, указав, что данные акты не являются нормативно-правовыми, то есть обязательными для исполнения.

В соответствии с п. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применён закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, решение суда является законным и обоснованным.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве основания для отмены решения, в том числе и тех, ссылки на которые имеются в кассационной жалобе.

Руководствуясь ст. 360, п. 1 ст. 361 ГК РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение суда Еврейской автономной области от 6 октября 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу регионального отделения Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» Еврейской автономной области, регионального отделения Политической партии «Либерально-демократическая партия России» в Еврейской автономной области, регионЦьнога отделения Политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» [скрыто] в [скрыто] Е^ейской автономной области - без удовлетворения.

Председательствующи Судьи I

Статьи законов по Делу № 65-Г11-8

ГК РФ Статья 361. Основания возникновения поручительства
ГПК РФ Статья 253. Решение суда по заявлению об оспаривании нормативного правового акта

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх