Дело № 66-АПГ13-2

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 17 апреля 2013 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, апелляция
Категория Административные дела
Докладчик Хаменков Владимир Борисович
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № 66-АПГ13-2

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Москва 17 апреля 2013 г.

 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Ксенофонтовой О.А.
при секретаре Строилове А.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Филиппова С Н на решение Иркутского областного суда от 4 декабря 2012 года, которым ему отказано в удовлетворении заявления о признании недействующей части 3 статьи 3 Закона Иркутской области от 29 июня 2009 г. № 37/3-оз «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Иркутской области».

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителя Законодательного Собрания Иркутской области Уткиной П.Е., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

26 июня 2009 года Законодательным Собранием Иркутской области принят и 29 июня 2009 года подписан губернатором Иркутской области Закон Иркутской области № 37/3-оз «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Иркутской области», первоначальный текст которого опубликован в изданиях «Областная» 3 июля 2009 г., № 73, «Ведомости ЗС Иркутской области» 27 июля 2009 г., № 13 (том 4).

Указанным Законом определяются форма и порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренных статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г.

№181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в том числе, для инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (пункт 2 статьи 2 Закона).

Согласно части 3 статьи 3 Закона Иркутской области гражданин вправе обратиться за предоставлением компенсации в любое время. При этом предоставление компенсации за прошедший период осуществляется не более чем за шесть месяцев до дня обращения гражданина или его представителя за компенсацией, но не ранее даты возникновения права на предоставление компенсации.

Филиппов С.Н., являющийся инвалидом второй группы, обратился в суд с заявлением о признании данной нормы недействующей в части установления выплаты денежной компенсации за прошедший период не более чем за шесть месяцев до дня обращения гражданина за компенсацией, что, по мнению заявителя, противоречит федеральному законодательству, предусматривающему возможность такого обращения в пределах трёхлетнего срока исковой давности.

Решением Иркутского областного суда от 4 декабря 2012 года заявление Филиппова С.Н. оставлено без удовлетворения.

В апелляционной жалобе Филиппов С.Н. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение.

Согласно частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В силу подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопроса социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определена Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ), который, в частности, устанавливает меры социальной поддержки названной категории граждан.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г.

№ 181 -ФЗ инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.

Согласно статье 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181- ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации по оплате жилищно- коммунальных услуг определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; утвержденных Правительством Российской Федерации федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц и федерального стандарта социальной нормы площади жилья, применяемых для расчета межбюджетных трансфертов.

Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.

Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации ежеквартально представляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики, отчет о расходовании предоставленных субвенций с указанием численности лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, категорий получателей мер социальной поддержки, а в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку единой государственной политики в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей, список лиц, которым предоставлены меры социальной поддержки, с указанием категорий получателей, основания получения мер социальной поддержки, размера занимаемой площади и стоимости предоставляемого или приобретаемого жилья. При необходимости дополнительные отчетные данные представляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Во исполнение предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий, законодательным органом Иркутской области принят Закон «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Иркутской области», отдельные положения которого и оспариваются Филипповым С.Н. Разрешая настоящее дело, суд пришел к правильному выводу о том, что положения статей 196, 203 Гражданского кодекса Российской Федерации, на которые ссылается заявитель, в данном случае применены быть не могут, поскольку оспариваемая норма вопросов срока исковой давности не регулирует, а как установлено судом определяет порядок обращения в уполномоченный орган за предоставлением мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

При этом суд правомерно отметил, что предоставление меры социальной поддержки инвалидов в виде компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг носит заявительный характер.

Поэтому предоставление такой меры за прошедший период до дня обращения гражданина или его представителя за компенсацией не только не нарушает права заявителя, но является дополнительной гарантией этих прав.

При таких обстоятельствах обжалуемое решение следует признать законным и обоснованным.

Доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено, апелляционная жалоба не содержит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Иркутского областного суда от 4 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Филиппова С.Н. - без удовлетворения.

Статьи законов по Делу № 66-АПГ13-2

Статья 72. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
Статья 76. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные
ГПК РФ Статья 327. Порядок рассмотрения дела судом апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 328. Полномочия суда апелляционной инстанции

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Загрузка
Наверх