Дело № 66-АПГ15-17

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 15 июля 2015 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция
Категория Гражданские дела
Докладчик Александров Валентин Николаевич
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № 66-АПГ15-17

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Москва 15 июля 2015 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующегоАлександрова В.Н.,
судейАнишиной В.И., Хаменкова В.Б.
при секретареГришечкине П.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Алексеевский лесопромышленный комплекс» об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере, равном их рыночной стоимости, по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Алексеевский лесопромышленный комплекс» на решение Иркутского областного суда от 16 февраля 2015 г., которым в удовлетворении заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

общество с ограниченной ответственностью «Алексеевский лесопромышленный комплекс» (далее - ООО «Алексеевский ЛПК», общество) обратилось в Иркутский областной суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 38:09:110003:129 в размере, равном его рыночной стоимости - 1 717 000 руб., и земельного участка с кадастровым номером 38:09:110003:130 в размере, равном его рыночной стоимости - 7 558 000 руб.

по состоянию на января 2012 1 г.

К участию в деле привлечены федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Иркутской области, Правительство Иркутской области, Администрация муниципального образования Киренский муниципальный район Иркутской области.

Решением Иркутского областного суда от 16 февраля 2015 г. в удовлетворении заявления ООО «Алексеевский ЛПК» отказано.

В апелляционной жалобе ООО «Алексеевский ЛПК» просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.

Представители заявителя и заинтересованных лиц в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.

ООО «Алексеевский ЛПК» является пользователем земельного участка с кадастровым номером 38:09:110003:129 площадью 19 968 кв.м и земельного участка с кадастровым номером 38:09:110003:130 площадью 100 768 кв.м, расположенных по адресу: Иркутская область, Киренский район, р.п. Алексеевск, ул. 19 Партсъезда, 50, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - размещение производственной базы.

На земельных участках расположены объекты незавершенного капитального строительства, принадлежащие обществу.

Согласно данным кадастровых паспортов земельные участки поставлены на кадастровый учет 24 июля 2012 г.

Постановлением Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013г.

№ 517-пп «О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области» утверждены результаты оценки по состоянию на января 2012 1 г.

На момент формирования перечня земельные участки не были сформированы, так как поставлены на кадастровый учет 24 июля 2012г., а перечень формировался по состоянию на января 2012 1 г.

На основании проведенной кадастровой оценки определена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 38:09:110003:129 в размере 22 246 748,16 руб. и земельного участка с кадастровым номером 38:09:110003:130 в размере 112 267 644, 16 руб.

При рассмотрении дела в суде первой инстанции заявитель представил отчет об определении рыночной стоимости земельных участков № 14-356, выполненный оценщиком ООО «Десоф-Консалтинг», а также положительное экспертное заключение по результатам экспертизы отчета от 9 сентября 2014г. № 568/09/014 , проведенной НП СОО «СИБИРЬ».

Согласно отчету по состоянию на 1 января 2012 г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 38:09:110003:129 определена в размере, равном 1717 000 руб., земельного участка с кадастровым номером 38:09:110003:130 - в размере, равном 7 558 000 руб.

Общество обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Иркутской области.

Решениями Комиссии от 13 ноября 2014 г. № 31.1 и № 31.2 заявления общества отклонены в связи с тем, что отчет не соответствует требованиям статьи 24 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности).

Проверив законность и обоснованность судебного акта, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу о том, что отсутствуют основания для его отмены исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Результаты кадастровой оценки используются при выкупе земельных участков, на которых расположены находящиеся в частной собственности объекты недвижимого имущества.

Поскольку общество является собственником объектов недвижимости, расположенных на земельных участках, вывод суда об отсутствии оснований для отнесения заявителя к лицам, права которых могут быть затронуты результатами определения кадастровой стоимости, является ошибочным с учётом предоставленного заявителю положениями пунктов 1 и 3 статьи 35 и пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент обращения в суд) исключительного права получить в аренду или собственность земельные участки, занятые этими объектами и необходимые для их использования.

Вместе с тем вывод суда о том, что представленный заявителем отчет составлен на иную дату, чем та, на которую была установлена его кадастровая стоимость, является правильным.

Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

В соответствии со статьей 24 Закона об оценочной деятельности, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости, определенной в соответствии с законодательством об оценочной деятельности. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами кадастровой оценки и не может быть определена на произвольную дату.

В силу положений статьи 24 Закона об оценочной деятельности при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в названных случаях является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с данной статьей.

Земельные участки не вошли в перечень проводимой массовой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Иркутской области.

Поскольку в данном случае земельные участки образованы и поставлены на кадастровый учет 24 июля 2014 г., то на эту дату определяется их кадастровая стоимость.

15 18 Исходя из положений статей 24 и 24 Закона об оценочной деятельности при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одним из необходимых доказательств является отчет независимого оценщика о рыночной стоимости объекта недвижимости, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки, а также, в установленных законом случаях, положительное заключение эксперта саморегулируемой организации оценщиков на отчет об оценке.

Вместе с тем, из представленного заявителем отчета об оценке следует, что оценка объекта недвижимости проводилась по состоянию на 1 января 2012 г., то есть на дату, отличную от даты внесения сведений об объекте недвижимости в государственный кадастр недвижимости, которые послужили причиной для определения его кадастровой стоимости.

Следовательно, названный отчет не может служить допустимым доказательством, подтверждающим итоговую величину рыночной стоимости земельных участков на дату, по состоянию на которую в соответствии со статьей 24 Закона об оценочной деятельности должна быть установлена его кадастровая стоимость.

Таким образом, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявления общества, в связи с чем, решение суда отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Иркутского областного суда от 16 февраля 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «Алексеевский лесопромышленный комплекс» - без удовлетворения.

Председательствующий Судьи

Статьи законов по Делу № 66-АПГ15-17

ГПК РФ Статья 327. Порядок рассмотрения дела судом апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 328. Полномочия суда апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 329. Постановление суда апелляционной инстанции
ЗК РФ Статья 65. Платность использования земли
ЗК РФ Статья 66. Оценка земли

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры



Активные юристыАктивные юристы

не в сети
Фото юриста
Дунькова Элла
г. Владикавказ
ответов за неделю: 7
Телефон: WhatsApp: +79627437356
Телефон: 9060684949


Загрузка
Наверх