Суд | Верховный Суд Российской Федерации |
Дата решения | 21 января 2016 г., Определение |
Инстанция | Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция |
Категория | Гражданские дела |
Докладчик | Александров Валентин Николаевич |
Электронная копия решения | Скачать |
Решение |
Отрицательное решение
|
Дело № 66-АПГ15-34
г. Москва | 21 января 2016 г. |
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего | Александрова В.Н., |
судей | Меркулова В.П., Никифорова СБ. |
при секретаре | Макаровой Т.А. |
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Теплосервис» о признании недействующим приказа Службы по тарифам Иркутской области от 17 декабря 2014 г. № 684-СПР «Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям ООО «Теплосервис» на территории Казачинско-Ленского района» по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Теплосервис» на решение Иркутского областного суда от 30 сентября 2015 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
общество с ограниченной ответственностью «Теплосервис» обратилось в Иркутский областной суд с заявлением о признании недействующим приказа Службы по тарифам Иркутской области от 17 декабря 2014 г.
№ 684-СПР «Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям ООО «Теплосервис» на территории Казачинско- Ленского района».
Решением Иркутского областного суда от 30 сентября 2015 г. в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО «Теплосервис» обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм права.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены в установленном законом порядке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Из материалов дела следует, что между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации Казачинско-Ленского муниципального района (арендодателем) и ЗАО «Теплоэнергетическая компания Казачинско-Ленского района» (арендатором) заключены договоры аренды муниципального имущества от 20 апреля 2009 г. № и для производства и бесперебойной передачи тепловой энергии и горячей, холодной воды, организации водоотведения, эксплуатации и обслуживания тепловых источников, водозаборов, канализационных станций, инженерных коммуникаций тепло, водо- снабжения, водоотведения, жилищно- коммунальной и социальной инфраструктуры.
Согласно пункту 2.3.15 указанных договоров арендатор обязуется не позднее 20 календарных дней после принятия имущества поставить его на бухгалтерский учет, оформить карточки учета, внести в главную книгу на забалансовые счета и производить учет основных средств в соответствии с требованиями ПБУ, ПБУ-06; представлять ежегодно арендодателю баланс с приложениями и отметками МИФНС и инвентаризационные ведомости.
По договорам от 1 октября 2014 г. № и № ЗАО «Теплоэнергетическая компания Казачинско-Ленского района» передало арендуемое им имущество в субаренду ООО «Теплосервис».
Оспариваемым приказом Службы по тарифам Иркутской области от 17 декабря 2014 г. № 684-СПР установлены долгосрочные тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям ООО «Теплосервис» на территории Казачинско-Ленского района, с календарной разбивкой с 1 января 2015 года по 31 декабря 2017 года, а также долгосрочные параметры регулирования деятельности ООО «Теплосервис» на территории Казачинско-Ленского района на 2015-2017 годы.
По мнению заявителя, Служба по тарифам Иркутской области необоснованно исключила заявленные расходы по арендной плате.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции сделал вывод о правомерном расчете Службой по тарифам Иркутской области размера экономически обоснованных расходов ООО «Теплосервис». При этом суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств начисления амортизации на имущество и несения расходов по уплате НДС.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции.
Государственное регулирование цен на тепловую энергию осуществляется в том числе Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 190- ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. № 760-э.
В соответствии со статьей 3 Закона о теплоснабжении общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов; обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами; обеспечение приоритетного использования комбинированной выработки электрической и тепловой энергии для организации теплоснабжения; развитие систем централизованного теплоснабжения; соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей; обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала; обеспечение недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения; обеспечение экологической безопасности теплоснабжения (часть 1 названной нормы).
Государственная политика в сфере теплоснабжения направлена на обеспечение соблюдения общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения, установленных данной статьей (часть 2 названной нормы).
В силу части 1 статьи 10 Закона о теплоснабжении государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных данным федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждёнными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
Тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о теплоснабжении одним из методов регулирования тарифов является метод индексации установленных тарифов.
В отношении заявителя принято решение о применении метода индексации установленных тарифов на долгосрочный период регулирования.
Названный метод в отношении общества применен впервые.
Согласно пункту 71 Основ ценообразования при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов и прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.
В соответствии с пунктом 57 Основ ценообразования текущие расходы регулируемой организации включают в себя операционные расходы, неподконтрольные расходы и расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя.
Порядок определения текущих расходов регулируемой организации определен пунктом 73 Основ ценообразования.
В силу пункта 65 Основ ценообразования, поскольку в рассматриваемом случае в аренде находятся производственные объекты, расходы на арендную плату включаются в состав неподконтрольных расходов.
При этом величина неподконтрольных расходов определяется в соответствии с пунктом 62 Основ ценообразования и включает величину амортизации основных средств и расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним (пункт 73 Основ ценообразования).
Согласно пункту 62 Основ ценообразования арендная плата входит в состав неподконтрольных расходов с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 45 Основ ценообразования.
Как следует из пункта 45 Основ ценообразования, арендная плата включается в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень арендной платы определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду, при этом экономически обоснованный уровень не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата являлась критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора.
В соответствии с пунктом 94 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. № 157н, на объекты нефинансовых активов с даты их включения в состав государственной (муниципальной) казны амортизация не начисляется, если иное не установлено нормативным правовым актом финансового органа публично-правового образования, в собственности которого находится имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну, изданного с учетом требований данной Инструкции и законодательства Российской Федерации (правовой акт по бюджетному учету казны).
Расчет и единовременное начисление суммы амортизации за период нахождения объекта в составе имущества государственной (муниципальной) казны осуществляется учреждением (правообладателем) при принятии к учету объекта по основанию закрепления за ним права оперативного управления, если иное не установлено правовым актом по бюджетному учету казны.
Согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 данного Кодекса.
В соответствии с Единым планом счетов бухгалтерского учета недвижимое и движимое имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну, является нефинансовыми активами и к объектам основных средств в целях бюджетного учета не относится.
В рассматриваемом случае начисление амортизации на производственные объекты администрация данного района не производила.
Передача органом местного самоуправления имущества на баланс ЗАО «Теплоэнергетическая компания Казачинско-Ленского района подтверждается договорами аренды от 20 апреля 2009 г. № и и не отрицается лицами, участвующими в деле. Кроме того, в соответствии с пунктом 5.5 «Порядка отражения в бюджетном учете операций с объектами в составе муниципального имущества казны муниципального образования Иркутской области «Казачинско-Ленский район», утвержденного приказом Финансового управления администрации района от 15 ноября 2013 г. № 19, аналитический учет по счетам «Амортизация недвижимого имущества в составе имущества казны», «Амортизация движимого имущества в составе имущества казны», «Амортизация нематериальных активов в составе имущества казны» не ведется в силу пункта 94 указанной Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета.
ООО «Теплосервис» также не представило доказательств начисления амортизации на имущество в порядке пункта 85 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета.
Согласно приложению к протоколу заседания Правления службы по тарифам Иркутской области от 10 декабря 2014 г. заявленные расходы по договорам аренды исключены органом регулирования как экономически необоснованные, поскольку обществом не представлены обосновывающие материалы в соответствии с пунктом 45 Основ ценообразования; не представлена информация, подтверждающая балансовую стоимость арендуемого имущества, в том числе отсутствуют инвентарные карточки, оборотно-сальдовая ведомость по счету собственника.
Кроме того, суд первой инстанции установил, что налоги на имущество на землю и другие обязательные платежи собственником имущества не уплачивались и, соответственно, не включались в состав арендной платы.
На основании изложенного обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Иркутского областного суда от 30 сентября 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Теплосервис» - без удовлетворения.
НК РФ | Статья 374. Объект налогообложения |