Дело № 69-АПГ16-3

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 28 апреля 2016 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция
Категория Гражданские дела
Докладчик Абакумова Ирина Даниловна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № 69-АПГ16-3

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Москва 28 апреля 2016 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующегоАлександрова В.Н.,
судейАбакумовой И.Д. и Никифорова СБ.
при секретареБарулевой О.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по заявлению закрытого акционерного общества «Нижневартовская ГРЭС» о признании недействующим с момента принятия решения Думы Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28 ноября 2014 г. № 595 «О внесении изменений в приложение к решению Думы района от 26.12.2011 г. № 140 «Об установлении коэффициентов переходного периода к арендной плате за землю» по апелляционной жалобе Думы Нижневартовского района Ханты- Мансийского автономного округа - Югры на решение суда Ханты- Мансийского автономного округа - Югры от 22 декабря 2015 г., которым заявление удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителя Думы Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Кидяевой К.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя закрытого акционерного общества «Нижневартовская ГРЭС» Бандур Ю.В., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей решение суда законным, обоснованным и не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

решением Думы Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26 декабря 2011 г. № 140 (далее - Решение № 140) с 1 января 2012 г. установлены коэффициенты переходного периода, применяемые при определении размера арендной платы за использование земельных участков земель населенных пунктов района, государственная собственность на которые не разграничена в отношении каждого вида и подвида разрешенного использования земельного участка.

Согласно приложению к Решению № 140 в пгт Излучинск для земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, подвид - прочие промышленные предприятия (ВРИ № 9), коэффициент переходного периода составил 0,2, по земельным участкам, предназначенным для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов (ВРИ № 10), коэффициент переходного периода составил 0,5.

Решением Думы Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28 ноября 2014 г. № 595 (далее - Решение № 595) внесены изменения в приложение к Решению № 140, в соответствии с которым коэффициент переходного периода по названным видам (подвидам) разрешенного использования земельных участков установлен в размере 1.

Решение № 595 опубликовано 29 ноября 2014 г. в приложении «Официальный бюллетень» к газете «Новости Приобья» № 125, вступило в силу после официального опубликования.

Закрытое акционерное общество «Нижневартовская ГРЭС» (далее - ЗАО «Нижневартовская ГРЭС», общество), являющееся арендатором земельных участков, расположенных в пгт Излучинск, виды разрешенного использования которых соответствуют видам разрешенного использования № 9 и 10 согласно приложению к Решению № 140, обратилось в Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о признании недействующим с момента принятия Решения № 595.

В обоснование заявленного требования административный истец указал, что в связи с принятием Решения № 595 размер арендной платы, уплачиваемой обществом за пользование названными земельными участками, увеличился с 1 января 2015 года в 5 раз и 2 раза, что нарушает права общества в сфере предпринимательской деятельности. ЗАО «Нижневартовская ГРЭС» полагает, что Решение № 595 не соответствует принципу экономической обоснованности, закрепленному в постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (далее - постановление Правительства Российской Федерации № 582), а также предельным ставкам арендной платы, установленным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 18 июня 2013 г. № 347 «Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов».

Кроме того, по мнению общества, в компетенцию Думы Нижневартовского района не входит принятие документов, регламентирующих размер арендной платы.

Определением Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 октября 2015 г. административное дело передано по подсудности в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Решением суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22 декабря 2015 г. заявление удовлетворено.

В апелляционной жалобе Дума Нижневартовского района Ханты- Мансийского автономного округа - Югры просит решение суда отменить в связи с неправильным определением судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием вывода суда, изложенного в решении, обстоятельствам дела.

Относительно апелляционной жалобы ЗАО «Нижневартовская ГРЭС» представило возражения.

Лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы.

Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли является платным. Формами платы за пользование землей являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Исходя из положений пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», статьи 4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 3 мая 2000 г. № 26-оз «О регулировании отдельных земельных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры или государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Статьей 4 Порядка определения размера арендной платы за земельные участки земель населенных пунктов, находящиеся в собственности Ханты- Мансийского автономного округа - Югры, и земельные участки земель населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 2 декабря 2011 г. № 457-п (далее - Порядок), установлена подлежащая применению формула расчета арендной платы за использование земельных участков земель населенных пунктов, находящихся в собственности Ханты- Мансийского автономного округа - Югры, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. В формулу включен в том числе коэффициент переходного периода, который, как следует из пункта 2 статьи 4 Порядка, устанавливается органами местного самоуправления.

Согласно статьям 19, 20 и 33 Устава Нижневартовского района, принятого решением Думы Нижневартовского района от 26 мая 2008 г. № 48, установление коэффициентов переходного периода отнесено к полномочиям Думы Нижневартовского района.

Таким образом, Решение № 595 было принято уполномоченным органом в пределах его компетенции и опубликовано в установленном законом порядке.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

К числу таких принципов, установленных постановлением Правительства Российской Федерации № 582, относится принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.

Постановление Правительства Российской Федерации № 582 в части установления основных принципов определения арендной платы является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что ЗАО «Нижневартовская ГРЭС» по договору аренды земельных участков, заключенному с администрацией Нижневартовского района, является арендатором земельных участков, расположенных на территории пгт Излучинск. Согласно приложению 1 к названному договору на указанных земельных участках располагаются здания и сооружения для обслуживания Нижневартовской ГРЭС.

Как усматривается из материалов дела, с 2009 года расчет арендной платы по указанному договору производится в соответствии с предусмотренной Порядком формулой, согласно которой годовой размер арендной платы равен произведению значений кадастровой стоимости земельного участка и ставки арендной платы, определяемой в соответствии с разделом IV Порядка, разделенному на 100 и умноженному на коэффициент переходного периода.

Как следует из имеющейся в материалах административного дела пояснительной записки к проекту Решения № 595, проект решения подготовлен в целях реализации решения Думы района «О бюджете района на 2014 год и плановый период 2015 года» согласно плану мероприятий по росту доходов и оптимизации расходов бюджета района. При этом экономического обоснования значительного повышения и установления нового коэффициента пояснительная записка и иные материалы дела не содержат.

Таким образом, повышение коэффициентов переходного периода к арендной плате за землю произведено в отсутствие анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, исходя из экономической целесообразности.

Повышение коэффициентов переходного периода к арендной плате за землю исключительно в целях компенсации бюджетных потерь и получения дополнительных доходов противоречит принципу экономической обоснованности, поскольку не относится к числу критериев, влияющих на уровень доходности земельных участков.

Удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции правомерно признал, что нормативный правовой акт не соответствует требованиям приведённого выше нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, и нарушает права и законные интересы ЗАО «Нижневартовская ГРЭС», поскольку приводит к необоснованному увеличению размера арендной платы, уплачиваемой обществом.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушений, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в качестве оснований для отмены судебного акта в апелляционном порядке.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 307, 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22 декабря 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Думы Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - без удовлетворения.

Председательствующий Судьи

Статьи законов по Делу № 69-АПГ16-3

ЗК РФ Статья 39. Сохранение права на земельный участок лиц, не являющихся собственниками земельного участка, при разрушении здания, строения, сооружения
ЗК РФ Статья 65. Платность использования земли

Производство по делу

Договор-Юрист
— это юристы, кодексы и бланки

Команда Договор-Юрист.Ру предлагает вашему вниманию набор актуальных юридических документов и договоров для работы с физическими и юридическими лицами.

Типовые договорыТиповые договоры

Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх