Суд | Верховный Суд Российской Федерации |
Дата решения | 7 ноября 2012 г., Определение |
Инстанция | Судебная коллегия по административным делам, апелляция |
Категория | Административные дела |
Докладчик | Ксенофонтова Ольга Алексеевна |
Электронная копия решения | Скачать |
Решение |
Отрицательное решение
|
Дело №72-АПГ12-9
от 7 ноября 2012 года
председательствующего Хаменкова В.Б.,
при секретаре Аверине A.B. рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению участвовавшего в деле прокурора прокуратуры Забайкальского края на решение Забайкальского краевого суда от 31 июля 2012 года, которым отказано в удовлетворении заявления прокурора о признании противоречащим в части требованиям действующего законодательства и недействующим абзаца 5 пункта 2.1.6 Административного регламента по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за деятельностью по предоставлению социальных услуг государственными учреждениями социального обслуживания, утвержденного приказом Министерства социальной защиты населения Забайкальского края от 23 декабря 2011 года№ 1724.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой O.A., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
приказом Министерства социальной защиты населения Забайкальского края от 23 декабря 2011 года № 1724 утвержден Административный регламент по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за деятельностью по предоставлению социальных услуг государственными учреждениями социального обслуживания.
Пунктом 2.1.6 Административного регламента определен объем информации, размещаемой на информационных стендах по месту нахождения Министерства, отделов Министерства и на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в числе которой (абзац 5) текст настоящего Административного регламента (полная версия на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и извлечения на информационном стенде по месту нахождения Министерства).
Заместитель прокурора Забайкальского края обратился в Забайкальский краевой суд с заявлением о признании противоречащим требованиям действующего законодательства и недействующим абзаца 5 пункта 2.1.6 Административного регламента в части слова «извлечения», полагая, что размещение на стендах в помещениях Министерства и его отделов только извлечений, а не полного текста Регламента, нарушает права граждан и организаций, не имеющих доступа к сети «Интернет», на получение полной информации о деятельности государственного органа.
По мнению прокурора, такая форма информирования содержит коррупциогенные факторы в виде выборочного изменения объема прав и наличия завышенных требований, предъявляемых к лицу для реализации принадлежащего ему права, а также установления неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам, организациям; обязывает заявителей дополнительно прибегать к услугам «Интернета» в поисках полного текста Регламента.
Решением Забайкальского краевого суда от 31 июля 2012 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционном представлении участвовавшего в деле прокурора прокуратуры Забайкальского края ставится вопрос об отмене указанного решения ввиду необоснованности его выводов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к отмене решения суда.
Из материалов дела следует, что оспариваемый Административный регламент утвержден приказом Министерства социальной защиты населения Забайкальского края от 23 декабря 2011 года № 1724 и официально опубликован в качестве нормативного правового акта в сети «Интернет» на Официальном портале Забайкальского края, что соответствует частям 2, 3 и 3.1 статьи 25 закона Забайкальского края от 18 декабря 2009 года № 321-ЗЗК «О нормативных правовых актах Забайкальского края».
В соответствии со статьей 7 закона Забайкальского края от 26 февраля 2009 года № 138-ЗЗК «О социальном обслуживании населения в Забайкальском крае» контроль за деятельностью по предоставлению социальных услуг государственными учреждениями социального обслуживания осуществляется уполномоченным исполнительным органом государственной власти Забайкальского края в области социальной защиты населения.
Таким органом согласно подпункту 9.5.2 Положения о Министерстве социальной защиты населения Забайкальского края является названное Министерство.
Согласно части 1 статьи 1 и пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» контрольная функция, осуществляемая уполномоченным исполнительным органом государственной власти в соответствующей сфере, отнесена к виду государственных услуг.
В соответствии со статьей 12 названного Закона предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
Порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 14 статьи 13 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ).
Во исполнение требований Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ Правительством Забайкальского края принято постановление от 20 июля 2011 года № 266, которым утвержден Порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций, устанавливающий требования к регламентам (раздел 2).
Пунктом 13 Порядка предусмотрено, что в подразделе, касающемся порядка информирования об исполнении государственной функции, указываются следующие сведения:
а) информация о месте нахождения и графике работы органов исполнительной власти, исполняющих государственную функцию, их структурных подразделений, способы получения информации о месте нахождения и графиках работы государственных и муниципальных органов и организаций, участвующих в исполнении государственной функции;
б) справочные телефоны структурных подразделений органов исполнительной власти, исполняющих государственную функцию, и организаций, участвующих в исполнении государственной функции, в том числе номер телефона-автоинформатора;
в) адреса официальных сайтов органов исполнительной власти, организаций, участвующих в исполнении государственной функции, в сети «Интернет», содержащих информацию о порядке исполнения государственной функции, адреса их электронной почты;
г) порядок получения информации заинтересованными лицами по вопросам исполнения государственной функции, сведений о ходе исполнения государственной функции, в том числе с использованием государственной информационной системы «Портал государственных и муниципальных услуг Забайкальского края»;
д) порядок, форма и место размещения указанной в подпунктах «а» - «г» настоящего пункта информации, в том числе на стендах в местах исполнения государственной функции, на официальных сайтах органа исполнительной власти, исполняющего государственную функцию, организаций, участвующих в исполнении государственной функции, в сети «Интернет», а также в государственной информационной системе «Портал государственных и муниципальных услуг Забайкальского края».
Таким образом, ни Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ, ни постановление Правительства Забайкальского края от 20 июля 2011 года № 266 не предусматривают опубликования или размещения полного текста регламента на стендах в помещениях Министерства социальной защиты населения Забайкальского края и его отделов.
Согласно части 5 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» государственные органы обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей («Интернет»), к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» пользователями информацией являются граждане (физические лица), организации (юридические лица), общественные объединения, осуществляющие поиск информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; государственные органы, органы местного самоуправления, осуществляющие поиск указанной информации в соответствии с названным Федеральным законом.
Основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются, в частности, открытость и доступность информации, достоверность информации и своевременность ее предоставления; свобода поиска, получения, передачи и распространения информации любым законным способом (статья 4 Федерального закона от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ).
Согласно статье 6 Федерального закона от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ доступ к информации о деятельности государственных органов может обеспечиваться следующими способами:
1) обнародование (опубликование) государственными органами информации о своей деятельности в средствах массовой информации;
2) размещение государственными органами информации о своей деятельности в сети «Интернет»;
3) размещение государственными органами информации о своей деятельности в помещениях, занимаемых ими, и в иных отведенных для этих целей местах;
4) ознакомление пользователей информацией с информацией о деятельности государственных органов в помещениях, занимаемых ими, а также через библиотечные и архивные фонды;
5) присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, на заседаниях коллегиальных государственных органов, а также на заседаниях коллегиальных органов государственных органов;
6) предоставление пользователям информацией по их запросу информации о деятельности государственных органов;
7) другими способами, предусмотренными законами и (или) иными нормативными правовыми актами.
При этом в силу подпунктов «а» и «г» пункта 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ информация о нормотворческой деятельности государственного органа, в том числе нормативные правовые акты, изданные государственным органом, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации нормативных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации; административные регламенты отнесены к информации о деятельности государственных органов, размещаемой указанными органами в сети «Интернет».
Статья 16 Федерального закона от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ предусматривает, что государственные органы в занимаемых ими помещениях и иных отведенных для этих целей местах размещают информационные стенды и (или) другие технические средства аналогичного назначения для ознакомления пользователей информацией с текущей информацией о деятельности соответствующего государственного органа. Информация должна содержать: порядок работы государственного органа, включая порядок приема граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления; условия и порядок получения информации от государственного органа. Государственные органы вправе размещать в занимаемых ими помещениях и иных отведенных для этих целей местах иные сведения, необходимые для оперативного информирования пользователей информацией.
Согласно статье 5 закона Забайкальского края от 18 декабря 2009 года № 311 -ЗЗК «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Забайкальского края» документированная информация, размещаемая на информационных стендах, включает в себя: порядок работы государственных органов Забайкальского края; сведения об условиях и порядке получения информации от государственных органов Забайкальского края; иные сведения в объеме, необходимом для оперативного и достоверного информирования граждан по вопросам деятельности государственных органов Забайкальского края. Порядок размещения информации о деятельности государственных органов Забайкальского края в общественно доступных местах устанавливается данными органами.
Проанализировав приведенное федеральное и региональное законодательство, суд сделал правильный вывод о том, что оно не предусматривает обязанности органа исполнительной власти, исполняющего государственную функцию, размещать на информационных стендах по месту нахождения органа, его отделов полного текста нормативных актов, касающихся организации деятельности органа исполнительной власти, в том числе административных регламентов по исполнению государственных функций.
Оспариваемая прокурором норма Административного регламента по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за деятельностью по предоставлению социальных услуг предусматривает, что на информационных стендах по мету нахождения Министерства социальной защиты населения Забайкальского края, отделов Министерства и на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещается текст названного Административного регламента (полная версия на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и извлечения на информационном стенде по месту нахождения Министерства).
Судом установлено, что полный текст Регламента размещен на официальном сайте Министерства (http://www.minsoc.e-zab.ru), пунктом 2.1.6 Регламента предусмотрено размещение адреса официального сайта Министерства на стендах в помещениях Министерства и его отделов.
Учитывая изложенное, следует согласиться с выводом суда о том, что оспариваемая норма не противоречит требованиям федерального законодательства и законодательства Забайкальского края.
По мнению Судебной коллегии, суд обоснованно не согласился с доводом прокурора о нарушении прав граждан и организаций, не имеющих доступа к сети «Интернет», тем, что на стендах в помещениях Министерства и его отделов размещаются только извлечения, а не полный текста Регламента, правильно указав, что пользователь информацией имеет право обращаться в государственные органы с запросом на представление ему информации о деятельности государственных органов в соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ.
С учетом того, что отсутствие на информационных стендах по месту нахождения Министерства социальной защиты населения Забайкальского края и его отделов полного текста Регламента не лишает граждан пожилого возраста и инвалидов возможности ознакомления с ним иным способом (посредством направления запроса), соответственно не нарушается их право на получение информации о деятельности органа исполнительной власти, а также исходя из определения коррупции, содержащегося в Федеральном законе от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», суд пришел к правильному выводу об отсутствии коррупциогенного фактора в оспариваемой норме.
Решение суда содержит подробный анализ законодательства, регулирующего спорные отношения, выводы суда основаны на законе. Судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы явиться основаниями к отмене решения суда.
Доводы апелляционного представления прокурора аналогичны заявлявшимся при обращении в суд. Эти доводы были исследованы судом и получили оценку в решении. Доводов, опровергающих выводы суда, апелляционное представление не содержит, поэтому по доводам апелляционного представления решение суда отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Забайкальского краевого суда от 31 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционное представление участвовавшего в деле прокурора прокуратуры Забайкальского края - без удовлетворения.
Председательствующий