Суд | Верховный Суд Российской Федерации |
Дата решения | 23 августа 2013 г., Определение |
Инстанция | Судебная коллегия по административным делам, апелляция |
Категория | Административные дела |
Докладчик | Борисова Любовь Владимировна |
Электронная копия решения | Скачать |
Решение |
Положительное решение
|
Дело №73-АПГ13-10
от 23 августа 2013 года
председательствующего Пирожкова В.Н., судей Борисовой Л.В. и Ксенофонтовой O.A. при секретаре Паршиной М.И.
комиссии № 23 о регистрации кандидата в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 23 Дугарова [скрыто] по апелляционной жалобе
заявителя на решение Верховного Суда Республики Бурятия от 9 августа 2013 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
на 8 сентября 2013 г. назначены выборы депутатов Народного Хурала Республики Бурятия пятого созыва.
Решением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 23 (далее - ОИК) от 29 июля 2013 г. № 15 Дугаров Б.Б. зарегистрирован кандидатом в депутаты по данному избирательному округу.
Цыбиков Б.Б., зарегистрированный кандидатом по этому же избирательному округу, обратился в суд с заявлением об отмене решения ОИК о регистрации Дугарова Б.Б.
В обоснование заявления указал, что Дугаровым Б.Б. не соблюдены требования закона, предъявляемые к количеству подписей избирателей, собранных в его поддержку как кандидата. Согласно итоговому протоколу количество достоверных подписей избирателей, представленных данным кандидатом, составило 104 подписи, что недостаточно для принятия решения о регистрации. Более того, ряд подписей избирателей, признанных ОИК достоверными, в действительности таковыми не являются. Решение о регистрации кандидата принято в отсутствие сведений о доходе, полученном им от открытого акционерного общества «Заудинская реалбаза», и при наличии недостоверных сведений о его доходе, полученном от филиала открытого акционерного общества «Азиатско-Тихоокеанский банк». По мнению заявителя, названные нарушения избирательного законодательства дают основания для отмены регистрации кандидата в депутаты.
Верховным Судом Республики Бурятия постановлено приведённое выше решение, об отмене которого, как незаконного, и о принятии нового судебного акта об удовлетворении заявления просит в апелляционной жалобе Цыбиков Б.Б.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу об отмене судебного постановления.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд полагал, что не имеется оснований для признания незаконным и отмены решения ОИК о регистрации Дугарова Б.Б. кандидатом в депутаты, поскольку названным кандидатом представлено 107 достоверных и действительных подписей избирателей в поддержку своей кандидатуры и этого количества подписей достаточно для регистрации кандидата.
С указанным выводом согласиться нельзя, поскольку он не основан на законе и не соответствует обстоятельствам дела.
Пунктом 1 ст. 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 7-ФЗ) установлено, что в поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом.
Постановлением избирательной комиссии Республики Бурятия от 18 апреля 2013 г. № 69/855-5 определено, что для регистрации кандидатом в депутаты по одномандатному избирательному округу № 23 необходимо представить следующее количество подписей: минимальное - 107, максимальное - 118.
В пп. 3 и 7 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ отражено, что законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей. По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в
котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Итоговый протокол прилагается к решению комиссии о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации кандидата.
В нарушение указанных требований в решении ОИК о регистрации кандидата Дугарова Б.Б. отсутствуют данные о количестве представленных названным кандидатом подписей, количестве подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, тогда как в итоговом протоколе указано о признании недействительными 14 из 118 подписей, представленных кандидатом для проверки.
В то же время отсутствует иное документальное подтверждение достаточности количества подписей для регистрации кандидата Дугарова Б.Б. при установленном минимуме - 107 подписей избирателей.
Протокол заседания ОИК от 29 июля 2013 г. № 10 не может приниматься во внимание, поскольку из этого документа не представляется возможным установить, какие 3 подписи из 14, ранее признанных в итоговом протоколе и ведомости проверки подписей недействительными, были признаны действительными. Данный протокол заседания не содержит среди вопросов повестки дня вопроса о проверке подписей, а также не содержит результатов голосования членов ОИК по вопросу о признании действительными трёх подписей избирателей.
В силу ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определёнными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В соответствии с п. 1 ст. 28 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ деятельность комиссий осуществляется коллегиально. Решения комиссии должны приниматься на её заседаниях, проводимых в порядке, установленном ст. 28 названного Федерального закона. При этом согласно подп. «б» п. 23 ст. 29 этого же закона член комиссии с правом решающего голоса вправе выступать на заседании комиссии, вносить предложения по вопросам, отнесенным к компетенции соответствующей комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования.
В судебном заседании не допрашивались члены ОИК в целях выяснения вопроса о факте признания ими действительными трёх подписей из 14 подписей, ранее признанных недействительными в итоговом протоколе и ведомости проверки подписей, и выяснения вопроса о том, какие именно подписи были признаны действительными.
При таком положении объяснения представителя ОИК и заинтересованного лица о признании комиссией действительными трёх подписей (в подписном листе № 10, строка 1, в подписном листе № 7, строка 5, в подписном листе № 8, строка 3), данные ими при отсутствии документальных подтверждений о принятии комиссией решения по вопросу
о признании действительными именно этих трёх подписей избирателей, не являются допустимыми доказательствами по делу.
Таким образом, по делу не доказано, что решение ОИК о регистрации кандидата Дугарова Б.Б. принято в соответствии с требованиями закона.
Согласно п. 1 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пп. 2 и 3 этого Федерального закона, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Поскольку из материалов дела не представляется возможным установить, что на момент регистрации Дугарова Б.Б. имелось необходимое количество достоверных подписей избирателей (107 подписей), признанных таковыми избирательной комиссией, является неправильным вывод в решении суда о законности оспариваемого решения ОИК.
Недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, является основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным подп. «д» п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ.
Аналогичные правовые предписания установлены подп. «д» п. 22 ст. 26 Закона Республики Бурятия от 6 января 2004 г. № 609-Ш «О выборах депутатов Народного Хурала Республики Бурятия».
В силу п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пп.24 - 26 ст. 38 Федерального закона, иных требований, предусмотренных этим законом, иным законом.
С учётом изложенного судебное постановление об отказе в удовлетворении заявления нельзя признать законным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявления.
Что касается факта представления кандидатом недостоверных сведений в ОИК, то такие обстоятельства не предусмотрены законом в качестве оснований для отказа в регистрации кандидата.
В соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ избирательная комиссия направляет в средства массовой информации сведения о выявленных фактах недостоверности представленных кандидатами сведений (п. 8 ст. 33). В помещении для голосования либо непосредственно перед указанным помещением участковая комиссия оборудует информационный стенд, на котором размещает информацию обо всех кандидатах, внесённых в бюллетень, в том числе о фактах представления ими недостоверных сведений, предусмотренных пп. 2 и 3 ст. 33 указанного Федерального закона (подп. «е» п. 3 ст. 61).
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Верховного Суда Республики Бурятия от 9 августа 2013 г. отменить и принять новое решение об удовлетворении заявления Цыбикова Б.Б.
Признать незаконным и отменить решение окружной избирательной комиссии № 23 от 29 июля 2013 г. № 15 о регистрации кандидатом в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 23 Дугарова [скрыто]
Председательствующий Судьи
ГПК РФ | Статья 60. Допустимость доказательств |
ГПК РФ | Статья 328. Полномочия суда апелляционной инстанции |