Суд | Верховный Суд Российской Федерации |
Дата решения | 27 августа 2013 г., Определение |
Инстанция | Судебная коллегия по административным делам, апелляция |
Категория | Административные дела |
Докладчик | Горчакова Елена Викторовна |
Электронная копия решения | Скачать |
Решение |
Отрицательное решение
|
Дело №73-АПГ13-13
от 27 августа 2013 года
председательствующего Пирожкова В.Н.,
при секретаре Паршиной М.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Устинова Василия Васильевича о признании незаконным решения окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 14 от 1 августа 2013 г. № 35 «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 14 Устинова [скрыто] по
апелляционной жалобе окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 14 на решение Верховного Суда Республики Бурятия от 12 августа 2013 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей необходимым решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
постановлением Народного Хурала Республики Бурятия от 6 июля 2013 г. № 3399-1V выборы депутатов Народного Хурала Республики Бурятия пятого созыва назначены на 8 сентября 2013 г.
Решением окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 14 от 1 августа 2013 г. № 35 Устинову В.В. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 14 в соответствии с подпунктом «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидатом (менее 115 подписей, необходимых для регистрации кандидата).
Устинов В.В. обратился в суд с заявлением об отмене приведённого выше решения.
В обоснование заявленных требований ссылался на необоснованность признания избирательной комиссией недействительными 15 подписей избирателей, считая, что им представлено 121 действительная подпись.
Решением Верховного Суда Республики Бурятия от 12 августа 2013 г. заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 14 ставится вопрос об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм материального права.
Относительно апелляционной жалобы прокурором, участвующим в деле, и Устиновым В.В. поданы возражения о несостоятельности её доводов и законности судебного постановления.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились Устинов В.В., представитель окружной избирательной комиссией одномандатного округа № 14 и представитель Избирательной комиссии Республики Бурятия.
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что в силу части 1 статьи 260.1 названного закона неявка в суд лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещённых о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришёл к правильному выводу о том, что оснований, предусмотренных пунктом 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на референдум граждан Российской Федерации (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ), для
отказа Устинову B.B. в регистрации кандидатом в депутаты у окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 14 не имелось, 14 подписей избирателей признаны недействительными избирательной комиссией неправомерно, таковыми фактически являются 7 подписей, следовательно, оставшихся 120 подписей избирателей достаточно для принятия решения о регистрации Устинова В.В. кандидатом.
Мотивы суда подробно изложены в обжалуемом решении, согласуются с нормами материального права, соответствуют материалам дела, и Судебная коллегия не находит оснований с ними не согласиться.
Пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ определено, что при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 3 и 3.1 статьи 33 данного Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации).
Порядок и правила сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата, правила оформления подписных листов регламентируются статьёй 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ.
Избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату её внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Данные об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись и дату её внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату её внесения избиратель ставит собственноручно (пункт 11 приведённой статьи).
Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, поделенного на число депутатских мандатов, но не может составлять менее 10 подписей (пункт 2 этой же статьи).
Учитывая, что число избирателей в избирательном округе № 14 составляет 23027, то для регистрации кандидата необходимо представить в избирательную комиссию 115 действительных подписей.
Судом установлено, что из 127 подписей, представленных Устиновым В.В. для регистрации и подвергнутых проверке, 21 подпись признана недостоверной и недействительной в связи с имеющимися неоговоренными исправлениями в сведениях об избирателе, а также в
сведениях о лице, осуществляющем сбор подписей, из-за неполноты сведений о них, из-за указания сведений об избирателе, не соответствующих действительности.
Проверяя доводы заявителя о необоснованности признания недействительными 7 подписей - [скрыто] С
[скрыто], суд обоснованно признал их несостоятельными, поскольку в отношении двух избирателей неполностью указан адрес места жительства (отсутствует наименование улицы, номера дома и квартиры), в отношении трёх избирателей имеются неоговоренные исправления в серии паспорта, в дате внесения подписи, в адресе места жительства, в отношении одного избирателя неправильно указано отчество.
Вместе с тем подписи избирателей [скрыто] судом
правильно исключены из числа недействительных подписей, так как неоговоренные исправления в индексе адреса места жительства названных избирателей не могут в силу закона являться основанием для признания их недействительными в силу того, что указание индекса населённого пункта не относится к сведениям об избирателе, подлежащим отражению в подписном листе.
Исследовав подписные листы, суд первой инстанции правомерно не согласился с признанием недействительными 9 подписей в связи с имеющимися неоговоренными исправлениями ввиду отсутствия таковых.
Судебная коллегия считает верным мнение суда о необоснованном признании избирательной комиссией недействительными подписей [скрыто] по тому основанию, что в
сведениях об этих избирателях имеются неоговоренные исправления.
Вопреки утверждению избирательной комиссии, исправления соответственно в адресе места жительства, дате внесения подписи и отчестве оговорены самим избирателем путём зачёркивания неверных данных и проставления собственной подписи в соответствующей колонке.
Довод апелляционной жалобы, что такие исправления нельзя признать надлежащими, так как отсутствует специальная письменная оговорка исправлений самим избирателем или сборщиком подписей, однозначно свидетельствующая о том, кто внёс соответствующие исправления, не опровергает вывод суда, поскольку действующее законодательство не предусматривает конкретного способа внесения исправлений в подписные листы.
Принимая во внимание, что в силу пункта 6.6 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ специально оговорённые избирателем исправления не могут служить основанием для признания подписи недействительной, следует согласиться с выводом суда о действительности указанных выше подписей избирателей.
Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований,
предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных названным Федеральным законом, иным законом.
Учитывая, что окружной избирательной комиссией избирательного округа № 14 по выборам депутатов Народного Хурала Республики Бурятия такие нарушения были допущены, суд обоснованно отменил решение этой комиссии от 1 августа 2013 г. № 35 об отказе в регистрации кандидата в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 14 Устинова В.В. и правомерно возложил на комиссию обязанность зарегистрировать его кандидатом, поскольку при рассмотрении дела не были установлены иные основания для отказа в регистрации.
Апелляционная жалоба не содержит иных, кроме приведённого, доводов, влекущих отмену решения суда, в силу чего оснований для её удовлетворения не имеется.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решение Верховного Суда Республики Бурятия от 12 августа 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 14 - без удовлетворения.
Председательствующи