Суд | Верховный Суд Российской Федерации |
Дата решения | 27 августа 2013 г., Определение |
Инстанция | Судебная коллегия по административным делам, апелляция |
Категория | Административные дела |
Докладчик | Горчакова Елена Викторовна |
Электронная копия решения | Скачать |
Решение |
Отрицательное решение
|
Дело №73-АПГ13-15
от 27 августа 2013 года
председательствующего Пирожкова В.Н.,
при секретаре Паршиной М.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Дондокова [скрыто] об отмене решения окружной избирательной
комиссии по одномандатному избирательному округу № 28 от 26 июля 2013 г. № 12 «О регистрации кандидата в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 28 Цыбиковой Норжимы Бадмадоржиевны» по апелляционной жалобе Цыбиковой Н.Б. на решение Верховного Суда Республики Бурятия от 12 августа 2013 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой ЭХ., полагавшей необходимым решение суда отменить, Судебная коллегия пб административным делам Верховного Суда Российской Федерации
выборы депутатов Народного Хурала Республики Бурятия пятого созыва назначены на 8 сентября 2013 г.
Решением окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 28 от 26 июля 2013 г. № 12 Цыбикова Н.Б.
зарегистрирована кандидатом в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 28.
Дондоков A.A., являясь зарегистрированным кандидатом по тому же избирательному округу, обратился в суд с заявлением об отмене приведённого решения избирательной комиссии.
В обоснование заявленных требований ссылался на то, что в нарушение положений Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ) адрес места жительства лица, осуществляющего сбор подписей избирателей, указан в подписных листах, представленных кандидатом Цыбиковой Н.Б., не в полном объёме.
Полагал, что сокращение наименования субъекта в адресе места жительства лица, осуществляющего сбор подписей, недопустимо, так как препятствует однозначному восприятию сведений. Кроме того, закон позволяет сокращать даты и слова только в сведениях об избирателе.
Считал, что все подписи избирателей в подписных листах являются недействительными, в связи с чем решение окружной избирательной комиссии о регистрации кандидата подлежит отмене.
Решением Верховного Суда Республики Бурятия от 12 августа 2013 г. заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе Цыбикова Н.Б. просит решение суда первой инстанции отменить, как постановленное с нарушением норм материального права.
Относительно апелляционной жалобы прокурором, участвующим в деле, и Дондоковым A.A. поданы возражения о несостоятельности её доводов и о законности судебного постановления.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что в силу части 1 статьи 260.1 названногозЗакона неявка в суд лиц, участвующих по делу и надлежащим образом извещённых о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда подлежащим отмене.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришёл к заключению, что сокращение в адресе места жительства лиц, осуществляющих сбор подписей избирателей, наименования субъекта
Российской Федерации, свидетельствует о неполноте сведений о сборщике подписей, что в силу подпункта «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ является основанием для признания всех подписей избирателей недействительными.
Поскольку наличие достаточного количества подписей избирателей является необходимым условием для регистрации кандидата в депутаты, суд признал незаконным решение окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 28 от 26 июля 2013 г. № 12 о регистрации Цыбиковой Н.Б. кандидатом в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 28.
При этом суд исходил из того, что регистрация кандидата Цыбиковой Н.Б. нарушает принцип равенства всех кандидатов, гарантированный статьёй 39 названного закона, который предусматривает возможность сокращения слов и дат исключительно в отношении сведений об избирателях, которые являются жителями избирательного округа, в то время как лица, осуществляющие сбор подписей избирателей, могут проживать за его пределами.
Судебная коллегия находит выводы суда основанными на неверном толковании норм материального права, не соответствующими фактическим обстоятельствам дела.
В силу положений пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 данного Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Порядок и правила сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата, правила оформления подписных листов регламентируются статьёй 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ, исчерпывающий перечень оснований признания подписей недействительными - пунктом 6.4 названного закона.
Пункт 12 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ предусматривает обязанность лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, каждый подписной лист заверить, собственноручно указать в том числе адрес места жительства, который согласно пункту 5 статьи 2 указанного закона включает наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населённого пункта, улицы, номера дома и квартиры.
Подпункт «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ предусматривает признание недействительными всех подписей избирателей, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны в подписном листе не в полном объёме или не соответствуют действительности либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно.
Приведённые законоположения подтверждают правильность вывода суда о том, что необходимость указания в подписных листах в адресе места жительства сборщиков подписей наименования субъекта Российской Федерации является безусловным требованием федерального законодательства, обязательным для исполнения всеми участниками избирательного процесса.
Вместе с тем Судебная коллегия не может согласиться с позицией суда, расценившего сокращённое написание в подписных листах в адресе сборщиков подписей избирателей наименования субъекта Российской Федерации («РБ» вместо «Республика Бурятия») как отсутствие одной из составляющей понятия адреса места жительства лица, осуществляющего сбор подписей избирателей в поддержку кандидата Цыбиковой Н.Б.
Исходя из буквального толкования подпункта «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ все подписи в подписном листе признаются недействительными, если лицо, осуществлявшее сбор подписей, не указало хотя бы один из обязательных элементов, составляющих объём сведений о сборщике подписей, предусмотренных федеральным законом: дату своего рождения, адрес места жительства, серию и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием даты его выдачи, наименования или кода выдавшего его органа.
Между тем в строке «Подписной лист удостоверяю» каждого подписного листа содержатся все сведения, перечисленные в подстрочечном тексте подписного листа Приложения 5 к Федеральному закону от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ, в том числе и наименование субъекта Российской Федерации.
Судебная коллегия считает необходимым обратить внимание на то обстоятельство, что сборщики подписей Цыдыпова Э.Ц. и Цыдыпова С.К. проживают в том же районе Республики Бурятия, что и избиратели, поставившие в подписных листах подписи в поддержку выдвижения кандидата Цыбиковой Н.Б., что исключает любое иное прочтение наименования субъекта Российской Федерации, кроме Республики Бурятия.
Более того, из содержания отдельных нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти Республики Бурятия и органами местного самоуправления, следует, что в Республике Бурятия допускается в официальных наименованиях сокращённое написание республики как субъекта Российской Федерации (Указом Президента Республики Бурятия от 30 декабря 2010 г. № 163 «Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг в
сфере отдельных переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений органам государственной власти Республики Бурятия» предусмотрено сокращённое название государственного казённого учреждения Республики Бурятия «Лесничество» - ГКУ РБ «Лесничество»; из Закона Республики Бурятия от 9 июля 2012 г. № 2867-1У «Об утверждении отчёта об исполнении Закона Республики Бурятия «О программе социально-экономического развития Республики Бурятия на 2011-2015 годы» за 2011 год»» следует, что государственное учреждение «Многофункциональный центр Республики Бурятия» имеет сокращённое название - ГУ «МФЦ РБ», постановлениями Правительства Республики Бурятия от 9 марта 2007 г. № 65 и от 26 сентября 2007 г. № 293 предусмотрено сокращённое наименование государственных органов исполнительной власти республики соответственно Минприроды РБ и Минсоцзащиты РБ и др.).
Как следует из Методических рекомендаций по приёму и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утверждённых постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 13 июня 2012 г. № 128/986-6, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, давая в пункте 12 подраздела 3.2 «Основания признания подписей недостоверными и (или) недействительными» разъяснения подпункта «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67 -ФЗ, указала, что он применяется аналогично пункту 5, содержащему разъяснения вопроса в каких случаях подпись избирателя признаётся недействительной в связи с неполнотой указанных в подписном листе сведений, а именно при условии отсутствия каких-либо сведений о сборщике подписей, требуемых законом.
Таким образом, Судебная коллегия приходит к заключению, что сокращённое написание «Республика Бурятия» в виде двух прописных букв в адресе места жительства сборщика подписей в подписных листах, представленных в избирательную комиссию кандидатом Цыбиковой Н.Б., нельзя расценить как представление лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, сведений о себе не в полном объёме или отсутствие в адресе места жительства сборщика подписей наименования субъекта Российской Федерации, а также не может свидетельствовать о нарушении закрепленного в статье 39 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ принципа равенства всех кандидатов.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о несоблюдении избирательной комиссией требований избирательного законодательства при принятии решения о регистрации Цыбиковой Н.Б. кандидатом в депутаты является неверным, следовательно, решение суда нельзя признать законным, в силу чего оно подлежит отмене с вынесением нового судебного постановления об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решение Верховного Суда Республики Бурятия от 12 августа 2013 г. отменить. Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления Дондокова [скрыто] об отмене решения окружной избирательной
комиссии по одномандатному избирательному округу № 28 от 26 июля 2013 г. № 12 «О регистрации кандидата в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 28 Цыбиковой [скрыто]» отказать.
Председательствующий
Судьи