Суд | Верховный Суд Российской Федерации |
Дата решения | 30 августа 2013 г., Определение |
Инстанция | Судебная коллегия по административным делам, апелляция |
Категория | Административные дела |
Докладчик | Калинина Людмила Александровна |
Электронная копия решения | Скачать |
Решение |
Положительное решение
|
Дело №73-АПГ13-22
от 30 августа 2013 года
Бурятия от 1 августа 2013 года, об отказе удовлетворении его заявления, об отмене постановления окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Народного Хурала Республики Бурятия пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 33 от 19 июля 2013 года № 3, которым Дамбаеву В.Б. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия пятого созыва по данному избирательному округу, и возложении на окружную избирательную комиссию по выборам депутатов Народного Хурала Республики Бурятия пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 33 обязанности зарегистрировать Дамбаева В.Б. кандидатом в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 33.
постановлением Народного Хурала Республики Бурятия от 6 июля 2013 года № 3399-IV на 8 августа 2013 года назначены выборы депутатов Народного Хурала Республики Бурятия пятого созыва.
Постановлением окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Народного Хурала Республики Бурятия пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 33(далее - ОИК № 33) от 19 июля 2013 года № 3 Дамбаеву В.Б. отказано в регистрации кандидатом в депутаты
Народного Хурала Республики Бурятия пятого созыва на основании подпункта «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и подпункта «д» пункта 22 статьи 26 Закона Республики Бурятия от 6 января 2004 года № 603-Ш «О выборах депутатов Народного Хурала Республики Бурятия».
Дамбаев В.Б. обратился в Верховный Суд Республики Бурятия с заявлением о признании незаконным данного постановления ОИК № 33, его отмене и возложении обязанности на ОИК №33 зарегистрировать его кандидатом в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия пятого созыва.
Представитель ОИК № 33 Акчурин А.Р. возражал против удовлетворения заявления Дамбаева В.Б.
Решением Верховного Суда Республики Бурятия от 1 августа 2013 года Дамбаеву В.Б. отказано в удовлетворении заявления.
В апелляционной жалобе Дамбаев В.Б. просит решение суда первой инстанции отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, вынести новое решение, которым заявление Дамбаева В.Б. удовлетворить в полном объёме.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокурором, участвующим в деле, представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения в апелляционном порядке жалобы Дамбаева В.Б. извещены своевременно и в надлежащей форме.
До начала судебного заседания в суд апелляционной инстанции от Дамбаева В.Б. поступило ходатайство о рассмотрении настоящего дела в его отсутствие, а также в отсутствие его представителя Дамбаева А.Б.
Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно апелляционной жалобы, и вправе в интересах законности проверить решение суда первой инстанции в полном объёме (статья 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Под законностью, как это следует из содержания статьи 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, законодатель понимает правильное рассмотрение и разрешение дела в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене в апелляционном порядке.
Выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных Дамбаевым В.Б. требований соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оценёнными судом по
правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорное правоотношение.
Судом установлено, что количество подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата, - 95. Дамбаев В.Б. в порядке самовыдвижения в качестве кандидата в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 33 представил в ОИК № 33 подписные листы в поддержку его кандидатуры, содержащие 105 подписей избирателей, из них 55 подписей или 52 % от общего количества представленных подписей признаны недействительными по тому основанию, что, заверяя подписные листы, кандидат, самостоятельно осуществлявший сбор подписей избирателей в поддержку своего выдвижения, не указал дату внесения своей подписи.
Поскольку в силу подпункта «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», подпункта «8» пункта 7 статьи 26 Закона Республики Бурятия от 6 января 2004 года № 603-Ш «О выборах депутатов Народного Хурала Республики Бурятия» недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, суд обоснованно пришёл к выводу о законности постановления ОИК № 33 об отказе Дамбаеву В.Б. в регистрации его кандидатом в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 33 и, как следствие, справедливо отказал Дамбаеву В.Б. в удовлетворении заявленных требований.
Согласно подпункту «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к тому, что отсутствие даты внесения подписи кандидатом при оформлении подписного листа не является существенным нарушением и должно расцениваться как техническая ошибка, которая могла быть устранена в порядке предусмотренном пунктом 1.1 статьи 26 Закона Республики Бурятия от 6 января 2004 года № 603-Ш «О выборах депутатов Народного Хурала Республики Бурятия», так как у Дамбаева В.Б. были в наличии другие подписные листы, которыми он мог заменить
подписные листы, не содержащие даты внесения подписи кандидатом, не могут изменить правовую судьбу постановленного решения.
Из материалов дела следует, что все эти доводы были предметом судебного разбирательства, им дана надлежащая судебная оценка, что нашло мотивированное отражение в решении суда первой инстанции и с которой Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации согласна.
Суд в этой части решения обоснованно исходил из того, что возможность внесения уточнений и дополнений в документы, а также их замены не распространяется на подписные листы с подписями избирателей, что в полной мере согласуется с пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и пунктом 1.1 статьи 26 Закона Республики Бурятия от 6 января 2004 года № 603-Ш «О выборах депутатов Народного Хурала Республики Бурятия», в силу предписаний которых не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нём, а также в иные документы, представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей). Кандидат может заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.
Других доводов, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции в апелляционном порядке, в апелляционной жалобе не приводится.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
/определила:
решение Верховного Суда Республики Бурятия от 1 августа 2013 года