Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 74-АПГ13-9

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 28 августа 2013 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, апелляция
Категория Административные дела
Докладчик Борисова Любовь Владимировна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №74-АПГ13-9

от 28 августа 2013 года

 

председательствующего Пирожкова В.Н., судей Борисовой Л.В. и Ерёменко Т.И. при секретаре Паршиной М.И.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., объяснения представителя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Оконешникова В.Ю., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Журавлёвой Н.М., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании недействующими отдельных положений Закона Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2012 г. 3 № 1178-IV «О порядке отзыва Главы Республики Саха (Якутия)», ссылаясь на их противоречие федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу.

Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 30 апреля 2013 г. заявление удовлетворено частично. Признаны недействующими пп. 2 и 3 ч. 11 ст. 9, ч. 12 ст. 9, ч. 2 ст. 11 в части слов «уполномоченным

представителем инициативной группы», ч. 3 ст. 14 оспариваемого акта. В удовлетворении остальной части требований отказано.

В апелляционной жалобе Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) просит об отмене судебного решения о признании недействующими ч. 12 ст. 9 и ч. 2 ст. 14 названного выше Закона Республики Саха (Якутия) и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявления, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу, что не имеется оснований для отмены судебного постановления.

Удовлетворяя требования прокурора о признании недействующими оспариваемых положений регионального нормативного правового акта, суд исходил из вывода о том, что эти положения противоречат федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу.

Данный вывод суда основан на законе, соответствует материалам дела, и оснований для признания его неправильным не имеется.

Установлено, что 15 декабря 2012 г. принят Закон Республики Саха (Якутия) 3 № 1178-1У «О порядке отзыва Главы Республики Саха (Якутия)» (далее - Закон Республики Саха (Якутия), опубликованный в печатных изданиях «Якутские ведомости», 2012 г., № 100, «Ил Тумэн», 2013 г., № 1.

В ч. 12 ст. 9 указанного акта отражено, что Центральная избирательная комиссия Республики Саха (Якутия) в течение 15 дней со дня получения ходатайства о регистрации инициативной группы проверяет соответствие ходатайства и приложенных к нему документов требованиям, предусмотренным этим законом, и принимает одно из следующих решений:

1) о регистрации инициативной группы и её уполномоченных представителей, при этом инициативной группе выдаётся регистрационное свидетельство, форма которого устанавливается Центральной избирательной комиссией Республики Саха (Якутия). Регистрационное свидетельство инициативной группы действительно со дня принятия решения о регистрации инициативной группы до дня официального опубликования результатов голосования по отзыву. В регистрационном свидетельстве, выданном инициативной группе, указываются дата окончания срока сбора подписей в поддержку инициативы проведения голосования по отзыву и количество подписей избирателей, которое требуется собрать инициативной группе в соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона Республики Саха (Якутия) (в абсолютном выражении);

2) об отказе в регистрации инициативной группы.

Частью 3 ст. 14 Закона Республики Саха (Якутия) установлена обязанность Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) не позднее чем через пять дней со дня поступления документов, необходимых для назначения голосования по отзыву, от Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) уведомить об этом Президента Российской Федерации.

На федеральном уровне отношения, по поводу которых возник спор, регламентированы Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее -Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ), Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее -Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ).

Конституцией Российской Федерации вопросы установления общих принципов организации органов государственной власти отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. «н» ч. 1 ст. 72). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (чч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).

Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ определены вопросы образования, формирования, деятельности законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, их полномочия, ответственность, порядок взаимодействия между собой и с федеральными органами государственной власти.

Подпунктом «к» п. 2 ст. 5 названного Федерального закона предусмотрено, что порядок проведения выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо порядок избрания высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и порядок отзыва высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.

Подпунктом «л» п. 1 ст. 19 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ установлено, что полномочия высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) прекращаются досрочно в случае его отзыва избирателями, зарегистрированными на территории субъекта Российской Федерации, на

основании и в порядке, установленных названным Федеральным законом и принятым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации.

Исходя из положений, предусмотренных пп. 7.1, 7.2, 7.4 этой же статьи Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ, законом субъекта Российской Федерации, регулирующим отзыв высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), должны предусматриваться основания и процедура. Процедура отзыва высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) проводится в порядке, установленном для проведения референдума субъекта Российской Федерации, с учётом особенностей, предусмотренных данным Федеральным законом.

В ст. 36 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, регулирующей порядок реализации инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, отражено, что инициативная группа по проведению референдума обращается в избирательную комиссию соответствующего уровня, которая со дня обращения инициативной группы действует в качестве комиссии референдума, с ходатайством о регистрации группы. Названная комиссия в течение 15 дней обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям этого Федерального закона, конституции (устава), закона субъекта Российской Федерации о направлении их в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации принимать решение о назначении референдума, в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы (п. 5). Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум субъекта Российской Федерации, требованиям ст. 12 данного Федерального закона в порядке и сроки, установленные законом субъекта Российской Федерации (п. 6). Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязан уведомить об этой инициативе Президента Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и Центральную избирательную комиссию Российской Федерации (п. 7). Если законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации признает, что выносимый на референдум вопрос не отвечает требованиям ст. 12 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ, комиссия, указанная в п. 2 этой статьи, отказывает инициативной группе по проведению референдума в регистрации (п. 11).

Таким образом, на федеральном уровне закреплено, что решению вопроса о регистрации инициативной группы по проведению референдума предшествует процедура рассмотрения законодательным

(представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации ходатайства и приложенных к нему документов на предмет соответствия вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум субъекта Российской Федерации, требованиям Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ. Кроме того, предписано уведомить об инициативе референдума не только Президента Российской Федерации, но Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.

Сравнительный анализ ч. 12 ст. 9 и ч. 3 ст. 14 Закона Республики Саха (Якутия) с приведёнными федеральными установлениями показывает, что оспариваемым регулированием не обеспечено соблюдение порядка реализации инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, изменено содержание полномочий как законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, который лишён своих прав и освобождён от исполнения обязанностей в указанной выше части, так и соответствующей избирательной комиссии, наделённой правом самостоятельно принимать решение о регистрации либо об отказе в регистрации инициативной группы по проведению референдума.

Указанное свидетельствует о нарушении требований Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ и Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.

В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признаёт нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применены нормы материального права, подлежащие применению к спорным правоотношениям, решение суда является законным и обоснованным.

Судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного постановления по доводам апелляционной жалобы.

Является ошибочным мнение Государственного Совета (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) о соответствии оспариваемого регулирования подп. «а» и «в» п. 6 ст. 12 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ. Названные нормы регулируют отношения, связанные с досрочным прекращением полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации, проведением досрочных выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, с избранием

депутатов и должностных лиц, назначением на должность и с освобождением от должности должностных лиц, а также иные, не являющиеся предметом оспаривания по данному делу отношения,

В силу изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 30 апреля 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Сахз СЩутия) - без удовлетворения.

Председательствующий Судьи

Статьи законов по Делу № 74-АПГ13-9

Статья 76. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные
ГПК РФ Статья 253. Решение суда по заявлению об оспаривании нормативного правового акта
ГПК РФ Статья 328. Полномочия суда апелляционной инстанции

Производство по делу

Загрузка
Наверх