Дело № 74-Г10-9

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 8 сентября 2010 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Борисова Любовь Владимировна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №74-Г10-9

от 8 сентября 2010 года

 

председательствующего Пирожкова В.Н.,

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда подлежит отмене с прекращением производства по делу, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

первый заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в суд с вышеуказанным заявлением, сославшись на то, что оспариваемый акт противоречит постановлению Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1996 г. № 1116 «Об утверждении Положения о залах официальных лиц и делегаций», согласно которому перечень граждан,

обслуживаемых в названных залах, открытых для международных сообщений (международных полётов), утверждается Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Правительство Республики Саха (Якутия), приняв оспариваемое постановление, вышло за пределы полномочий, предоставленных органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации федеральным законодательством.

Верховным Судом Республики Саха (Якутия) постановлено приведённое выше решение, об отмене которого и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявления просит в кассационной жалобе Правительство Республики Саха (Якутия).

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что имеются основания для отмены решения суда.

Установлено, что постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 27 марта 2010 г. № 144 утверждён Перечень государственных должностей и должностей государственной гражданской службы, замещение которых даёт право пользования залами официальных лиц и делегаций, организуемыми в составе железнодорожных и автомобильных вокзалов (станций), морских и речных портов, аэропортов (аэродромов), открытых для международных сообщений (международных полётов). Акт официально опубликован в издании «Якутские ведомости», № 23, 7 апреля 2010 г.

Суд, признавая недействующим указанное постановление, пришёл к выводу, что оно принято с превышением полномочий, предоставленных органам государственной власти Республики Саха (Якутия).

На федеральном уровне правоотношения, связанные с порядком пересечения государственной границы Российской Федерации, регламентированы Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации» (с последующими изменениями), иными нормативными правовыми актами.

В соответствии с п. «н» ст. 71 Конституции Российской Федерации вопросы определения статуса и защиты государственной границы, территориального моря, воздушного пространства Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации.

Законом Российской Федерации «О государственной границе Российской Федерации» пересечение государственной границы отнесено к вопросам содержания и установления режима государственной границы (ст. 7). В качестве пропуска через государственную границу определена территория (акватория) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского (торгового, рыбного, специализированного), речного (озёрного) порта, аэропорта, военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полётов), а также иной

специально выделенной в непосредственной близости от государственной границы участок местности, где в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется пропуск через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных. Пределы и перечень пунктов пропуска через государственную границу определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ст. 9).

К специализированной части пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 12 марта 1996 г. № 371 «О совершенствовании порядка пересечения государственной границы» (в ред. указов Президента РФ от 31 июля 2002 г. № 821, от 26 января 2007 г. № 69) отнесены залы официальных лиц и делегаций, которые организуются в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, установленных в пределах железнодорожных, автомобильных вокзалов, станций, морских, речных портов, аэропортов (аэродромов), открытых для международных сообщений (международных полётов). Решение об организации и открытии залов официальных лиц принимается Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной таможенной службой и другими федеральными органами исполнительной власти, подразделения которых осуществляют контроль в пунктах пропуска через государственную границу.

Приведённые нормы отражены и в Положении о залах официальных лиц и делегаций, утверждённом постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1996 г. № 1116. При этом закреплено, что перечень граждан, обслуживаемых в указанных выше залах официальных лиц и делегаций, утверждается Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п. 2 постановления).

Таким образом, федеральные органы исполнительной власти наделены полномочиями по утверждению перечня граждан, обслуживаемых в залах официальных лиц и делегаций, организуемых в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, установленных в пределах железнодорожных, автомобильных вокзалов, станций, морских, речных портов, аэропортов (аэродромов), открытых для международных сообщений (международных полётов). При этом полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации сводятся к согласованию такого перечня. Иных полномочий по данному вопросу им не предоставлено.

Сравнительный анализ оспариваемого акта с федеральными нормами приводит к выводу о том, что при принятии постановления от 27 марта 2010 г. № 144 Правительство Республики Саха (Якутия) осуществило нормативное правовое регулирование по вопросу, отнесённому к ведению Российской Федерации.

В связи с чем на момент вынесения решения являлся правильным вывод суда о наличии предусмотренных ч. 2 ст. 253 ГПК РФ оснований для признания акта недействующим.

Вместе с тем установлено, что оспариваемые нормы прекратили своё действие в связи с принятием Правительством Республики Саха (Якутия) постановления от 29 июля 2010 г. № 344 «О внесении изменений в порядок и условия командирования государственных гражданских служащих Республики Саха (Якутия)», помещённого в газете «Якутские ведомости», № 50, 7 августа 2010 г. и вступившего в силу с момента официального опубликования его текста.

В частности, ст. 2 названного акта внесены изменения в наименование, содержание и приложение постановления Правительства от 27 марта 2010 г. № 144, в соответствии с которыми изменён предмет правового регулирования, и речь теперь идёт не о пересечении границы, а о возмещении расходов за услуги залов официальных лиц и делегаций.

В соответствии с п. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

По смыслу закона предметом судебного обжалования могут быть только такие правовые акты нормативного характера, которые на момент рассмотрения заявленных требований являются действующими и влекущими нарушения прав и свобод. Правовые акты, действие которых прекращено, сами по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей не являются и нарушений охраняемых законом прав и интересов повлечь не могут.

Аналогичная позиция выражена в п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части».

Поскольку на момент кассационного рассмотрения дела оспариваемые нормы прекратили своё действие и нарушения чьих-либо прав и свобод не влекут, решение суда первой инстанции о признании нормативного правового акта недействующим подлежит отмене с прекращением производства по данному делу.

В силу изложенного и руководствуясь ст. 360, п. 4 ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Верховного Суда! Республики Саха (Якутия) от 2 июля 2010 г. отменить, производство по данному делу прекратить.

Статьи законов по Делу № 74-Г10-9

Статья 71. В ведении Российской Федерации находятся:
ГПК РФ Статья 251. Подача заявления об оспаривании нормативных правовых актов
ГПК РФ Статья 253. Решение суда по заявлению об оспаривании нормативного правового акта
ГПК РФ Статья 361. Утратила силу

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Загрузка
Наверх