Дело № 74-Г11-22

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 16 ноября 2011 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Борисова Любовь Владимировна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №74-Г11-22

от 16 ноября 2011 года

 

председательствующего Пирожкова В.Н.,

при секретаре Алёшиной П.В. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению первого заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании недействующими пп. 4.1, 4.2, 4.3 Порядка организации обеспечения правопорядка и общественной безопасности в период подготовки и проведения общественно-политических, культурно-зрелищных и спортивно-массовых мероприятий на территории Республики Саха (Якутия), утверждённого постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 16 мая 2011 г. № 203, по кассационной жалобе Правительства Республики Саха (Якутия) на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 6 сентября 2011 г., которым заявление удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., объяснения представителя Правительства Республики Саха (Якутия) Алексеева П.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

16 мая 2011 г. Правительством Республики Саха (Якутия) принято постановление № 203 «Об организации обеспечения правопорядка и общественной безопасности в период подготовки и проведения общественно-политических, культурно-массовых мероприятий на

территории Республики Саха (Якутия)», опубликованное в печатном издании «Якутия» 25 мая 2011 г., № 91.

Пунктом 1 названного постановления утверждён Порядок организации обеспечения правопорядка и общественной безопасности в период подготовки и проведения общественно-политических, культурно-зрелищных и спортивно-массовых мероприятий на территории Республики Саха (Якутия) (далее - Порядок).

Данный документ определяет порядок деятельности в том числе органов внутренних дел по обеспечению правопорядка при проведении указанных мероприятий:

орган внутренних дел после получения уведомления о проведении массового мероприятия документально подтверждает получение уведомления о проведении массового мероприятия, указав при этом дату и время его получения (п. 4.1.);

орган внутренних дел после получения уведомления о проведении массового мероприятия информирует в письменной форме не позднее чем через три дня с момента получения уведомления организатора массового мероприятия по вопросам обеспечения охраны общественного порядка и общественной безопасности в период проведения мероприятия (п. 4.2.);

орган внутренних дел после получения уведомления о проведении массового мероприятия назначает уполномоченного представителя органа внутренних дел на весь период проведения массового мероприятия (п. 4.З.).

Первый заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании приведённых норм недействующими, сославшись на то, что они приняты с превышением полномочий, предоставленных органам государственной власти субъекта Российской Федерации.

Верховным Судом Республики Саха (Якутия) постановлено приведённое выше решение, об отмене которого и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявления просит в кассационной жалобе Правительство Республики Саха (Якутия), ссылаясь на нарушение судом норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.

Согласно п. «г» ст. 71 Конституции Российской Федерации установление системы федеральных органов исполнительной власти, порядок их организации и деятельности находятся в ведении Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 249 утверждено Типовое положение о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской

Федерации, определяющее основные полномочия и организацию деятельности территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации (МВД России) на региональном уровне.

Статьёй 3 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» закреплено, что правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, данный федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (п. 1). Полиция в своей деятельности руководствуется также законами субъекта Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции.

Статьёй 12 упомянутого выше Федерального закона определены права и обязанности полиции. На полицию в том числе возложены обязанности обеспечивать совместно с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаторами собраний, митингов, демонстраций, шествий и других публичных мероприятий (далее -публичные мероприятия) безопасность граждан и общественный порядок, оказывать в содействии с законодательством Российской Федерации содействие организаторам спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий (далее - массовые мероприятия) в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий (подп. 6 п. 1).

Статьёй 14 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» названы права и обязанности уполномоченного представителя органа внутренних дел в целях оказания организатору публичного мероприятия содействия в обеспечении общественного порядка и безопасности граждан.

Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», определяющий полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, не предоставил указанным органам права на решение вопросов, связанных с порядком организации и деятельности органов внутренних дел.

Таким образом, исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации не вправе осуществлять нормативное правовое регулирование по вопросам, не относящимся к ведению и полномочиям субъекта Российской Федерации.

С учётом изложенного вывод в решении суда о том, что Правительство Республики Саха (Якутия), осуществляя нормативное правовое регулирование по вопросу подготовки и проведения общественно-политических, культурно-зрелищных и спортивно-массовых мероприятий на территории республики, в нарушение действующего законодательства регламентировало порядок деятельности органов внутренних дел, является правильным, а решение суда о признании недействующими оспариваемых прокурором норм - законным и обоснованным.

В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признаёт нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве основания для отмены решения, в том числе и тех, ссылки на которые имеются в кассационной жалобе.

Не имеет правового значения для разрешения данного дела довод кассационной жалобы о том, что у Правительства Республики Саха (Якутия) имеются полномочия по принятию нормативного правового акта, регулирующего правоотношения, связанные с организацией обеспечения правопорядка и общественной безопасности в период подготовки и проведения массовых мероприятий. Действительно, органам государственной власти субъекта Российской Федерации предоставлены такие полномочия. Однако они не являются предметом оспаривания по настоящему делу.

Также нельзя согласиться с утверждением представителя Правительства Республики Саха (Якутия) о том, что оспариваемые нормы носят рекомендательный характер и не являются обязательными для исполнения. В силу ст. 25 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) от 15 февраля 1995 г. 3 № 51-1 «О Правительстве Республики Саха (Якутия)» указанный орган государственной власти в пределах своей компетенции принимает постановления, издаёт распоряжения и иные акты, подлежащие обязательному исполнению на всей территории Республики Саха (Якутия). Кроме того, п. 2 оспариваемого постановления руководителям спортивных и культурно-зрелищных учреждений, организаторам массовых мероприятий и органам внутренних дел

рекомендовано неукоснительно соблюдать указанный Порядок в период подготовки и проведения массовых мероприятий.

Руководствуясь ст. 360, п. 1 ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Верховного Суда оставить без изменения, Саха (Якутия) - без удовл

Председательствующий Судьи

республики Саха (Якутия) от 6 сентября 2011 г. рационную жалобу Правительства Республики юрения.

Статьи законов по Делу № 74-Г11-22

Статья 71. В ведении Российской Федерации находятся:
ГПК РФ Статья 253. Решение суда по заявлению об оспаривании нормативного правового акта
ГПК РФ Статья 361. Утратила силу

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Загрузка
Наверх