Дело № 77-Г10-6

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 28 июля 2010 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Борисова Любовь Владимировна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №77-Г10-6

от 28 июля 2010 года

 

председательствующего Ерёменко Т.И.,

при секретаре Аверине A.B. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям Бахаевой [скрыто] Копылова [скрыто]

[скрыто] Аверьянова Oj I' общества с ограниченной

ответственностью «Спецпромснаб» (далее ООО «Спецпромснаб»), закрытого акционерного общества «Агрореммаш» (далее ЗАО «Агрореммаш») о признании недействующим постановления администрации Липецкой области от 10 октября 2008 г. № 277 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков и результатов расчёта удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков» по кассационным жалобам Бахаевой В.И., Копылова В.В., Аверьянова СП., ООО «Спецпромснаб», ЗАО «Агрореммаш» на решение Липецкого областного суда от 14 мая 2010 г., которым отказано в удовлетворении заявленных требований.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., объяснения представителя Бахаевой В.И. - Дмитриенко Е.В., представителя Аверьянова СП. - Горбовской E.H., представителя Копылова В.В. - Есиковой Л.Н., представителя ООО «Спецпромснаб» и ЗАО «Агрореммаш» Миронова A.C., поддержавших доводы кассационных жалоб, объяснения представителя администрации и департамента имущественных отношений Липецкой области Мельник Т.М., возражавшей против отмены решения суда, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кротова В.А., полагавшего решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

10 октября 2008 г. администрацией Липецкой области принято постановление № 277 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков и результатов расчёта удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков», опубликованное в печатном издании «Липецкая газета», № 245, 23 декабря 2008 г. и вступившее в силу с 1 января 2009 г.

Бахаева В.И. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным названного акта в части утверждения кадастровой стоимости принадлежащего ей на праве собственности земельного участка с кадастровым номером [скрыто], полагая, что неправильно был

определён 13-й вид разрешённого использования земельного участка под объекты транспорта для трамвайного депо № 1. С августа 2005 г. трамвайное депо не существует. Она приобретала участок 20 мая 2009 г. с целью использования его под личное подсобное хозяйство. Кадастровая стоимость земельного участка необоснованно завышена и влечёт незаконное увеличение земельного налога.

Аверьянов СП., собственник земельного участка с кадастровым номером [скрыто], просит признать незаконным указанное выше

постановление в части кадастровой стоимости принадлежащего ему участка, утверждая, что она в десятки раз превышает рыночную стоимость земельного участка. Расчёт кадастровой стоимости произведён в нарушение Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов, утверждённых приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29 июня 2007 г. № П/0152, поскольку невозможно определить, какой из предусмотренных указанными Рекомендациями подходов к определению кадастровой стоимости земельного участка в зависимости от видов разрешённого использования был выбран, а также какие факторы оценки кадастровой стоимости земельного участка были использованы. В результате принятия оспариваемого акта нарушается право заявителя уплачивать земельный налог в законно установленном размере.

Копылов В.В., арендатор земельного участка с кадастровым номером

установления кадастровой стоимости арендуемого участка (п. 49929), указывая, что объект недвижимости, расположенный на этом участке, используется в производственных целях, а не для размещения станции техобслуживания, что соответствует 9, а не 5 виду разрешённого использования в соответствии с Типовым перечнем видов разрешённого использования.

ООО «Спецпромснаб» просит признать недействительным то же постановление областной администрации в части установления кадастровой

[скрыто], оспаривает приведенное выше постановление в части

стоимости принадлежащего обществу земельного участка с кадастровым номером [скрыто] по тем основаниям, что администрация в

нарушение земельного и градостроительного законодательства изменила вид разрешённого использования, указав 3 вместо 9 вида разрешённого использования.

ЗАО « Агрореммаш», собственник земельного участка с кадастровым номером [скрыто], также оспаривает постановление

администрации Липецкой области от 10 октября 2008 г. № 277 (в части п. 49940), настаивая на том, что незаконно администрация изменила вид разрешённого использования земельного участка, указав 7-й вид, в то время, как речь идёт о землях промышленности и необходимо было указать 9-й вид разрешённого использования, что привело к значительному увеличению кадастровой стоимости этого участка и, соответственно, к увеличению налогового бремени. Кроме того, земельный участок расположен в районе Цемзавода (г. Липецк), а удельный показатель кадастровой стоимости для него применили как для земельного участка, находящегося в районе 10 шахты.

Липецким областным судом постановлено приведённое выше решение, об отмене которого и принятии нового решения об удовлетворении заявления просят в кассационных жалобах заявители, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.

Правовое регулирование отношений, о которых возник спор, осуществляется на уровне Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации (далее ЗК РФ) и иными нормативными правовыми актами.

Пунктами «в» и «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что вопросы владения, пользования и распоряжения землёй и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии со ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли

являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. № 316 (с последующими изменениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (п. 4). Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (п. 5). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10). Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (п. 11).

Приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 г. № 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов (далее - Методические указания), а приказом от 28 июня 2007г. № 215 - Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель».

Согласно п. 4 Административного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает следующие административные процедуры:

подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации;

формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков в субъекте Российской Федерации;

выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;

контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;

проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение;

утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктами 9.4, 9.8, 9.9 Административного регламента определено, что после получения от Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации отчёта Роснедвижимость производит его проверку на соответствие методическим указаниям и принимает решение, которое оформляется актом проверки. В случае принятия решения о соответствии отчёта методическим указаниям Роснедвижимость в срок не более трёх рабочих дней с даты составления акта проверки направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки. После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение в виде проекта акта названного органа исполнительной власти. Руководитель Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации обеспечивает соответствие предоставленных на утверждение органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель результатам государственной кадастровой оценки земель, согласованным с Роснедвижимостью. После чего происходит утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Из приведённых положений действующего законодательства следует, что Роснедвижимость является единственным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, компетентным осуществлять проверку правильности проведения работ по государственной кадастровой оценке земель, в том числе и соблюдения исполнителем работ по определению кадастровой стоимости земель Методических указаний. Процедура государственной кадастровой оценки земель предполагает, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает те результаты государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых Роснедвижимостью была проведена соответствующая проверка и

принято решение о соответствии проведённых работ Методическим указаниям.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что работы по определению кадастровой стоимости земель населённых пунктов на территории Липецкой области проводились Центрально-Чернозёмным филиалом ФГУП «Госземкадастрсъёмка» - ВИСХАГИ. По результатам проведённых работ им был составлен отчёт, который представлен в Роснедвижимость и прошёл проверку на соответствие Методическим указаниям.

Актом Роснедвижимости от 8 августа 2008 г. № 5 отчёт по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Липецкой области был признан соответствующим Методическим указаниям. Замечания отсутствуют.

Результаты государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов утверждены в принятом и опубликованном постановлении правительства Липецкой области от 10 октября 2008 г. № 277.

При таких обстоятельствах правомерным является вывод в решении суда об отсутствии правовых оснований для признания оспариваемого акта противоречащим федеральному законодательству и недействующим.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве основания для отмены решения.

Не имеют правового значения для данного дела и не влекут отмену решения суда ссылки заявителей на неправомерное изменение органами государственной власти вида разрешённого использования земельных участков, по поводу которых возник спор, в значительной степени влияющего на результаты государственной кадастровой оценки земель. В случае несогласия с действиями (бездействием), решениями Управления Роснедвижимости (ныне Росреестр) по Липецкой области, а также иными государственными органами и их должностными лицами, участвовавшими в процедуре государственной кадастровой оценки земель, заявители вправе их обжаловать в установленном законом порядке.

Иные доводы кассационных жалоб Бахаевой В.И., Копылова В.В., Аверьянова СП., ООО «Спецпромснаб», ЗАО «Агрореммаш» являлись предметом проверки суда первой инстанции и обоснованно по мотивам, приведённым в решении, были отвергнуты судом. Оснований не согласиться с указанной правовой оценкой суда Судебная коллегия не имеет.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 360, п. 1 ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Россййе-кей-Федерации

 

определила:

 

решение Липецкого областного суда от 14 мая 2010 г. оставить без изменения, кассационные жалобы Бахаевой В.И., Копылова В.В.,

Аверьянова СП., общества с ограниченной ответственностью «Спецпромснаб», закрытого акционерного общества «Агрореммаш» - без удовлетворения.

Статьи законов по Делу № 77-Г10-6

Статья 72. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
Статья 76. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные
ГПК РФ Статья 361. Утратила силу
ЗК РФ Статья 65. Платность использования земли
ЗК РФ Статья 66. Оценка земли

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Загрузка
Наверх