Дело № 78-Г09-33

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 9 сентября 2009 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Хаменков Владимир Борисович
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №78-Г09-33

от 9 сентября 2009 года

 

председательствующего Еременко Т.И.,

при секретаре Росляковой Н.В.

рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе ООО «Петровив» на решение Санкт-Петербургского городского суда от 26 июня 2009 года, которым ООО «Петровив» отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным и не подлежащим применению с момента принятия распоряжения Комитета экономического развития промышленной политики и торговли Правительства Санкт-Петербурга от 2 сентября 2008 года № 768-р «Об утверждении Перечня разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов в Санкт-Петербурге» и утвержденного им Перечня разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов в Санкт-Петербурге.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителя ООО «Петровив» Бравичева Д.С., поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения против жалобы представителя губернатора, Правительства и Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга Худяковой Е.Л., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей, что решение суда подлежит отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

2 сентября 2008 года Комитетом экономического развития промышленной политики и торговли Правительства Санкт-Петербурга принято распоряжение № 768-р «Об утверждении Перечня разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов в Санкт-Петербурге».

Согласно данному перечню в Санкт-Петербурге разрешен прием от физических лиц лома и отходов цветных металлов: алюминиевые банки глубокой вытяжки, предназначенные для розлива пива, соков, газированных и негазированных слабоалкогольных и безалкогольных напитков; металлические банки и крышки к ним, предназначенные для фасования консервируемой продукции.

ООО «Петровив» обратилось в Санкт-Петербургский городской суд с заявлением о признании названных выше распоряжения Комитета экономического развития промышленной политики и торговли Правительства Санкт-Петербурга и утвержденного им Перечня разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов в Санкт-Петербурге незаконным и не подлежащим применению с момента принятия.

В обоснование своих доводов заявитель ссылался на то, что указанное распоряжение принято Комитетом с превышением полномочий, поэтому распоряжение нарушает права и законные интересы ООО «Петровив» в сфере экономической деятельности и ограничивает свободу осуществления предпринимательской деятельности.

Решением Санкт-Петербургского городского суда от 26 июня 2009 года в удовлетворении заявления отказано.

В кассационной жалобе ООО «Петровив» просит об отмене решения, ссылаясь на его незаконность.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда первой инстанции неправильным и подлежащим отмене.

В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными правовыми актами.

Положениями статьи 13.1 этого же Федерального закона утверждение перечня разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Законом Санкт-Петербурга от 6 мая 2008 года № 254-41 «О разграничении полномочий органов государственной власти Санкт-Петербурга

в области обращения с отходами производства и потребления в Санкт-Петербурге» утверждение перечня разрешенных для приема от физических лиц лома цветных металлов отнесено к полномочиям Правительства Санкт-Петербурга в области обращения с отходами.

На основании пункта 4 статьи 9 Закона Санкт-Петербурга от 30 октября 2003 года № 642-87 «О Правительстве Санкт-Петербурга» Правительство Санкт-Петербурга вправе передавать иным исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга осуществление части своих полномочий.

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26 августа 2008 года № 1082 «О внесении изменения в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 10 февраля 2004 года № 177» в Положение о Комитете экономического развития, промышленной политики и торговли, был включен пункт 3.91-1, относящий к полномочиям Комитета утверждение перечня разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов в Санкт-Петербурге.

Данное Постановление опубликовано в Информационном бюллетене Администрации Санкт-Петербурга № 34 от 8 сентября 2008 года.

Согласно статье 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

В соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30 декабря 2003 года № 173 «О порядке опубликования законов Санкт-Петербурга, нормативных правовых актов Губернатора Санкт-Петербурга, Правительства Санкт-Петербурга и иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга» постановления Правительства Санкт-Петербурга подлежат официальному опубликованию не позднее пятнадцати дней со дня их принятия (п. 1.2.) и вступают в силу в сроки, установленные в указанных нормативных правовых актах, но не ранее дня их официального опубликования (п. 1.6.).

Аналогичные положения были закреплены и в статье 11 Закона Санкт-Петербурга «О Правительстве Санкт-Петербурга» от 6 июля 2009 года № 33566.

Коль скоро названное выше постановление Правительства Санкт-Петербурга от 26 августа 2008 года № 1082 «О внесении изменения в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 10 февраля 2004 года № 177» вступило в силу только 8 сентября 2008 года, 2 сентября того же года у Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли отсутствовали полномочия по утверждению Перечня разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов в Санкт-Петербурге.

Отказывая ООО «Петровив» в удовлетворении заявления суд ошибочно исходил из того, что постановление Правительства Санкт-Петербурга № 1082 является индивидуальным правовым актом, вступил в силу с момента его подписания, следовательно, оспариваемое распоряжение Комитета № 768-р

издано в пределах его полномочий, с соблюдением порядка принятия и введения его в действие.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 9 Постановления от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Как следует из материалов дела, постановление Правительства Санкт-Петербурга от 26 августа 2008 года № 1082

- издано управомоченным органом государственной власти;

- наделяя Комитет полномочием утверждать перечень разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов в Санкт-Петербурге, возлагает этим на физических лиц, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих данный вид деятельности, обязанность исполнения предписаний именно этого органа, то есть содержит правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение;

- направлено на изменение существующих правоотношений, поскольку устанавливает обязанности неопределённого круга лиц перед другим исполнительным органом государственной власти.

При таких обстоятельствах у суда не было оснований считать, что в нормативный правовой акт - Положение о Комитете экономического развития, промышленной политики и торговли дополнения внесены правовым актом индивидуального характера.

Как указывал Верховный Суд Российской Федерации в вышеуказанном Постановлении Пленума при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования. Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.

Если судом будет установлено, что оспариваемый акт или его часть приняты по вопросу, который не мог быть урегулирован нормативным правовым актом данного уровня, или приняты с нарушением полномочий

органа, издавшего этот акт, то оспариваемый акт или его часть признаются недействующими.

Учитывая, что оспариваемое распоряжение было принято Комитетом экономического развития, промышленной политики и торговли с нарушением полномочий, требования заявителя о признании такого распоряжения недействующим с момента его принятия подлежат удовлетворению.

На основании изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 360, 361 ГПК РФ,

 

определила:

 

решение Санкт-Петербургского городского суда от 26 июня 2009 года отменить и принять новое решение, которым заявление ООО «Петровив» удовлетворить.

Признать недействующим и не подлежащим применению с момента принятия распоряжение Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Правительства Санкт-Петербурга от 2 сентября 2008 года № 768-р «Об утверждении перечня разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов в Санкт-Петербурге» и Перечень разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов Санкт-Петербурге, утвержденный данным распоряжением.

Статьи законов по Делу № 78-Г09-33

Статья 15. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Загрузка
Наверх