Суд | Верховный Суд Российской Федерации |
Дата решения | 26 июля 2013 г., Определение |
Инстанция | Судебная коллегия по административным делам, кассация |
Категория | Административные дела |
Докладчик | Гуляева Галина Александровна |
Электронная копия решения | Скачать |
Решение |
Положительное решение
|
Дело №78-КГ13-13
от 26 июля 2013 года
председательствующего Назаровой A.M.,
рассмотрела в судебном заседании 26 июля 2013 г. гражданское дело по иску Бегаева [скрыто] к Военному комиссариату Санкт-Петербурга о
перерасчёте размера ежемесячной денежной компенсации в возмещении вреда здоровью, взыскании задолженности по кассационной жалобе Бегаева [скрыто]
на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от
14 июня 2012 г., которым в удовлетворении исковых требований отказано, и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 21 августа 2012 г., которым указанное решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А., выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей судебные постановления подлежащими отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
Бегаев Ю.Ф. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Санкт-Петербурга о взыскании ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью исходя из денежного довольствия с учётом степени утраты профессиональной трудоспособности в размере [скрыто] руб. [скрыто] коп. начиная с 1 мая 2012г. с последующей индексацией в установленном законом порядке,
в обоснование которого ссылался на то, что является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации, получает пенсию по выслуге лет, в июле 1999 г. был признан инвалидом 2 группы вследствие увечья, полученного при исполнении служебных обязанностей, с установлением 70 % утраты профессиональной трудоспособности. С 15 февраля 2001г. истцу как инвалиду 2 группы из числа ветеранов подразделений особого риска ответчик самостоятельно назначил ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в твёрдой денежной сумме в размере 2 500 руб., а также выплатил неполученную денежную компенсацию за период с 1 июля 1999 г. по 15 февраля 2001 г., исчисленную из денежного довольствия с учётом степени утраты профессиональной трудоспособности. Ссылаясь на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2010 г. № 21-П истец полагал, что ответчик неправомерно отказывает ему в удовлетворении заявления о назначении денежной компенсации в том же размере, в каком ему была исчислена неполученная денежная компенсация за период с 1 июля 1999 г. по 15 февраля 2001 г. Представитель ответчика иск не признал.
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 14 июня
2012 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 21 августа 2012г., в удовлетворении исковых требований Бегаева Ю.Ф. отказано.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 3 апреля
2013 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации для проверки в кассационном порядке, и определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 20 июня 2013 г. кассационная жалоба Бегаева Ю.Ф. с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
В кассационной жалобе Бегаев Ю.Ф. содержится просьба об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений со ссылкой на то, что судом первой и апелляционной инстанции при его рассмотрении допущены существенные нарушения норм материального права.
Стороны, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание Судебной коллегии не явились, истец просил о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с чем на основании статьи 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
В соответствии со статьёй 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных
постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При рассмотрении настоящего дела судом первой и апелляционной инстанции были допущены существенные нарушения норм материального права.
Как установлено судом и подтверждается материалами настоящего дела, Бегаеву Ю.Ф. установлена 2 группа инвалидности с 30 июня 1999 г. бессрочно, причина инвалидности - увечье, полученное при исполнении обязанностей военной службы, связанных с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска, тогда же определена степень утраты профессиональной трудоспособности в размере 70 процентов.
Решением Октябрьского суда Адмиралтейского района Санкт-Петербурга от 1 октября 2002 г. по делу по иску Бегаева Ю.Ф. к Военному комиссариату Санкт-Петербурга, установлено, что с 15 февраля 2001 г. Бегаев Ю.Ф. являлся получателем ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причинённого здоровью, в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в твёрдой денежной сумме, установленной для инвалидов второй группы в размере 2 500 руб. С ноября 2001г. ответчик прекратил выплату указанной компенсации со ссылкой на то, что данная выплата на граждан из подразделений особого риска не распространяется. Указанным судебным решением на Военный комиссариат Санкт-Петербурга была возложена обязанность возобновить Бегаеву Ю.Ф. выплату ежемесячной денежной компенсации вреда, причинённого здоровью, начиная с 1 ноября 2001г.
Решением Октябрьского суда Адмиралтейского района Санкт-Петербурга от 20 ноября 2003 г. с Военного комиссариата Санкт-Петербурга в пользу Бегаева Ю.Ф. была взыскана неполученная денежная компенсация в возмещение вреда, причинённого здоровью, за период с 1 июля 1999 г. по 15 февраля 2001 г. в сумме [скрыто] руб. [скрыто] коп. исходя из денежного довольствия
и стоимости продовольственного пайка в размере, учитываемом при исчислении пенсии [скрыто] руб. [скрыто] коп.), с учётом степени утраты трудоспособности; установлен размер ежемесячной денежной компенсации с 1 января 2002 г., определённый в твёрдой денежной сумме 2 500 руб.; взыскана задолженность за период с 1 января 2002 г. по 30 сентября 2003 г. в сумме [скрыто] руб. [скрыто] коп.; на ответчика возложена обязанность начиная с 1 октября 2003 г. выплачивать истцу ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причинённого здоровью, в размере [скрыто] руб. [скрыто] коп., с последующей индексаций указанной суммы в установленном законом порядке.
Решением Октябрьского суда Адмиралтейского района Санкт-Петербурга от 18 мая 2004 г. истцу установлена с 1 октября 2003 г. ежемесячная сумма в возмещение вреда здоровью в размере ( руб. [скрыто] коп. с последующей индексацией в установленном законом порядке, а также взыскана задолженность по названным выплатам за период с 1 июля 1999 г. по 15 февраля 2001 г. в размере [скрыто] ( руб. [скрыто] коп., за период с 1 января 2002 г. по 30 сентября 2003 г. в размере [скрыто] руб [скрыто] коп. Как следует из судебного решения, по требованию Бегаева Ю.Ф. судом была произведена индексация суммы возмещения вреда, причинённого здоровью, начиная с 1 января 2002 г. пропорционального росту величины прожиточного минимума в Санкт-Петербурге для пенсионеров за 2001 и 2002 годы.
Заявление Бегаева Ю.Ф. от 7 марта 2012 г. о перерасчёте выплачиваемой ему ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью исходя из денежного довольствия и степени потери профессиональной трудоспособности с 1 января 2012 г. оставлено Военным комиссариатом Санкт-Петербурга без удовлетворения.
Разрешая спор и принимая решение об отказе в удовлетворении заявленного иска, суд пришёл к выводу о наличии у истца права на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, рассчитанной как из утраченного заработка, так и в твёрдой денежной сумме, однако в удовлетворении исковых требований отказал, в связи с тем, что истец самостоятельно и добровольно реализовал своё право выбора способа исчисления размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, выбрав способ расчета исходя из твёрдой денежной суммы, о чём свидетельствуют обращения истца в суд за защитой своих прав начиная с 3 марта 2002г. и в последующие годы.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда согласилась с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия находит выводы суда первой и апелляционной инстанции не соответствующими установленному порядку назначения и выплаты компенсаций, возмещающих вред, причинённый здоровью радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, гражданам, ставшим инвалидами, а состоявшиеся по делу судебные постановления - принятыми с существенным нарушением норм материального права.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991г. № 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска» действие Закона РСФСР от 15 мая 1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» распространяется на граждан из подразделений особого риска в пределах, установленных указанным Постановлением.
Пунктом 2 указанного Постановления, в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г., предусматривалось, что лицам, ставшим инвалидами, указанным в пункте 1 настоящего постановления, гарантируется предоставление льгот и компенсаций, установленных статьёй 14, частями 1-3,7 статьи 24, статьей 29, частью 1 статьи 31 Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, введённый в действие с 1 января 2005 г., внёс в названные выше Постановление Верховного Совета Российской Федерации и в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» изменения и дополнения, согласно которым с 1 января 2005 г. инвалидам из числа граждан, перечисленных в пункте 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991г. № 2123-1, гарантируется предоставление только мер социальной поддержки в пределах, установленных пунктом 2 названного постановления.
Согласно пункту 2 данного Постановления (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004г. № 122-ФЗ) лицам, ставшим инвалидами, указанным в пункте 1 настоящего постановления, гарантируются меры социальной поддержки, установленные пунктами 1-14 части первой статьи 14, статьей 24, пунктом 1 части третьей статьи 27.1, статьей 29 (за исключением абзаца второго пункта 2 части первой), частями первой - третьей статьи 39 Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Пунктом 1 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004г. № 122-ФЗ предусмотрено сохранение в рамках длящихся правоотношений прав лиц на льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, и после вступления в силу данного Федерального закона.
Право на получение ежемесячной суммы возмещения вреда, причинённого здоровью радиационным воздействием, впервые было установлено пунктом 25 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995г. № 179-ФЗ, введённой в действие со 2 марта 1996г.
Согласно данной норме гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантировалось возмещение вреда, причинённого здоровью в связи с радиационным воздействием либо в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых
обязанностей.
Согласно абзацу третьему пункта 2 части первой статьи 29 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991г. № 1244-1 (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995г. № 179-ФЗ) военнослужащим, ставшим инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, получающим пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей», увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, выплата сумм возмещения вреда, предусмотренного пунктом 25 статьи 14 настоящего Закона, не производится.
Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 г. № 18-П положение, вытекающее из абзаца четвертого подпункта 1 пункта 23 статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. и касающееся лишения военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет и ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, права на возмещение вреда, противоречит Конституции Российской Федерации и утрачивает силу по истечении шести месяцев с момента провозглашения данного постановления.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в указанном Постановлении, военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, независимо от получения ими пенсии за выслугу лет, должны иметь право на возмещение вреда, как и иные граждане, пострадавшие от чернобыльской катастрофы.
Федеральным законом от 12 февраля 2001 г. №5-ФЗ были внесены соответствующие изменения в пункт 2 статьи 29 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», предусматривающие, что военнослужащие (и приравненные к ним лица), направленные и командированные для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, имеют право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 25 части первой статьи 14 указанного Закона, то есть исходя из твёрдой суммы в зависимости от группы инвалидности.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001г. № 5-ФЗ гражданам, получавшим до вступления в силу настоящего Федерального закона возмещение вреда, причинённого здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, по их выбору выплачивается либо ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная пунктом 25 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся
воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», либо ранее установленная ежемесячная денежная сумма, определённая в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.
Часть первая статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001г. № 5-ФЗ признана Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2010 г. №21-П не противоречащей Конституции Российской Федерации, поскольку содержащиеся в ней положения не могут рассматриваться как препятствующие назначению инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, право которых на возмещение вреда здоровью было признано Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 1 декабря 1997г. № 18-П, но которые не обращались за установлением соответствующих выплат до вступления данного Федерального закона в силу, ежемесячных денежных компенсаций в том же размере, в каком им были исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью (исходя из денежного довольствия с учётом степени утраты профессиональной трудоспособности).
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 7 ноября 2012 г. № 24-П часть 1 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001г. № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» признана не соответствующей Конституции Российской Федерации в той мере, в какой содержащиеся в ней положения служат основанием для отказа в назначении инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих, получающим пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, право которых на возмещение вреда здоровью было признано Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 1 декабря 1997 г. № 18-П, но которые не обращались за установлением соответствующих выплат до вступления данного Федерального закона в силу, ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причинённого здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том же размере, в каком им были исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью (исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности).
Статьей 3 Федерального закона от 12 февраля 2001г. № 5-ФЗ было установлено, что исчисление недополученных гражданами за период с 2 июня 1998 г. (дня, когда признанные неконституционными нормы Федерального закона от 24 ноября 1995г. № 179-ФЗ утратили силу) по 15 февраля 2001 г. (дата вступления в силу Федерального закона от 12 февраля
2001г. №5-ФЗ) денежных компенсаций должно осуществляться в соответствии с пунктом 3 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997г. № 18-П, а порядок и условия их возврата в течение 2001 - 2003 годов - определяться Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации 8 июня 2001г. были утверждены Порядок и условия возврата недополученных денежных компенсаций гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы, согласно которым инвалидам-чернобыльцам из числа военнослужащих выплата неполученной денежной компенсации в возмещение вреда, причинённого здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, производится за период со 2 июня 1998г. по 15 февраля 2001г. органами, осуществляющими их пенсионное обеспечение, исходя из денежного довольствия в размере, действующем на день выплаты, в зависимости от степени утраты трудоспособности.
Из материалов настоящего дела усматривается, что денежная компенсация в возмещение вреда, причинённого здоровью за период с 1 июля 1999 г. по 15 февраля 2001 г., исчисленная с учетом степени утраты трудоспособности, исходя из денежного довольствия, произведена истцу на основании судебного решения от 20 ноября 2003 г. С 15 февраля 2001г. выплата ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причинённого здоровью, производилась исходя из твёрдой суммы в зависимости от степени инвалидности.
Принимая во внимание изложенное выше, у лиц из числа военнослужащих как по состоянию на дату вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001г. №5-ФЗ, так и впоследствии до момента провозглашения позиции Конституционного Суда Российской Федерации, касающейся права данной категории граждан на исчисление суммы возмещения вреда здоровью исходя из денежного довольствия с учётом степени утраты профессиональной трудоспособности, отсутствовала возможность выбора порядка расчёта денежной компенсации, выплачиваемой в возмещение вреда, причинённого здоровью радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Таким образом, вывод суда о том, что Бегаев Ю.Ф. реализовал предоставленное законом право выбора способа исчисления размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причинённого здоровью, исходя из твёрдой денежной суммы, установленной для инвалидов 2 группы Федеральным законом от 12 февраля 2001г. № 5-ФЗ, основан на ошибочном толковании действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения сторон.
Учитывая изложенное, в целях исправления судебной ошибки, допущенной при рассмотрении дела судом первой и апелляционной инстанции
в применении норм материального права, которая повлекла вынесение неправосудного решения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации признаёт решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 14 июня 2012 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 21 августа 2012 г. подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, с учётом всех установленных по настоящему делу обстоятельств и с соблюдением требований материального и процессуального закона разрешить возникший спор.
Руководствуясь статьями 387, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 14 июня 2012 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 21 августа 2012 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.