Дело № 8-АПГ13-11

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 2 сентября 2013 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, апелляция
Категория Административные дела
Докладчик Ерёменко Татьяна Ивановна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №8-АПГ13-11

от 2 сентября 2013 года

 

председательствующего В.Н. Пирожкова

при секретаре Строилове A.M.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Лифанова [скрыто] l об оспаривании решения

территориальной избирательной комиссии Мышкинского района от 8 августа 2013 года № 53/227 об отказе в регистрации кандидата в депутаты Ярославской областной Думы шестого созыва Лифанова [скрыто] i по апелляционной жалобе Лифанова В.А. на решение

Ярославского областного суда от 20 августа 2013 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И. Еременко, объяснения представителя по доверенности A.B. Волкова, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Н.Ю. Гончаровой, полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

Постановлением Избирательной комиссии Ярославской области от 19 июня 2013 года №75/427-5 назначены выборы депутатов Ярославской областной Думы шестого созыва.

Решением территориальной избирательной комиссии Мышкинского района от 8 августа 2013 года № 53/227, на которую постановлением Избирательной комиссии Ярославской области от 19 июня 2013 года № 75/428-5 возложены полномочия окружной

избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 22, отказано в регистрации кандидата в депутаты Ярославской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 22 Лифанова [скрыто] i ввиду недостаточного количества

достоверных подписей избирателей в поддержку кандидата, представленных для регистрации.

Не согласившись с указанным решением избирательной комиссии, Лифанов В.А. обратился в Ярославский областной суд с заявлением о его оспаривании, ссылаясь на то, что оснований для признания недействительными 136 подписей в поддержку кандидата у избирательной комиссии не имелось. Необоснованное и незаконное признание указанных подписей недействительными, нарушило пассивное избирательное право заявителя.

В судебном заседании заявитель Лифанов В.А. и его представитель Волков A.B. заявление поддержали.

Представители территориальной избирательной комиссии Мышкинского района Николаев М.В. и Сентюрина H.A. просили суд в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решением Ярославского областного суда от 20 августа 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе Лифанов В.А. просит указанное решение суда отменить ввиду нарушения судом норм материального права.

Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему.

Согласно п.1 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии, в том числе, необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с п. 17 данной статьи).

На основании подпункт «з» п. 6.4 этой же статьи недействительными подписями являются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, имеются исправления, специально не оговоренные лицом, осуществлявшем сбор подписей избирателей.

В силу п. 6.6 вышеупомянутой статьи, специально оговоренные избирателем или лицом, заверяющим подписной лист, при составлении подписного листа исправления и помарки не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной, если не

установлена её недостоверность или недействительность в соответствии с подпунктами «з», «и», «м» и «о» п. 6.4 данной статьи.

В соответствии с п. 1 ст. 37 Федерального закона № 67-ФЗ в поддержку выдвижения кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 настоящей статьи, но не может составлять менее 10 подписей.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 47 Закона Ярославской области в поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, установленном настоящим Законом. На выборах в органы государственной власти Ярославской области подписи могут собираться со дня оплаты изготовления подписных листов. На выборах в органы местного самоуправления подписи могут собираться со дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата.

В поддержку выдвижения кандидата в депутаты Ярославской областной Думы, выдвигаемого по одномандатному избирательному округу, кандидата в депутаты представительного органа муниципального образования Ярославской области должно быть собрано в порядке, установленном настоящим законом, 0,5 процента подписей избирателей от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, но не менее 10 подписей.

Постановлением Ярославской областной Думы от 29 января 2013 года № 3 утверждена схема образования одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Ярославской областной Думы. Согласно утвержденной Схеме число избирателей избирательного округа № 22 составляет 39 727 человека. Таким образом, кандидат в депутаты Ярославской областной Думы, баллотирующийся по данному округу, обязан представить в избирательную комиссию не менее 199 подписей избирателей в свою поддержку.

В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пп. 24 - 26 ст.38 указанного Федерального закона, иных требований, предусмотренных этим Федеральным законом, иным законом.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, областной суд пришёл к правильному выводу об отсутствии оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого решения избирательной комиссии.

Суд исследовал подписные листы и установил, что признание приведенных подписей избирателей недействительными соответствует требованиям Федерального закона № 67-ФЗ.

Так, основанием для признания недействительными подписей явилось следующее:

108 подписей избирателей признаны комиссией недействительными на основании пп. «3» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ (папка № 1, листы 2, 4-7, 9, 11, папка № 2, листы 1, 4, 5, 8-15). В указанных подписных листах сведения об органе, выдавшем паспорт лицу, осуществлявшему сбор подписей, приведены неполно;

18 подписей избирателей признаны недействительными на основании пп. «г» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ (папка № 1 лист 1 строки 1-6, лист 12 строки 1-6, лист 13 строки 1-6). В указанных подписных листах адрес места жительства избирателя указан неполно;

1 подпись избирателя признана недействительной на основании п. И ст. 37 Федерального закона № 67-ФЗ (папка № 1 лист 15 строка 1): избиратель дважды поставил свою подпись в поддержку кандидата Лифанова В.А. Подпись данного избирателя, содержащаяся в папке № 1 лист 2 строка 1 избирательной комиссией признана достоверной;

3 подписи избирателей признаны действительными на основании пп. «е» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ (папка № 1 лист 16, строка 2; папка № 2 лист 3 строка 1, лист 7 строка 5). Данные подписи имеют неоговоренные исправления в части даты их внесения избирателем;

4 подписи избирателей признаны недействительными на основании пп. «а» п. 6.4. ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ (папка № 1 лист 17 строки 3-6). Подписи избирателей сделаны вне периода сбора подписей -до дня оплаты изготовления подписных листов;

1 подпись избирателя признана недействительной на основании пп. «в» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ (папка № 1 лист 18 , строка 4). Избиратель указал сведения относительно адреса места жительства и номера и серии паспорта, не соответствующие действительности;

6 подписей избирателей признаны недействительными на основании пп. «з» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ (папка № 1 лист 19 строки 1-6). Подписной лист содержит неоговоренные исправления в части даты рождения лица, осуществлявшего сбор подписей.

Как видно из подписных листов, лицами, осуществлявшими сбор подписей, неполно указаны органы, выдавшие паспорт гражданина РФ.

В соответствии с п. 12 ст. 37 Федерального закона № 67-ФЗ каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей,

участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.

Данное требование федерального закона при заверении подписного листа не исполнено.

В соответствии с пп. «г» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ недействительными признаются подписи избирателей, участников референдума без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем, участником референдума своей подписи в подписной лист.

В соответствии с п. 11 ст. 37 Федерального закона № 67-ФЗ избиратель, участник референдума ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования -дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.

В соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона № 67-ФЗ адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

В исследованных судом подписных листах избирателями не указано наименование субъекта и района, где указанные лица зарегистрированы по месту жительства.

При таких обстоятельствах, избирательная комиссия обоснованно признала данные подписи недействительными.

Основания для признания недействительной подписи избирателя на основании пп. «в» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ у избирательной комиссии также имелись.

Из подписного листа 18 в папке 1 (строка 4) следует, что адрес места жительства избирателя [скрыто] - Ярославская область,

серия и номер паспорта

село [скрыто]

избирателя 78 02 № [скрыто].

Согласно сообщению территориального подразделения № 3 ОУФМС России по Ярославской области в г. Угличе [скрыто] зарегистрирована по месту жительства по адресу: Ярославская область, село [скрыто] серия и номер паспорта

избирателя 78 10 № [скрыто]

Таким образом, факт указания несоответствующих действительности сведений об избирателе имеет место и подтвержден надлежащими доказательствами.

Поскольку 78 достоверных подписей, представленных заявителем в избирательную комиссию являются недостаточными для принятия комиссией решения о регистрации кандидата, оснований для отмены обжалуемого в настоящем деле решения избирательной комиссии не имеется.

Доводы жалобы аналогичны мотивам, указанным в заявлении и исследованным судом первой инстанции. Обстоятельства, на которые ссылается заявитель, в том числе на то, что итоговый протокол вручен избирательной комиссией с нарушением сроков, установленных законодательством, исследовался судом и не нашел подтверждения.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

Решение Ярославского областного суда от 20 августа 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Лифанова В.А. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Статьи законов по Делу № 8-АПГ13-11

ГПК РФ Статья 328. Полномочия суда апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 329. Постановление суда апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 330. Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке

Производство по делу

Договор-Юрист
— это юристы, кодексы и бланки

Команда Договор-Юрист.Ру предлагает вашему вниманию набор актуальных юридических документов и договоров для работы с физическими и юридическими лицами.

Типовые договорыТиповые договоры

Загрузка
Наверх