Дело № 8-АПГ13-3

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 19 августа 2013 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, апелляция
Категория Административные дела
Докладчик Борисова Любовь Владимировна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №8-АПГ13-3

от 19 августа 2013 года

 

председательствующего Пирожкова В.Н.,

при секретаре Строилове A.M.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению избирательного объединения «Региональное отделение в Ярославской области Политической партии «Гражданская Платформа» о признании незаконными постановлений избирательной комиссии Ярославской области от 25 июля 2013 г. № 84/531-5 и от 28 июля 2013 г. № 86/582-5 и возложении на избирательную комиссию Ярославской области обязанности продлить срок на открытие специального избирательного счёта и представление документов на регистрацию по апелляционной жалобе заявителя на решение Ярославского областного суда от 5 августа 2013 г., которым в удовлетворении заявленных требований отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., объяснения представителя избирательного объединения «Региональное отделение в Ярославской области Политической партии «Гражданская Платформа» Вдовина Д.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителей избирательной комиссии Ярославской области Николаева М.В. и Котомина С.Н., представителя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Воронина Д.Ю., возражавших против отмены судебного акта, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

на 8 сентября 2013 г. постановлением избирательной комиссии Ярославской области (далее - Избирательная комиссия) от 7 июня 2013 г. № 158 назначены выборы депутатов Ярославской областной Думы шестого созыва.

Постановлением Избирательной комиссии от 25 июля 2013 г. № 84/513-5 заверен список кандидатов избирательного объединения «Региональное отделение в Ярославской области Политической партии «Гражданская Платформа» (далее - Региональное отделение).

Постановлением Избирательной комиссии от 25 июля 2013 г. № 84/531-5 отказано в регистрации уполномоченного представителя по финансовым вопросам Регионального отделения Семёновой Н.В. в связи с указанием в нотариально удостоверенной доверенности объёма полномочий, не соответствующих решению избирательного объединения о назначении уполномоченного представителя по финансовым вопросам.

Постановлением Избирательной комиссии от 28 июля 2013 г. № 86/582-5 отказано в регистрации уполномоченного представителя по финансовым вопросам Регионального отделения Семёновой Н.В. в связи с невозможностью определения даты заявления о регистрации указанного уполномоченного представителя.

Региональное отделение обратилось в суд с заявлением о признании незаконными постановлений об отказе в регистрации уполномоченного представителя по финансовым вопросам, возложении на Избирательную комиссию обязанности продлить срок на открытие специального избирательного счёта и представление документов на регистрацию. Считает, что представленные документы соответствовали требованиям закона и не имелось оснований для отказа в регистрации. Оспариваемые акты нарушают права заявителя. Без зарегистрированного уполномоченного представителя по финансовым вопросам Региональное отделение лишено возможности сформировать избирательный фонд и продолжить участие в избирательной кампании.

Ярославским областным судом постановлено приведённое выше решение, об отмене которого и принятии нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований просит в апелляционной жалобе Региональное отделение. В качестве оснований для отмены названы неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение судом норм материального права, норм процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда не подлежащим отмене.

Статьёй 58 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме

граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ) регламентировано, что избирательные объединения, выдвинувшие списки кандидатов, для финансирования своей избирательной кампании обязаны создавать избирательные фонды после регистрации их уполномоченных представителей по финансовым вопросам соответствующими избирательными комиссиями (п. 1). Избирательные объединения обязаны назначать уполномоченных представителей по финансовым вопросам. Регистрация уполномоченных представителей по финансовым вопросам осуществляется комиссиями в порядке, установленном законом (п. 3).

Статьёй 71 Закона Ярославской области от 2 июня 2003 г. № 27-з «О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области» (далее - Закон Ярославской области) закреплены положения о том, что избирательные объединения, выдвинувшие списки кандидатов, для финансирования своей избирательной кампании обязаны создавать избирательные фонды после регистрации их уполномоченных представителей по финансовым вопросам соответствующими избирательными комиссиями. Избирательные объединения обязаны назначать уполномоченных представителей по финансовым вопросам. Регистрация уполномоченных представителей по финансовым вопросам осуществляется избирательной комиссией, в которую подавалось уведомление о выдвижении кандидата (списка кандидатов), при наличии документов, предусмотренных решением организующей выборы избирательной комиссии (п. 1).

Утверждение форм документов, представляемых избирательными объединениями в избирательные комиссии на выборах депутатов Ярославской областной Думы, является полномочием Избирательной комиссии, что отражено в ст. 16 Закона Ярославской области (п. 18).

Порядок регистрации и деятельности уполномоченных представителей по финансовым вопросам избирательных объединений при проведении выборов депутатов Ярославской областной Думы шестого созыва, приведён в Инструкции о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов избирательных объединений, кандидатов при проведении выборов депутатов Ярославской областной Думы шестого созыва, утверждённой постановлением Избирательной комиссии от 19 июня 2013 г. № 75/432-5 (в ред. постановления Избирательной комиссии от 10 июля 2013 г. № 78/472-5) (далее - Инструкция).

В соответствии с п. 2.2 Инструкции уполномоченный представитель по финансовым вопросам избирательного объединения осуществляет свои полномочия на основании решения съезда (конференции, общего собрания) избирательного объединения либо органа, уполномоченного съездом (конференцией, общим собранием) избирательного объединения о назначении уполномоченного представителя по финансовым вопросам с

правом первой или второй подписи, о печати на финансовых и расчётных документах, а также на основании нотариально удостоверенной и оформленной в установленном законом порядке доверенности. В доверенности указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование и код органа, выдавшего паспорт, или документа, заменяющего паспорт гражданина, адрес места жительства, полномочия указанного лица.

Для регистрации уполномоченного представителя по финансовым вопросам избирательного объединения в Избирательную комиссию представляются следующие документы:

решение съезда (конференции, общего собрания) избирательного объединения либо органа, уполномоченного съездом (конференцией, общим собранием) избирательного объединения о назначении уполномоченного представителя по финансовым вопросам с правом первой или второй подписи, о печати на финансовых и расчётных документах;

заявление руководителя уполномоченного органа избирательного объединения о регистрации назначенного уполномоченного представителя по финансовым вопросам (по форме, утверждённой Избирательной комиссией);

нотариально удостоверенная доверенность на имя уполномоченного представителя по финансовым вопросам избирательного объединения;

письменное заявление лица о согласии быть уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения (по форме, утверждённой Избирательной комиссией);

документ, подтверждающий место работы или службы, занимаемую должность (род занятий), лица, назначенного уполномоченным представителем по финансовым вопросам.

На основании п. 2.3 Инструкции регистрация уполномоченного представителя по финансовым вопросам избирательного объединения осуществляется после заверения единого списка кандидатов Избирательной комиссией в течение трёх дней со дня подачи документов на регистрацию уполномоченного представителя по финансовым вопросам.

Пунктом 2.7 Инструкции в качестве оснований для отказа лицу в регистрации уполномоченным представителем избирательного объединения, кандидата по финансовым вопросам названы отсутствие у него гражданства Российской Федерации, недостижение 18 лет к моменту регистрации, наличие вступившего в законную силу решения суда о признании гражданина Российской Федерации недееспособным, отбывание наказания в местах лишения свободы по приговору суда, а также отсутствие необходимых документов, предусмотренных Инструкцией.

Судом установлено, что Региональным отделением не соблюдён установленный порядок назначения уполномоченных представителей по финансовым вопросам и оформления их полномочий.

В решении общего собрания указанного избирательного объединения от 18 июля 2013 г., где уполномоченным представителем по финансовым вопросам была назначена Семёнова Н.В., не отражены все необходимые сведения, в том числе о предоставлении ей права представления в Избирательную комиссию финансовых отчётов и первичных финансовых документов, подтверждающих поступление и расходование средств на специальном избирательном счёте. Вместо этого в документе отмечено, что названному представителю предоставлено право на представление финансовых документов в избирательную комиссию города Ярославля, то есть в муниципальную избирательную комиссию, которая в силу закона не принимает и не может принимать участия в выборах в органы государственной власти. Ненадлежаще оформленный документ делает невозможным выполнение обязанностей по представлению финансовых отчётов избирательным объединением. Согласно п. 96 Устава Политической партии «Гражданская Платформа» высшим руководящим органом её регионального отделения является собрание регионального отделения. В связи с этим председатель регионального исполнительного комитета не вправе был по своему усмотрению заменить в доверенности делегированные Семёновой Н.В. общим собранием полномочия на представление в муниципальную комиссию города Ярославля финансовых документов, как это имело место при оформлении доверенности от 19 июля 2013 г.

В силу п. 25 ст. 16 Закона Ярославской области Избирательная комиссия осуществляет контроль за порядком формирования и расходованием средств избирательных фондов избирательных объединений на выборах депутатов в Ярославскую областную Думу.

С учётом изложенного вывод в решении суда о том, что Избирательная комиссия имела основания для проверки представленных документов и принятия постановления от 25 июля 2013 г. № 84/531-5 об отказе в регистрации Семёновой Н.В. в качестве уполномоченного представителя Регионального отделения по финансовым вопросам, является правильным.

Установив, что в последующем заявлении в Избирательную комиссию о регистрации Семёновой Н.В. допущены неоговоренные исправления в дате, свидетельствующие о несоблюдении требований к оформлению документа, суд правомерно посчитал, что Избирательная комиссия имела основания для отказа в регистрации уполномоченного представителя Регионального отделения по финансовым вопросам при принятии постановления от 28 июля 2013 г. № 86/582-5.

Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применён закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, решение суда является законным и обоснованным.

Судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного постановления до доводам апелляционной жалобы Регионального отделения.

По существу доводы жалобы сводятся к несогласию с выводами суда, изложенными в решении. Однако это обстоятельство не предусмотрено

законом в качестве основания для отмены судебного акта в апелляционном порядке.

Не нашли своего подтверждения и иные доводы жалобы, в том числе о неправильном истолковании и применении норм материального права при вынесении обжалуемого решения.

Установлено, что в дальнейшем Семёнова Н.В. была зарегистрирована уполномоченным представителем по финансовым вопросам на основании постановления Избирательной комиссии от 29 июля 2013 г. № 87/585-5. В связи с этим наличие либо отсутствие двух обжалуемых актов об отказе в регистрации указанного представителя не имеет правового значения. Открытие специального избирательного счёта Регионального отделения зависит от действий его уполномоченного представителя по финансовым вопросам.

В силу изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Ярославского областного суда от 5 августа 2013 г изменения, апелляциоин

«Региональное отделение

оставить без

жалобу избирательного объединения Ярославской области Политической партии

«Гражданская ПлатформаУ -V (»4з удовлетворения.

Председательствующий] Судьи

Статьи законов по Делу № 8-АПГ13-3

ГПК РФ Статья 328. Полномочия суда апелляционной инстанции

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Загрузка
Наверх