Дело № 8-В09-6

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 3 сентября 2009 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, надзор
Категория Административные дела
Докладчик Горохов Борис Александрович
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №8-В09-6

от 3 сентября 2009 года

 

судей Корчашкиной Т.Е., Колычевой Г.А.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Б.А. Горохова, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации,

 

установила:

 

Крохина Л.Н. обратилась в суд с указанным иском, в обоснование которого ссылалась на то, что она прибрела необходимый стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Решением комиссии по пенсионным вопросам Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации в Мышкинском муниципальном районе Ярославской области от 17 ноября 2008 года № 168 ей было отказано в назначении трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. В специальный стаж для назначения трудовой пенсии не были зачтены

периоды ее работы в должности медицинской сестры в яслях-саду с 3 марта 1980 года по 16 мая 1980 года; в должности старшей медицинской сестры в яслях-саду р"! ^с 1 марта 1981 года по 18 января 1998 года; в должности старшей медицинской сестры на 0.5 ставки в яслях-саду [скрыто] и на 0.5 ставки в детском доме [скрыто] с 19 января 1998 года по 30 сентября 2000 года; в

должности старшей медицинской сестры в детском доме I I с 1

октября 2000 года по день обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии. Полагая отказ в назначении пенсионного обеспечения незаконным, истица просила суд обязать ответчика включить указанные периоды в стаж работы по специальности и признать за ней право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости с 11 ноября 2008 года.

Решением Мышкинского районного суда Ярославской области от 19 января 2009 года исковые требования Крохиной Л.Н. удовлетворены. Суд постановил: признать незаконным решение Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации в Мышкинском муниципальном районе Ярославской области от 17 ноября 2008 года № 168 об отказе Крохиной Л.Н. в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью. На Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в Мышкинском муниципальном районе Ярославской области возложена обязанность зачесть в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, период работы Крохиной Л.Н. в должности медсестры и старшей медсестры в яслях-саду [скрыто] детском саду [скрыто]"I детском доме [скрыто] с 3 марта 1980 года по 11 ноября 2008 года, и

назначить Крохиной Л.Н. досрочную трудовую пенсию в связи с лечебной деятельностью с 11 ноября 2008 года.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 16 марта 2009 года решение суда оставлено без изменения.

В надзорной жалобе Государственного учреждения - Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации в Мышкинском муниципальном районе Ярославской области ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений.

По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2009 года дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации для проверки в порядке надзора и определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 5 августа 2009 года надзорная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Стороны, будучи извещены о времени и месте рассмотрения дела в порядке надзора, не явились в суд и не сообщили о причине неявки, в связи с чем на основании статьи 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской

Федерации находит ее подлежащей удовлетворению, а состоявшиеся по делу судебные постановления подлежащими частичной отмене по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

При рассмотрении настоящего дела судами были допущены существенные нарушения норм материального права, выразившиеся в следующем.

Удовлетворяя заявленные требования в части включения в стаж работы Крохиной Л.Н., дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периода ее работы в должностях медсестры, старшей медсестры в яслях-саду, детском саду, детском доме с 3 марта 1980 года по 11 ноября 2008 года, суд первой инстанции руководствовался действовавшими до 1 октября 1993 года Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397), которые предусматривали включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, периода работы в должности медицинской сестры в детских яслях, детских садах, объединенных яслях-садах. Названный Перечень относил ясли-сады к списку лечебно - профилактических учреждений, учреждений охраны материнства и детства, санитарно-профилактических учреждений.

Вместе с тем, как усматривается из содержания принятых по делу судебных постановлений, суд первой инстанции со ссылкой на характер осуществляемой Крохиной Л.Н. деятельности пришел к выводу о включении в ее специальный стаж работы в названных должностях в учреждениях, не являющихся учреждениями здравоохранения, в период после признания утратившим силу приведенного Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, то есть с 1 октября 1993 года по день обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости на льготных условиях.

Между тем, в силу подпункта 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального

закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В соответствии с пунктом 3 статьи 28 названного Закона списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Однако, ни Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №464, ни Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года №1066, равно как и действующим в настоящее время Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, не предусматривалось право указанной категории работников на включение в специальный стаж периодов трудовой деятельности в учреждениях, не входящих в систему учреждений здравоохранения и не включенных в соответствующую Номенклатуру учреждений.

С учетом приведенных норм, периоды работы истицы в должностях медсестры, старшей медсестры в яслях-саду, детском саду, детском доме с 3 марта 1980 года по 11 ноября 2008 года подлежат лишь частичному

включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, - до 1 октября 1993 года. Поскольку с 1 октября 1993 года введено в действие Постановление Совета Министров -Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 953, нормы которого исключали возможность включения указанного стажа.

При таких обстоятельствах состоявшиеся судебные постановления нельзя признать законными и обоснованными в части включения в специальный стаж спорных периодов работы истицы после 1 октября 1993 года.

При рассмотрении дела судом правильно установлены обстоятельства дела, но допущено существенное нарушение норм материального права, устранение которого невозможно без отмены состоявшихся по делу судебных постановлений. Судебная коллегия находит возможным вынести по делу новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Руководствуясь ст. ст. 387, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации,

 

определила:

 

решение Мышкинского районного суда Ярославской области от 19 января 2009 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 16 марта 2009 года отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска Крохиной [скрыто] к Государственному учреждению - Отделу Пенсионного фонда

Российской Федерации в Мышкинском муниципальном районе Ярославской области о признании незаконным решения № 168 от 17 ноября 2008 года об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, возложении обязанности зачесть в специальный стаж периоды работы и назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью 11 ноября 2008 года отказать.

Председательствующий:

Статьи законов по Делу № 8-В09-6

ГПК РФ Статья 385. Извещение лиц, участвующих в деле, о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции
ГПК РФ Статья 387. Основания для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке
ГПК РФ Статья 390. Полномочия суда кассационной инстанции

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх